Дело № 2-3828/2024 (УИД 44RS0001-01-2024-006736-12)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.
при секретаре Макарычеве Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления имущественных и земельных отношений администрации г.Костромы о признании движимой вещи бесхозяйным имущество и признании права муниципальной собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы обратилось в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим заявлением, в обоснование требований указано, что комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационная сеть, <адрес>. Согласно акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: канализационная сеть общей протяженностью 153,5 метров, выполнена из полиэтиленовых труб диаметром 160-200 миллиметров (в том числе: участок сети протяженностью 65 метров, выполнен из полиэтиленовых труб диаметром 160 миллиметров, и участок сети протяженностью 88,5 метров, выполнен из керамических труб диаметром 200 миллиметров), включает в себя 7 колодцев. В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата> №, в реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует. В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> №-МР/4660 в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится. В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> от <дата> №исх-522/23 данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует. Комиссией МУП города Костромы «Костромагорводоканал» произведен осмотр и обследование объекта по адресу: канализационный коллектор, <адрес>, от камеры, расположенной в районе № на площади Конституции, проходящей вдоль речки Черная, до колодца, расположенного в районе <адрес> акту осмотра и описания объекта, комиссией установлено: канализационный коллектор общей протяженностью 1674 метра, выполнена из железобетонных труб диаметром 1200 миллиметров протяженностью 470 метров и диаметром 1600 миллиметров, протяженностью 1204 метра, включает в себя 12 камер и 18 колодцев. В соответствии с информацией, представленной Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области от <дата> №, реестре государственного имущества Костромской области вышеуказанный объект отсутствует. В соответствии с письмом МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях от <дата> №-МР/4660 в реестре федерального имущества вышеуказанный объект не числится. В соответствии с уведомлением Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от <дата> №исх-522/23 данный объект в реестре муниципального имущества отсутствует. Как следует из технического заключения МКУ города Костромы «Костромастройзаказчик» от <дата> № сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению и смонтировать в другом месте. В виду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать данные участки сетей канализации и водопровода объектами движимого имущества. До настоящего времени собственник названных объектов не установлен, иных лиц, заявляющих права на вышеуказанные объекты не установлено, спорные сети обслуживается МУП города Костромы «Костромагорводоканал».
Заявитель просит признать бесхозяйным имуществом и признать право собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ город Кострома в отношении:
- канализационной сети общей протяженностью 153,5 метров, выполненной из полиэтиленовых труб диаметром 160-200 миллиметров (в том числе: участок сети протяженностью 65 метров, выполнен из полиэтиленовых труб диаметром 160 миллиметров, и участок сети протяженностью 88,5 метров, выполнен из керамических труб диаметром 200 миллиметров), включающей в себя 7 колодцев, расположенной по адресу: <адрес>,;
-канализационного коллектора, общей протяженностью 1674 метра, выполненного из железобетонных труб диаметром 1200 миллиметров протяженностью 470 метров и диаметром 1600 миллиметров, протяженностью 1204 метра, включающего в себя 12 камер и 18 колодцев, расположенного по адресу: <адрес>, от камеры, расположенной в районе № на площади Конституции, проходящего вдоль речки Черная, до колодца, расположенного в районе <адрес>.
Заявитель Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил.
Заинтересованное лицо МУП г. Костромы «Костромагорводоканал» в судебное заседание своего представителя не направило.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 262 ГПК РФ, в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В соответствии с п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 указанной статьи.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 226 ГК РФ брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.
Согласно ст. 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Согласно ч. 1 ст. 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
Согласно ч. 1 ст. 293 ГПК РФ, суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Таким образом, требование о признании движимой вещи бесхозяйной подлежит удовлетворению, если будет установлено, что вещь является движимым имуществом, собственник движимой вещи отказался от права собственности на нее, а лицо, заявляющее свои права на нее, вступило во владение указанной вещью.
Управлением на основании приведенных положений ГК РФ заявлены требования о признании спорных участков водопроводной сети бесхозяйным движимым имуществом и признании права собственности муниципального образования ввиду вступления во владение бесхозяйной движимой вещью.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые ссылается.
Из представленных актов осмотра и описания объектов следует, что по адресу:
<адрес> находится канализационная сеть общей протяженностью 153,5 метров, выполнена из полиэтиленовых труб диаметром 160-200 миллиметров (в том числе: участок сети протяженностью 65 метров, выполнен из полиэтиленовых труб диаметром 160 миллиметров, и участок сети протяженностью 88,5 метров, выполнен из керамических труб диаметром 200 миллиметров), включает в себя 7 колодцев; по адресу: <адрес>, от камеры, расположенной в районе № на площади Конституции, проходящей вдоль речки Черная, до колодца, расположенного в районе <адрес>, находится канализационный коллектор общей протяженностью 1674 метра, выполнена из железобетонных труб диаметром 1200 миллиметров протяженностью 470 метров и диаметром 1600 миллиметров, протяженностью 1204 метра, включает в себя 12 камер и 18 колодцев.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно п. 9 ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», канализационная сеть – комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
Согласно сведениям, представленным ТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области, Управлением имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы, спорные канализационные сети не числятся в реестре муниципального имущества, в реестре федерального имущества не учтены, отсутствуют в реестре государственного имущества Костромской области.
Как следует из технического заключения МКУ города Костромы «Костромастройзаказчик» от 16.02.2023 № 27/2023 сети представляют собой сборно-разборную конструкцию, которую возможно демонтировать без соразмерного ущерба ее назначению смонтировать в другом месте. В виду отсутствия признаков капитальности обследуемых сетей, а именно: отсутствие прочной связи с землей, рекомендуется признать данные участки канализационной сети объектами движимого имущества.
Данное техническое заключение не содержит мотивировочной части и расчетов, на основании которых сделаны приведенные выводы.
В соответствии с п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Как следует из представленных в материалы дела ситуационных планов, спорные участки канализационной сети, состоящие из трубопроводов и колодцев, обеспечивают водоотведение для многоквартирных домов по указанным адресам, и является частью городской централизованной канализационной сети.
Оснований полагать, что с момента постройки домов заявленные участки канализационной сети переносились, не имеется, доказательств данному факту заявителем не представлено.
Таким образом, спорная канализационная сеть по своим техническим характеристикам является инженерным сооружением водоотведения, предназначенным для отвода и транспортировки воды, и составной частью городской канализационной сети.
Перемещение участка канализационной сети без несоразмерного ущерба ее назначению, как и эксплуатация конструкций спорного объекта без связи с землей, невозможны. При перемещении таких конструкций в другое место их функциональное назначение утрачивает смысл.
Принимая во внимание положения статьи 130 ГК РФ, суд приходит к выводу о том, что спорный объект является недвижимой вещью, исходя из назначения его конструкций, учитывая их технологично неразрывную связь с землей и недвижимым объектом (многоквартирным домом).
Согласно ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.
Как следует из разъяснений, приведенных в п. п. 38, 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ закон в целях обеспечения стабильности гражданского оборота устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Поэтому, в частности, являются недвижимыми вещами здания и сооружения, построенные до введения системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, даже в том случае, если ранее возникшие права на них не зарегистрированы. Равным образом правомерно возведенное здание или сооружение является объектом недвижимости, в том числе до регистрации на него права собственности лица, в законном владении которого оно находится. Недвижимой вещью, участвующей в обороте как один объект, может являться единый недвижимый комплекс. Согласно ст. 133.1 ГК РФ, в качестве такого комплекса выступает совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, которые либо расположены на одном земельном участке, либо неразрывно связаны физически или технологически (например, железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие линейные объекты). При этом в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество регистрируется право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. В силу прямого указания статьи 133.1 ГК РФ в отсутствие названной регистрации такая совокупность вещей не является единым недвижимым комплексом. Согласно статье 133.1 ГК РФ части единого недвижимого комплекса (например, линейного объекта) могут быть расположены на различных земельных участках. Поэтому отказ органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в регистрации единого недвижимого комплекса лишь на том основании, что соответствующие объекты не расположены на одном земельном участке, не соответствует положениям ст. 133.1 ГК РФ.
Поскольку спорные объекты обладают признаками недвижимой вещи, для него предусмотрен иной порядок признания права муниципальной собственности при отнесения к бесхозяйным вещам, положения ст. 226 ГК РФ в данном случае применению не подлежат.
В соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь, которое осуществляется судом в порядке особого производства в соответствии со ст.ст. 290 - 293 ГПК РФ.
Аналогичный порядок предусмотрен Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, установленным приказом Росреестра от 15.03.2023 № П/0086.
Таким образом, действующее законодательство предписывает постановку на учет спорного недвижимого имущества как бесхозяйного органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по заявлению органа местного самоуправления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования, на территории которого они находятся.
Сведений о том, что спорные участки сетей были в установленном законом порядке как объекты недвижимости поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, суду не представлено.
Поскольку порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещи заявителем не соблюден, суд полагает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Оставить без удовлетворения заявление Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о признании бесхозяйным имуществом и о признании права собственности на данное имущество за муниципальным образованием городской округ г. Кострома в отношении:
- канализационной сети общей протяженностью 153,5 метров, выполненной из полиэтиленовых труб диаметром 160-200 миллиметров (в том числе: участок сети протяженностью 65 метров, выполнен из полиэтиленовых труб диаметром 160 миллиметров, и участок сети протяженностью 88,5 метров, выполнен из керамических труб диаметром 200 миллиметров), включающей в себя 7 колодцев, расположенной по адресу: <адрес>;
-канализационного коллектора, общей протяженностью 1674 метра, выполненного из железобетонных труб диаметром 1200 миллиметров протяженностью 470 метров и диаметром 1600 миллиметров, протяженностью 1204 метра, включающегося в себя 12 камер и 18 колодцев, расположенного по адресу: <адрес>, от камеры, расположенной в районе № <адрес>, расположенного в районе <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Нефёдова Л. А.
Решение принято в окончательной форме: 22 октября 2024 г.
Судья: Нефёдова Л..А.