***
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 марта 2022 г. г. Мурманск
14 часов 00 минут
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Романюк С.О., рассмотрев в помещении суда по адресу: *** материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Дорофеева В.А., *** года рождения, уроженца города *** работающего неофициально, владеющего русским языком, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющего,
У С Т А Н О В И Л:
*** в рамках работы по *** от *** выявлен гражданин *** Дорофеев В.А., нарушивший режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, что выразилось в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации (патента, разрешения на временное проживания, вида на жительство и иных документов, предоставляющих и подтверждающих право иностранного гражданина на законное пребывание на территории Российской Федерации)., то есть в нарушении требований пунктов 1, 2 статьи 5 Федерального закона от *** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и статьи 25.10 Федерального закона от *** № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».
Указанное действие Дорофеева В.А. образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Дорофееву В.А. разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации, отводов и ходатайств не поступило, от услуг защитника и переводчика отказался, свою вину в совершении указанного правонарушения признал, в содеянном раскаялся, пояснил, что въехал на территорию Российской Федерации *** Был вынужден уехать из *** по причине того, что его жизни угрожала опасность в связи с проблем в бизнесе. С *** по *** состоял на миграционном учете по *** адрес***. После этого по вопросу оформления разрешительных документов не обращался, за что *** был привлечен Первомайским районным судом *** к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначение административного наказания в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации. С 2017 года он проживает на территории Российской Федерации без миграционного учета, выехать на территорию *** не может по причине пандемии и ведения боевых действий. Указал, что в городе Мурманске он проживает со своей матерью, которая находится на лечении, имеет психическое заболевание и нуждается в постоянном уходе. Намерен незамедлительно решить вопрос с оформлением документов на гражданство Российской Федерации.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 5 Федерального закона от *** № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 5 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статьей 25.10 Федерального закона от *** № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусмотрено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, которое влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вина Дорофеева В.А. в совершении указанного административного правонарушениях подтверждается, помимо данных им объяснений, материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ***, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения; рапортом Врио начальника ОП №*** УМВД России по ***; рапортом инспектора ОП №*** УМВД России по *** об обнаружении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ; копией паспорта гражданина ***; сведениями СПО «Мигрант – 1», сведениями ИБД-Регион.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что Дорофеев В.А. совершил уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом.
При определении вида и размера административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства правонарушения и поведение Дорофеева В.А. после совершения правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств – признание вины, раскаяние в содеянном, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, данные о личности Дорофеева В.А., его имущественное положение.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно положениям части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу статей 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04 ноября 1950 г.), каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что на территории Российской Федерации Дорофеев В.А. проживает с мая 2007 года. Из пояснений Дорофеева В.А. следует, что места жительства, пригодного для проживания, на территории *** он не имеет, при этом в городе Мурманске проживает его мать, за которой он осуществляет уход, работает неофициально. Намерен в ближайшее время оформить миграционные документы, обратиться за получением гражданства. При этом возвращаться на территорию *** не намерен в связи с военными действиями.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от *** №***-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от *** №***-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться, исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем, чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от *** №***-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя, тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе, для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от *** №***-П, от *** №***-П, от *** №***-П, от *** №***-П, от *** №***-П).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Дорофееву В.А. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от *** №***-П и от *** №***-П правовую позицию о возможности, с учетом конкретных обстоятельств дела, назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признание вины, материальное положение, считаю возможным не назначать Дорофееву В.А. административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, ограничившись, с учетом материального положения правонарушителя, административным штрафом в минимальном размере, предусмотренном санкцией инкриминируемой статьи, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Дорофеева В.А. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей, без применения дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
Реквизиты для уплаты административного штрафа:
Получатель штрафа: УФК по Мурманской области (УМВД России по Мурманской области, л/с 04491137920), ИНН 5191501766, КПП 519001001, ОКТМО 47701000, номер счета получателя платежа 03100643000000014900, Наименование банка получателя платежа Отделение г. Мурманск, БИК 014705901, КБК 18811601181019000140. Наименование платежа: штраф (ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, протокол №АА238661 от 12.03.2022). УИН для уплаты штрафа 18891519990002893150.
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию платежного документа, подтверждающего уплату административного штрафа, необходимо представить в Первомайский районный суд города Мурманска.
Неуплата административного штрафа по истечении шестидесяти дней влечет за собой административную ответственность по части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья С.О. Романюк