Решение по делу № 2-1877/2017 от 13.03.2017

Дело №2-1877/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«15» мая 2017 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.,

при секретаре Коробовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трофимовой А. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> и <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Истец обратилась в суд с требованиями с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ обязать ответчика произвести перерасчет пенсии истца, замещавшего с 26.09.1977 г. по 01.01.1978 г. должность бухгалтера базы, с 01.01.1978 г. по 18.06.1986 г. должность оператора машиносчетного бюро в «Центральная оптовая база изделий из драгметаллов и часов» при Министерстве торговли РСФСР с применением размера заработной платы по данным о средней заработной плате работников оптовой и розничной торговли РСФСР за период: с 01.01.1978 г. по 31.12.1978 г. в размере 132,3 руб., с 01.01.1979 г. по 31.12.1979 г. в размере 138,2 руб., с 01.01.1980 г. по 31.12.1980 г. в размере 145,8 руб., с 01.01.1981 г. по 31.12.1981 г. в размере 149 руб., с 01.01.1982 г. по 31.12.1982 г. в размере 150,6 руб., обязать ответчика выплатить компенсацию на возмещение морального вреда, в следствии бездействия ответчика для обеспечения прав истца на достойную старость в размере 150 000 руб.

В обоснование иска указано, что в связи с достижением пенсионного возраста 18.04.2015 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии. К заявлению были приложены документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы – согласно ПП РФ 2.10.2014 №1015 ст. 11 п.II: Трудовая книжка образца 1977 и позднее. Решением Управления Пенсионного фонда РФ истцу была назначена страховая пенсия без учета среднего заработка, так как не были представлены справки о заработной плате и подтверждение стажа до 2001-2002 годов. Самостоятельный поиск данных от работодателей, в том числе через запросы в архивы, не дал результатов (нет сведенийИстец полагает, что само по себе отсутствие бесспорных данных об утрате расчетно-платежных ведомостей истца по причине пожара, наводнения иной чрезвычайной ситуации природного либо техногенного характера не должно лишать истца возможности доказывания заявленных обстоятельств доступными средствами доказывания. Учитывая причины, исключившие возможность предоставления справки о заработной плате за спорный период, истец просит обязать ответчика применить при назначении пенсионного обеспечения, учитывать сведения о заработной плате работников отраслям экономики РСФСР «Оптовая и розничная торговля, общественное питание» за 1977-1986 годы, согласно открытых данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Так, из представленных данных Росстат о среднемесячной начисленной заработной плате работников отрасли «Оптовая и розничная торговля, общественное питание» РСФСР за 1977-1986, в масштабе цен соответствующих лет: в 1977 году заработная плата составляла 124,4 руб., в 1978 году – 132,3 руб., в 1979 году – 138,2 руб., в 1980 году – 145,8 руб., в 1981 году – 149 руб., в 1982 году – 150,6 руб., в 1983 году – 151,3 руб., в 1984 году – 154,7 руб., в 1985 году – 158,7 руб., в 1986 году – 163,4 руб.

В судебном заседании истец и ее представитель Сидюков А.Б. уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить, поскольку пенсионных фонд имеет право …..

Представитель ответчика по доверенности Денисова Т.А. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала представленный ранее письменный отзыв на иск, в котором указала, что Трофимова А.М. получает страховую пенсию по старости с 18.04.2015 г. При назначении пенсии Трофимовой А.М. до истечения 3-х месячного срока не была представлена справка о зарплате за спорные периоды. Дата регистрации в Пенсионном государственном страховании Трофимовой А.М. 29.05.2002 г. На запросы Пенсионного фонда из архивов пришли отрицательные ответы. По нормам действующего пенсионного законодательства среднемесячный заработок застрахованного лица определяется: за 2000-2001 г. – по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002 г. на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов. В соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.1999 г., первичными бухгалтерскими документами являются платежные ведомости, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и карточки-справки. В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями. Представленные исцтом сведения не подтверждают размер заработной платы ее как конкретного работника. Возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав граждан имеет место только в случаях, определенных законом. В п.31 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п.2 ст. 1088 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Поэтому взыскание морального вреда с Управления Пенсионного фонда будет нарушением норм материального и процессуального права.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Порядок назначения трудовых пенсий по старости и определения их размера установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ установлено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 01 января 2015 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Статья 34 ФЗ "О страховых пенсиях" регламентирует перерасчет трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона (то есть на 01 января 2015 года) по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на основании документов выплатного дела.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В силу п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" расчетный размер трудовой пенсии определяется с учетом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

На основании ст. 30.3 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 указанного ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и п. 2 ст. 24 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

27 февраля 2002 года Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной архивной службой России постановлением N 16/19па (действовавшим в период с 03 октября 2010 года по 31 декабря 2014 года) утвердили Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Пунктом 26 названного Перечня предусмотрено, что среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.

В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам, указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.

Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следуем обратить внимание на то, что: среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка. При этом свидетельские показания на основании названных пунктов статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ и статьи 60 ГПК РФ не являются допустимым доказательством, подтверждающим среднемесячный заработок.

Согласно разъяснениям Министерства труда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, данным в письме от 27 ноября 2001 года N 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 по вопросу определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников, в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации оказывают потерпевшему работнику содействие в предъявлении исковых требований к причинителю вреда.

В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены: учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Согласно п.2 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и п. 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденном Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002 г. №16/19па законодательство не предусматривает возможность расчета размера пенсии исходя из статистических данных о средней заработной плате по должности (профессии) по отрасли или экономике в целом, поскольку данные сведения не подтверждают размер заработной платы конкретного работника.

Судом установлено, что 18.04.2015 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии.

Решением Управления Пенсионного фонда РФ по выплатному делу №112141660 (страховой номер индивидуального лицевого счета 112-141-660-91) на основании протокола №24/04 от 18.06.2015 заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав ГУ-УПФ №16 было принято решение назначить страховую пенсию по старости без учета заработной платы за периоды с 26.09.1977 г. по 01.01.1978 г. в должности бухгалтера базы, с 01.01.1978 г. по 18.06.1986 г. в должности оператора машиносчетного бюро в «Центральная оптовая база изделий из драгметаллов и часов» при Министерстве торговли РСФСР по причине не предоставления соответствующих сведений, подтверждающих размер заработной платы за спорный период, что не оспаривалось сторонами.

В перерасчете размера пенсии по среднемесячной заработной плате работников отрасли «Оптовая и розничная торговля, общественное питание» по данным Росстата истцу при ее внесудебном обращении к ответчику было отказано.

В обоснование иска суду истцом представлены: трудовая книжка, ответы на запросы об истребовании сведений о размере заработной платы истца Трофимовой А.М. за указанные периоды работы сведений о заработной плате, информация ГБУ «ЦГАТО Москвы» документов Центральной оптовой базы изделий из драгметаллов и часов Главювелирторга (сведения на хранение не поступали и их местоположение архиву не известно), информаци Минэкономразвития РФ документы Центральной оптовой базы изделий из драгметаллов и часов Главювелирторга Министерства торговли РСФСР (сведения на хранение не поступали), информация Государственного архива РФ документы по личному составу Госплана РСФСР (сведения на хранение не поступали).

Указанные письменные доказательства не могут служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований, так как по смыслу закона не являются допустимыми доказательствами, подтверждающими среднемесячный заработок истца.

Косвенных документов в подтверждение среднемесячного заработка гражданина при утрате документов о заработке (согласно Письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 ноября 2001 г.), из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка, истцом не представлено.

Представленные истцом сведения о среднемесячной заработной плате работников отрасли «Оптовая и розничная торговля, общественное питание» за 1977-1986 годы по данным Росстата, не могут служить основанием для установления факта получения заработной платы Трофимовой А.М. в определенном размере, так как не доказывают факт получения указанного заработка непосредственно истцом, а подтверждают лишь размер номинальной начисленной заработной плате в целом по экономике Российской Федерации и не носят индивидуальный характер.

Пенсионное законодательство основывается на том, что установление, перерасчет и выплата пенсии пенсионным органом могут быть произведены на основании документов, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Обязательное подтверждение индивидуального характера заработка работника обусловлено тем, что получаемая работником заработная плата строго индивидуализирована и зависит от ряда обстоятельств, таких как количество отработанного времени, объем проделанной работы, квалификация (разряд) работника, режим работы, временная нетрудоспособность, обучение, выполнение необходимого объема работы, различные системы оплаты труда и премирования и другие.

Представленные же истцом сведения не могут быть признаны таковыми.

В нарушение положений п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено убедительных и бесспорных доказательств, достоверно подтверждающих размер заработной платы истца за спорный период.

В установленной правовой ситуации оснований для возложения на истца обязанности по перерасчету пенсии судом не установлено.

Требования иска о взыскании компенсации морального вреда являются производными, в связи с чем так же удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Трофимовой А. М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ №16 по г.Москве и Московской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, о взыскании компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения – 17.05.2017 г.

Судья:

2-1877/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Трофимова А.М.
Ответчики
ГУ УПФ РФ №16 по МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
pushkino.mo.sudrf.ru
13.03.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2017Передача материалов судье
15.03.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2017Подготовка дела (собеседование)
10.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2017Судебное заседание
17.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее