Судья Р.Х. Закиров Дело № 7-971/2019
Р е ш е н и е
18 сентября 2019 года город Казань
Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания С.Ю. Пупкове, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобы Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева и судебного пристава – исполнителя ОСП № 3 города Набережные Челны Дмитрия Игоревича Дмитриева на постановление судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года, Э.К. Сыдыкбаев (далее по тексту – заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнут административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 рублей в доход государства с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации. В целях обеспечения исполнения постановления в части назначения административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации заявитель помещен в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан (далее по тексту – ЦВСИГ МВД по РТ. Постановление не было обжаловано (опротестовано), вступило в законную силу.
Судебный пристав – исполнитель ОСП № 3 города Набережные Челны Д.И. Дмитриев обратился с заявлением о прекращении исполнения постановления в части назначения Э.К. Сыдыкбаеву административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановлением судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года отказано в удовлетворении данного заявления.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, судебный пристав – исполнитель ОСП № 3 города Набережные Челны Д.И. Дмитриев просит постановление судьи от 4 июля 2019 года отменить мотивируя тем, что Э.К. Сыдыкбаев не имеет гражданства Кыргызской Республики, что является неустранимым препятствием для документирования статуса заявителя и реального исполнения постановления об административного выдворения Э.К. Сыдыкбаева за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, Э.К. Сыдыкбаев просит постановление судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года отменить, освободить его из ЦВСИГ МВД по РТ ссылаясь на отсутствие реальной возможности исполнить постановление судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года в части назначения ему наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, мотивируя тем, что он, то есть Э.К. Сыдыкбаев не имеет гражданства Кыргызской Республики, в 1994 году в несовершеннолетнем возрасте вместе с матерью прибыл в Российскую Федерацию и с указанного времени постоянно проживает на территории Российской Федерации.
Судебный пристав – исполнитель ОСП № 3 города Набережные Челны Д.И. Дмитриев извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
Э.К. Сыдыкбаев в судебное заседание не доставлен, содержится в ЦВСИГ МВД по РТ, извещен о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайство об отложении судебного заседания не представил.
При таком положении, с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Обзоре судебной практики за II квартал 2008 года, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 апреля 2017 года, дело рассмотрено без их участия.
В судебном заседании защитники Э.К. Сыдыкбаева: Г.Г. Балафендиева, Ж.М. Ахмедова, А.М. Конурбаева, действующие на основании доверенности, представитель МВД РТ Л.Р. Ахмадуллина поддержали жалобы по изложенным в них доводам.
Проверка материалов дела, изучение доводов жалоб, позволяют прийти к следующим выводам.
В силу статьи 3.10 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию - соответствующими должностными лицами.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Порядок и срок исполнения вступивших в законную силу постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях регламентированы нормами глав 31, 32 КоАП РФ.
Из взаимосвязанных положений статей 31.2, 32.9, 32.10 КоАП РФ следует, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.
Постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов иных органов и должностных лиц - при назначении судьей иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Исполнение постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится путем официальной передачи иностранного гражданина или лица без гражданства представителю властей иностранного государства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путем контролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации.
Принимая оспариваемое постановление, судья районного суда исходил из отсутствия предусмотренных КоАП РФ правовых оснований для прекращения исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в отношении Э.К. Сыдыкбаева.
При оценке доводов жалоб необходимо руководствоваться следующим.
Главой 31 КоАП РФ установлено правило, согласно которому на судью, административный орган, должностное лицо, вынесших постановление о назначении административного наказания, налагается обязанность прекратить исполнение постановления на основании и в пределах, предусмотренных КоАП РФ. Перечень оснований для прекращения исполнения постановления о назначении административного наказания закреплен в статье 31.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Действительно, как правильно указано судьей районного суда, такое основание прекращения исполнения постановления, как невозможность исполнения назначенного лицу административного наказания, статья 31.7 КоАП РФ не содержит.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 февраля 1998 года N 6-П, от 23 мая 2017года N 14-П, задержание иностранного гражданина или лица без гражданства на срок, необходимый для выдворения за пределы Российской Федерации, не должно восприниматься как основание для задержания на неопределенный срок даже тогда, когда решение вопроса о выдворении этого лица может затянуться вследствие того, что ни одно государство не соглашается его принять; в противном случае задержание как необходимая мера по обеспечению исполнения постановления о выдворении лица за пределы Российской Федерации превращалось бы в самостоятельный вид наказания, не предусмотренный законодательством Российской Федерации и противоречащий Конституции Российской Федерации.
Положения статей 31.7 и 31.9 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 18, 22, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 62 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они не позволяют разрешить в судебном порядке вопрос о правомерности дальнейшего содержания лица без гражданства, которому назначено административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при выявлении обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии на момент рассмотрения данного вопроса фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении этого лица за пределы Российской Федерации.
Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации закреплены нормами Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 62-ФЗ).
В соответствии с положениями статей 14, 16 названного Федерального закона и Указа Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года №1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
Отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что приговором мирового судьи судебного участка №1 по Новошешминскому району Республики Татарстан от 20 июня 2012 года Э.К. Сыдыкбаев был привлечен к уголовной ответственности по части 1 статьи 119 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде обязательных работ сроком 160 часов.
Вступившим в законную силу решением Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 26 марта 2013 года установлен факт постоянного проживания Э.К. Сыдыкбаева на территории Российской Федерации с июля 1994 года.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона №62-ФЗ, Э.К. Сыдыкбаев обратился с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации.
Решением инспектора УФМС России по Республике Татарстан от 12 сентября 2013 года №57536, утвержденным начальником УФМС России по Республике Татарстан, заявление отклонено на основании подп. «ж» части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ, в связи с наличием у Э.К. Сыдыкбаева на момент обращения с таким заявлением непогашенной судимости за совершение умышленного преступления.
20 февраля 2019 года принимая постановление о назначении Э.К. Сыдыкбаеву административного наказания по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации, судья Новошешминского районного суда Республики Татарстан исходил из того, что Э.К. Сыдыкбаев является гражданином Кыргызской Республики, пребывает на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Вместе с тем, из совокупности представленных материалов со всей определенностью следует, что Э.К. Сыдыкбаев не является гражданином Кыргызской Республики, прибыл в Российскую Федерацию в несовершеннолетнем возрасте в 1994 году, то есть, до введения в действие Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". На момент вынесения данного постановления Э.К. Сыдыкбаев не приобрел гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке и не имел гражданства (подданства) иного государства, то есть фактически являлся лицом без гражданства.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о невозможности реального исполнения назначенного Э.К. Сыдыкбаеву наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, препятствуют документированию Э.К. Сыдыкбаева свидетельством на возвращение в Республику Кыргызстан, гражданином которого он не является, и в свою очередь, влекут бессрочное его содержание в ЦВСИГ МВД по РТ, что противоречит Конвенции о защите прав человека и основных свобод и вышеназванной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного нарушения прав иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в отсутствие установленных законодательном сроков содержания таких лиц в центре временного содержания иностранных граждан в целях исполнения данного вида административного наказания.
Таким образом, оспариваемое постановление судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года нельзя признать обоснованным, оно подлежит отмене, а жалобы судебного пристава – исполнителя Д.И. Дмитриева и Э.К. Сыдыкбаева – удовлетворению.
Следовательно, мера обеспечения исполнения постановления в виде помещения Э.К. Сыдыкбаева в специализированное учреждение также подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9, 31.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
жалобы судебного пристава – исполнителя ОСП № 3 города Набережные Челны Дмитрия Игоревича Дмитриева и Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева удовлетворить.
Постановление судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 4 июля 2019 года об отказе в удовлетворении заявления судебного пристава – исполнителя ОСП № 3 города Набережные Челны Дмитрия Игоревича Дмитриева о прекращении исполнения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева, отменить.
Прекратить исполнение постановления судьи Новошешминского районного суда Республики Татарстан от 20 февраля 2019 года, вынесенного в отношении Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части принудительного административного выдворения Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева за пределы Российской Федерации.
Меру обеспечения исполнения постановления в виде помещения Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева в Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан, отменить.
Освободить Эрмека Койчумановича Сыдыкбаева, <дата> года рождения из Центра временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства МВД России по Республике Татарстан, расположенного по адресу: Республика Татарстан, город Набережные Челны, улица Металлургическая дом №6.
Судья И.Н. Сабитов