Дело № 2-380/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2016 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи - Заболотной Н.Н.,
при секретаре - Полуевой А.А.,
с участием представителя истца – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> к ФИО1, о признании недействительным государственного акта на право частной собственности на земельный участок, понуждении вернуть земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация <адрес> обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании недействительным государственного акта на право частной собственности на земельный участок, понуждении вернуть земельный участок. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков на территории <адрес>. В ходе проверки установлено, что п.п. 1.1 п. 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.05.2012г. № ФИО1 предоставлено разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка в микрорайоне Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз по ГП-1), ориентировочной площадью 0,0800га для строительства и обслуживания жилого дома. Пунктом 3 решения 43-й сессии Симферопольского городского совета от 26.07.2012г. № утвержден проект землеустройства, земельный участок передан ФИО1 в частную собственность. Решение Симферопольского городского совета реализовано путем государственной регистрации права собственности на земельный участок в Управлении Госкомзема в <адрес> АРК (гос. акт серия ЯМ №). Решением 23-й сессии Симферопольского городского совета IV созыва от 22.09.2011г. № утвержден Генеральный план <адрес>. Пунктом 2 указанного решения определено считать составной частью Генерального плана <адрес> градостроительные обоснования размещения отдельных объектов, проекты застроек отдельных территорий, генеральные планы отдельных жилых образований, в том числе и территорий индивидуальной жилой застройки, разработанные и утвержденные в установленном законом порядке. Вместе с тем установлено, что решением исполнительного комитета Симферопольского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект детальной планировки жилого района «Новониколаевка». В свою очередь на территории, за счет которой городским советом ФИО1 представлен земельный участок, в соответствии с указанным проектом детальной планировки предусмотрено строительство школы, что является нарушением норм земельного и градостроительства. Прокуратурой <адрес> в Симферопольский городской совет принесен протест от ДД.ММ.ГГГГ № в – 2015 на подпункт 1.1 пункта 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI от ДД.ММ.ГГГГ №, на пункт 3 решения 43-й Симферопольского городского совета VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением 22-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва № от 25.06.2015г протест прокурора <адрес> удовлетворён, отменены подпункт 1.1 пункта 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.05.2012г. «425 «О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка в микрорайоне Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз по ГП-1), ориентировочной площадью 0,0800га для строительства и обслуживания жилого дома, и отменен пункт 3 решения 43-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта землеустройства, и о передаче в частную собственность ФИО1 земельного участка». На основании изложенного истец просит признать недействительным государственный акт серии ЯМ № на право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: микрорайон Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №, выданный ФИО1, обязать ответчика возвратить в муниципальную собственность – Администрации <адрес> Республики Крым земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный в микрорайоне Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №.
В судебном заседании представитель истца ФИО4 исковое заявление поддержал, просил признать недействительным государственный акт серии ЯМ № на право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: микрорайон Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №, выданный ФИО1, обязать ответчицу возвратить в муниципальную собственность – Администрации <адрес> Республики Крым спорный земельный участок.
Представитель ответчика ФИО1 - адвокат ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения искового заявления возражала.
Заслушав представителя истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что пунктом 3 решения 43-й сессии Симферопольского городского совета от 26.07.2012г. № утвержден проект землеустройства земельного участка в микрорайоне Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), ориентировочной площадью 0,0800 га для строительства и обслуживания жилого дома, земельный участок передан ФИО1 в частную собственность (л.д.7).
На основании указанного решения ФИО1 выдан государственный акт серии ЯМ № на право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1) (л.д.18).
ДД.ММ.ГГГГ между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, ратифицированный ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 1 статьи 9 указанного Договора предусмотрено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 1206 Гражданского кодекса Российской Федерации возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившие основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено законом. Статьей 39 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что использование земель жилищной и общественной застройки осуществляется в соответствии с генеральным планом населенного пункта, другой градостроительной документацией, планом земельно-хозяйственного устройства с соблюдением строительных норм, государственных стандартов и норм.
Частью 6 статьи 118 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, ведения личного крестьянского хозяйства, ведения садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или органа местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства). В случае если земельный участок государственной собственности находится за пределами населенных пунктов и не входит в состав определенного района, заявление подается в Совет министров Автономной Республики Крым. Верховной Раде Автономной Республики Крым, Совет министров Автономной Республики Крым, органам исполнительной власти или органам местного самоуправления, которые передают земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, запрещается требовать дополнительные материалы и документы, не предусмотренные этой статьей.
Согласно ч.7 ст. 118 Земельного кодекса Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность в соответствии с полномочиями, определенными статьей 122 настоящего Кодекса, рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.
Таким образом, нормы земельного законодательства исходят из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать предоставлению конкретного земельного участка для размещения объекта определенного назначения.
Согласно ч.1 ст. 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» генеральный план населенного пункта является основным видом градостроительной документации на местном уровне, предназначенной для обоснования долгосрочной стратегии планирования и застройки территории населенного пункта. На основании утвержденного генерального плана населенного пункта разрабатывается план земельно-хозяйственного устройства, который после его утверждения становится неотъемлемой частью генерального плана.
Решением 23 сессии 6 созыва Симферопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Генеральный план <адрес>. Пунктом 2 указанного решения определено считать составной частью Генерального плана <адрес> градостроительные образования размещения отдельных объектов, проекты застроек отдельных территорий, генеральные планы жилых образований, в том числе и территорий индивидуальной усадебной застройки, разработанные и утвержденные в установленном законом порядке.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета народных депутатов от 12.01.1990г. № утвержден проект детальной планировки жилого района «Новониколаевский», которым предусмотрено строительство школы на земельном участке, переданном в собственность ФИО1
Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований земельного и градостроительного законодательства при предоставлении земельных участков на территории <адрес>, в результате которой установлено, что подпункт 1.1 пункта 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.05.2012г. №, пункт 3 решения 43-й сессии Симферопольского городского совета от 26.07.2012г. №, которым утвержден проект землеустройства, земельный участок передан ФИО1 в частную собственность приняты в нарушение требований и норм действующего земельного и градостроительного законодательства Украины и Российской Федерации. Территория, за счет которой городским советом ФИО1 предоставлен земельный участок, в соответствии с указанным проектом детальной планировки предусмотрена под строительство школы. На основании проведенной проверки прокуратура <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесла протест на подпункт 1.1 пункта 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.05.2012г. №, пункт 3 решения 43-й сессии Симферопольского городского совета от 26.07.2012г. №.
Статьей 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальные акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий муниципальный правовой акт.
Решением 22-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва № от 25.06.2015г. протест прокурора <адрес> удовлетворён. Отменены подпункт 1.1 пункта 1 решения 40-й сессии Симферопольского городского совета VI созыва от 31.05.2012г. № «О предоставлении разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу в частную собственность земельного участка в микрорайоне Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз по ГП-1), ориентировочной площадью 0,0800га для строительства и обслуживания жилого дома, и отменен пункт 3 решения 43-й Симферопольского городского совета VI созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта землеустройства, и о передаче в частную собственность ФИО1 земельного участка» (л.д.15-16).
Решение 22-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва № от 25.06.2015г. никем не оспорено.
Исходя из содержания ст. ст. 116, 118 Земельного кодекса Украины выдача государственного акта на право собственности на земельный участок без определенных законом оснований является неправомерной, а государственный акт, выданный с нарушением требований указанных статей – недействительным. Поскольку решение, послужившее основанием для выдачи государственного акта на землю, отменено, государственный акт на право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, микрорайон Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №, подлежит признанию недействительным.
В соответствии с абз.6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
Согласно ст. ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях: 1) признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; 2) самовольного занятия земельного участка; 3) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: 1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; 3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, суд считает, что требования Администрации <адрес> о понуждении ФИО1 возвратить в муниципальную собственность – Администрации <адрес> Республики Крым земельный участок, расположенный по адресу: микрорайон Акъ-Мечеть, район <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый № подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск Администрации <адрес> к ФИО1 - удовлетворить.
Признать недействительным государственный акт серии ЯМ № на право частной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: микрорайон Акъ-Мечеть, в районе <адрес> (поз. по ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №, выданный ФИО1.
Обязать ФИО1 возвратить в муниципальную собственность – Администрации <адрес> Республики Крым земельный участок площадью 0,0800 га, расположенный в микрорайоне Акъ-Мечеть, <адрес> (поз. По ГП-1), площадью 0,0800 га, кадастровый №.
Взыскать с ответчика ФИО1 в доход государства государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Заболотная
Решение суда в окончательной форме составлено 28.04.2016г.