Дело №
УИД 22RS0039-01-2023-000354-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 декабря 2023 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Петропавловского района Алтайского края Дюбенко В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Петропавловский районный суд Алтайского края с исковым заявлением к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края (далее - МБОУ «Зеленодольская СОШ») о возложении обязанности по оборудованию занимаемого помещения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Петропавловского района Алтайского края проведена проверка соблюдения антитеррористического законодательства в деятельности МБОУ «Зеленодольская СОШ», по результатам которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства образовательное учреждение не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении ответчиком требований антитеррористического законодательства, что нарушает права неопределённого круга лиц, в том числе учащихся данного образовательного учреждения и может повлечь нарушение их прав и иных граждан, находящихся в данном образовательном учреждении, на защиту их жизни и здоровья при террористических актах и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Петропавловского района Алтайского края Дюбенко В.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчика МБОУ «Зеленодольская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, заблаговременно. До судебного заседания от директора МБОУ «Зеленодольская СОШ» Никифоровой О.Н. поступило письменное заявление о признании исковых требований о возложении обязанности по оборудованию занимаемого помещения системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, из содержания заявления усматривается, что последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ей разъяснены и понятны.
В силу положений ч. 1, 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Представители третьих лиц: комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, Администрации Петропавловского района Алтайского края, будучи надлежаще извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
До судебного заседания от представителя третьего лица Администрации Петропавловского района Алтайского края Лоскутовой Н.А. поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя Администрации района, согласно которому просила принять решение на усмотрение суда.
Выслушав объяснения помощника прокурора района, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 20 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жизнь. Одной из гарантий обеспечения права на жизнь является обеспечение безопасности и здоровья граждан.
При этом согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации, детство находится под особой защитой государства.
В соответствии с положениями Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 05.10.2009), целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации. Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1). Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (ч.2).
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, а также приоритете мер и предупреждения терроризма (п.п.2, 7 ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно пп.«а» п.4 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», антитеррористическая защищённость объекта (территории) – состояние защищённости здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведённая территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определённых условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 (далее - Концепция), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 4, 6 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления и осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса) (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму»).
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
В соответствии с пп.5 п.1 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Согласно п.6 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищённости объектов (территорий) с учётом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В соответствии с пп.«д» п.24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищённости объектов (территорий), отнесённых к четвёртой категории опасности, осуществляется, помимо прочего, оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на территории Петропавловского муниципального района осуществляет образовательную деятельность – МБОУ «Зеленодольская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, являющееся самостоятельным юридическим лицом, некоммерческой общеобразовательной организацией, функции и полномочия учредителя которого от имени муниципального образования Петропавловский район Алтайского края осуществляет Администрация Петропавловского района Алтайского края в лице комитета по образованию Администрации Петропавловского района Алтайского края, что соответствует сведениям выписки из ЕГРЮЛ от 23.11.2023 и п. 1.1, 1.4 устава МБОУ «Зеленодольская СОШ» (далее - Устав).
Как следует из п. 2.1 Устава, наряду с другим, предметом деятельности учреждения является обеспечение охраны и укрепление здоровья, и создание благоприятных условий для всестороннего развития личности учащихся.
Согласно п. 1.4.2 Устава в компетенцию учредителя входит создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми.
Как следует из представленных в материалы дела сведений, МБОУ «Зеленодольская СОШ» присвоена 4-я категория антитеррористической защищённости.
Как следует из информации ответчика, здание МБОУ «Зеленодольская СОШ» не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, имеется система оповещения и управления эвакуацией –СОУЭ 2 типа.
Таким образом, как установлено в ходе судебного разбирательства, здание МБОУ «Зеленодольская СОШ», расположенное по адресу: <адрес>, относящееся к объектам (территориям) Министерства просвещения Российской Федерации, должно соответствовать предъявляемым требованиям антитеррористической защищённости, одним из которых предусмотрено наличие системы оповещения и управления эвакуацией либо автономная система (средства) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных находящихся здесь лиц о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На момент рассмотрения дела суду не представлены сведения о выполнении МБОУ «Зеленодольская СОШ» требований прокуратуры района.
Тем не менее, принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних учащихся и работников образовательного учреждения.
Кроме того, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью муниципальных образовательных учреждений.
При таких обстоятельствах, суд считает требования истца обоснованными, подлежащими удовлетворению, поскольку не проведение вышеперечисленных мероприятий со стороны МБОУ «Зеленодольская СОШ» является нарушением законодательства, а, следовательно, подлежит устранению ответчиком.
В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, характер разрешенных требований, направленных на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц, установленные в судебном заседании обстоятельства, связанные с финансированием ответчика, принимая во внимание механизм исполнения бюджетных обязательств, а также учитывая положения статьи 206 ГПК РФ, суд полагает разумным установить срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, до 01.09.2024.
Учитывая положения пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ суд приходит к выводу о необходимости освободить ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 39, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края о возложении обязанности удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Зеленодольская средняя общеобразовательная школа» Петропавловского района Алтайского края <данные изъяты>) обязанность оборудовать занимаемое помещение образовательного учреждения, расположенное по адресу: <адрес>, системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, в срок до 01 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Петропавловский районный суд Алтайского края.
Судья Е.А. Шкурупий