Решение по делу № 2-304/2024 от 09.01.2024

                     Дело № 2-304/2024

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    28 августа 2024 Петровск-Забайкальский городской суд в составе:

        председательствующего судьи    Зизюка А.В.

        при секретаре    Михайловой Е.В.,

    с участием представителя процессуального истца помощника Петровск-Забайкальского городского прокурора Ивановой Д.В, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Петровске-Забайкальском гражданское дело по исковому заявлению Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Зугмарское» о понуждении к действию,

    установил:

    Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Зугмарское», в котором с учетом уточнения исковых требований просит суд возложить обязанность на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район», в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:

    -установить автономный резервный источник электроснабжения, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного по адресу: с.Зугмара, ул. Даржа Будаева, предназначенного для нужд пожаротушения, соответствующим распоряжением установить место хранение резервного источника энергоснабжения, ответственное лицо, обеспечить доступ к резервному источнику энергоснабжения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Зугмарское» в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:

    -создать условия для забора в любое время года воды из источника наружного противопожарного водоснабжения (водонапорной башни), расположенной в с.Зузмара;

    -обустроить минерализованную противопожарную полосу в с.Зугмара в соответствии с нормативными требованиями. Прим отсутствии возможности обустройства минерализованной противоположной полосы в связи с наличием естественных препятствий (наличие водных объектов, гор) осуществить очистку территории от мусора и сухого травостоя.

    В обоснование заявленных требований указывает, что в ходе прокурорской проверки совместно с ТОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский ГУ МЧС России по Забайкальскому краю на территории сельского поселения «Зугмарское» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере защиты лесов и населенных пунктов от лесных пожаров, о противопожарной безопасности, в ходе которой выявлены и не устранены нарушения закона. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» установлены обязательные к исполнению первичные меры противопожарной защиты населенных пунктов от природных и техногенных пожаров, к числу которых отнесено создание минерализованных полос, ширина которых должна составлять не менее 10 метров, с обеспечением очистки полосы от сухой растительности и иных источников возгорания, прилегающая к домовладениям граждан территория, места массового пребывания граждан должны быть очищены от сухой растительности, мусора и иных источников воспламенения, источники водоснабжения противопожарной спецтехники должны быть обеспечены исправными системами забора воды. В нарушение п.70 Правил отсутствует противопожарная минерализованная полоса, определяющая территорию с.Зугмара от лесного массива. В нарушение п. 75 Правил не созданы условия для забора, в любое время года, воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в с. Зугмара. В нарушение п.53 Правил не предусмотрен автономный резервный источник электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного по адресу: с.Зугмара, ул. Даржа Будаева, предназначенного для нужд пожаротушения. По результатам проведенной проверки 25.11.2023 межрайонной прокуратурой в отношении главы сельского поселения «Зугмарское» возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое рассмотрено с привлечением его к административной ответственности. До настоящего времени вышеуказанные нарушения не устранены. Устранение указанных нарушений закона входит в компетенцию администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район» и администрацию сельского поселения «Зугмарское».

    В судебном заседании помощник Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что до настоящего момента ответчиком не устранены нарушения требований законодательства в сфере защиты лесов и населенных пунктов от лесных пожаров, о противопожарной безопасности.

        Представители ответчиков администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Зугмарское» в судебное заседание не явились.

        Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. 7.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципальных районов отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» одним из основных элементов системы обеспечения пожарной безопасности, в том числе, являются органы местного самоуправления.

Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования (статья 10).

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности», Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

    Статьей 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной, безопасности», здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

    В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.

    Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

    В соответствии со ст. 68 Закона № 123-ФЗтерритории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения. К наружному противопожарному водоснабжению относятся:1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод); 2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) пожарные резервуары.

        В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

    Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее -объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности установлены Правилами противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

    В соответствии с п. 53 данных Правил, водонапорные башни должны быть приспособлены для забора воды пожарной техникой в любое время года. Использование для хозяйственных и производственных целей запаса воды, предназначенной для нужд пожаротушения, не допускается. Для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водонапорной башни, предназначенной для нужд пожаротушения, предусматриваются автономные резервные источники электроснабжения

    Пунктом 70 правил установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В силу п. 75 Правил органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст. 19 Закона 69-ФЗ.

В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком, что в ходе проверки Петровск-Забайкальской межрайонной прокуратурой совместно с ТОНД и ПР по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районам и г. Петровск-Забайкальский ГУ МЧС России по Забайкальскому краю выявлено, что в нарушение вышеприведенных норм на территории сельского поселения «Зугмарское» не обеспечено соблюдение Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно отсутствует противопожарная минерализованная полоса, определяющая территорию с.Зугмара от лесного массива; не созданы условия для забора, в любое время года, воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в с. Зугмара; не предусмотрен автономный резервный источник электроснабжения для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного по адресу: с.Зугмара, ул. Даржа Будаева, предназначенного для нужд пожаротушения.

Наличие выявленных в ходе проверки нарушений подтверждается ответом Отдела надзорной деятельности по Петровск-Забайкальскому, Красночикойскому районами г. Петровск-Забайкальском № 7-16-1от 08.11.2023, постановлением № 83 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении главы сельского поселения «Зугмарское», которые ответчиком не оспорено.

Несоблюдение ответчиком законодательства в сфере пожарной безопасности, защите населенных пунктов от пожаров, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, природоохранного законодательства влечет угрозу возникновения пожаров, в том числе на территории населенных пунктов, может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также причинение значительного материального ущерба, либо наступление иных тяжких последствий.

    Изложенное, с учетом заявления представителя ответчика о признании иска, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований искового заявления в полном объеме.

При этом, принимая во внимание климатические особенности региона, наступление весенне-летнего пожароопасного периода, испрашиваемый прокурором срок для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей суд считает разумным.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    решил:

    исковые требования Петровск-Забайкальского межрайонного прокурора к администрации муниципального района «Петровск-Забайкальский район», администрации сельского поселения «Зугмарское» удовлетворить.

    Возложить обязанность на администрацию муниципального района «Петровск-Забайкальский район», в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:

    -установить автономный резервный источник электроснабжения, для обеспечения бесперебойного энергоснабжения водоисточника, расположенного по адресу: с.Зугмара, ул. Даржа Будаева, предназначенного для нужд пожаротушения, соответствующим распоряжением установить место хранение резервного источника энергоснабжения, ответственное лицо, обеспечить доступ к резервному источнику энергоснабжения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Зугмарское» в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения противопожарного законодательства, а именно:

    -создать условия для забора в любое время года воды из источника наружного противопожарного водоснабжения (водонапорной башни), расположенной в с.Зузмара;

    -обустроить минерализованную противопожарную полосу в с.Зугмара в соответствии с нормативными требованиями. Прим отсутствии возможности обустройства минерализованной противоположной полосы в связи с наличием естественных препятствий (наличие водных объектов, гор) осуществить очистку территории от мусора и сухого травостоя.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Петровск-Забайкальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Председательствующий:                подпись                          А.В. Зизюк

                Копия верна

                    судья                            Зизюк А.В.

                     секретарь                            Михайлова Е.В.

    УИД 75RS0005-01-2024-000053-62

2-304/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация сельского поселения "Зугмарское"
Администрация муниципального района "Петровск-Забайкальский район"
Суд
Петровск-Забайкальский городской суд Забайкальский края
Судья
Зизюк Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
petrovskzab.cht.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2024Подготовка дела (собеседование)
12.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2024Судебное заседание
02.03.2024Судебное заседание
26.03.2024Подготовка дела (собеседование)
03.04.2024Подготовка дела (собеседование)
08.04.2024Подготовка дела (собеседование)
10.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.04.2024Судебное заседание
18.04.2024Судебное заседание
24.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Судебное заседание
03.05.2024Судебное заседание
20.05.2024Судебное заседание
01.06.2024Судебное заседание
09.07.2024Судебное заседание
28.08.2024Судебное заседание
28.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее