Судья Скуратович С.Г. Дело № 33-615/2018
Докладчик Литюшкин В.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.,
судей Верюлина А.В. и Пужаева В.А.,
при секретаре Раскиной А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 марта 2018 г. в г. Саранске гражданское дело по иску Куклева А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда по апелляционным жалобам истца Куклева А.А., представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земсковой С.В., представителя отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бабиковой Л.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Куклев А.А. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании 100 000 руб. в счет компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что приговором Щелковского городского суда Московской области от 14 июля 2014 г. он был осужден к 2 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима. В 2015 г., в период отбывания наказания в отношении него было возбуждено уголовное дело №28369 по части 4 статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ). Для ознакомления с материалами возбужденного в отношении него уголовного дела он был доставлен в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району, где содержался более 10 суток, а именно с 1 августа 2016 г. по 29 сентября 2016 г. и с 3 октября 2016 г. по 2 ноября 2016 г.
В результате необоснованного и незаконного содержания его в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району более 10 суток ему были причинены физические и нравственные страдания, которые выразились в неоказании ему медицинской помощи, не предоставлении положенной диеты питания. Содержась в ИВС, его мучили головные боли, болел желудок, был нарушен сон.
Просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 декабря 2017 г. к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. исковые требования Куклева А.А. удовлетворены частично. С Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Куклева А.А. взыскано в счет компенсации морального вреда 3000 руб. и государственная пошлина в размере 300 руб.
Исковые требования Куклева А.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия о взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Куклев А.А. выражает несогласие с решением суда в части размера взысканной суммы компенсации морального вреда, полагая ее заниженной, несоразмерной тем нравственным страданиям, которые он перенес. Отмечает, что в решении суда неверно указан срок содержания его в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району. Судом при определении размера компенсации морального вреда не приняты во внимания условия, в которых он содержался, а именно отсутствие душа в помещении, лишение права на личную гигиену. Более того, суд необоснованно в решении указал, что им не предоставлено доказательств нахождения его на диетическом питании. Само заболевание – <данные изъяты> уже предполагает предоставление лицу диетического питания. Считает, что компенсация морального вреда в размере 3000 руб. не соответствует размеру причиненного ему вреда, а также тяжести перенесенных им переживаний.
В апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земскова С.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, по делу принять новое решение, отказав Куклеву А.А. в удовлетворении исковых требований. Указывает, что сами по себе нарушения личных неимущественных прав потерпевшего или посягательство на нематериальные блага не являются безусловными основаниями для удовлетворения требований компенсации морального вреда. Обязательным условием удовлетворения таких требований является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий. Полагает, что содержание на законных основаниях лица под стражей в местах, соответствующим нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них в результате государственного принуждения. Считает, что при установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего и иные заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела. При вынесении решения суд не принял во внимание, что на момент нахождения в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району по возбужденному в отношении Куклева А.А. уголовному делу, он уже отбывал наказание в виде лишения свободы. Кроме того, указывает, что исполнение решений судов по искам к казне Российской Федерации возложено на Министерство финансов Российской Федерации, а не на главных распорядителей средств федерального бюджета. В результате неправильно изложенной формулировки в резолютивной части решения суда исполнительный лист о взыскании денежных средств с Министерства внутренних дел Российской Федерации может поступить на исполнение в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства. Также, отмечает, что в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации являясь федеральным органом исполнительной власти должно было быть освобождено от уплаты государственной пошлины.
В апелляционной жалобе представитель отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бабикова Л.А. полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Мордовия, поскольку финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством Российской Федерации и обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Считает решение суда незаконным, просит его отменить, по делу принять новое решение.
В судебное заседание инспектор по осуществлению административного надзора отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бажанов С.А., представитель прокуратуры Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, отложить разбирательство по делу не просили.
Куклев А.А., отбывающий наказание в виде лишения свободы по приговору суда, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещен надлежащим образом и заблаговременно, правом на участие в судебном заседании путем использования системы видеоконференцсвязи не воспользовался.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, заслушав представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земсковой С.В., представителя отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бабиковой Л.А., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, представителя Министерства финансов Российской Федерации Сюбаевой Ю.Д., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, 10 февраля 2017 г. Куклев А.А. подал заявление в прокуратуру Зубово – Полянского района Республики Мордовия по поводу неоднократного содержания в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району более 10 суток (т. 1 л.д. 40).
27 февраля 2017 г. данное заявление Куклева А.А. для проведения служебной проверки в отношении сотрудников ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району было направлено начальнику ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району (т. 1 л.д. 39).
По данному заявлению была проведена служебная проверка, по результатам которой заместителем начальника полиции по охране общественного порядка Отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Мучкиным В.А. было вынесено заключение, в котором указано, что осужденный Куклев А.А. содержался в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району свыше 10 суток в течение августа – сентября 2016 года (с 15 августа по 5 сентября, с 12 по 16 сентября, с 19 сентября по 26 сентября) и в течение октября – ноября 2016 года (с 3 октября по 17 октября, с 24 октября по 3 ноября) (т. 1 л.д. 43-44, 45).
Исполнение обязанностей начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району в период с 1 августа по 29 сентября 2016 г. и с 3 октября по 2 ноября 2016 г. было возложено на майора полиции Бажанова С.А. – инспектора направления по осуществлению административного надзора отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых, является компенсация морального вреда.
На основании статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1070 ГК РФ предусматривает ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, согласно пункту 1 которой вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьей 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу.
Порядок и условия содержания под стражей определены Федеральным законом от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ).
Согласно статье 4 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
В силу статьи 13 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Статьи 23 и 24 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ устанавливают, что подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием.
Оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 марта 2006 г. № 140дсп утверждено Наставление по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
В соответствии с пунктом 30 данного Наставления, начальник изоляторов временного содержания несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на изолятор временного содержания задач и функций, а именно: обеспечивает прием и содержание в соответствии с действующим законодательством подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания.
При таких обстоятельствах, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, применительно к указанным положениям материального права, суд пришёл к правильному выводу о праве истца на компенсацию морального вреда в связи с незаконным его содержанием в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району свыше 10 суток.
Исходя из принципа разумности и справедливости, степени нравственных страданий, причиненных истцу в результате содержания его в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району более 10 суток, определенный районным судом размер компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей, суд апелляционной инстанции считает соответствующим принципам разумности и справедливости, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для изменения размера взысканной в пользу истца компенсации морального вреда.
Из разъяснений, данных в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что размер компенсации зависит от характера и объема, причиненных истцу нравственных или физических страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца Куклева А.А. о том, что взысканная сумма чрезмерно занижена, судебная коллегия считает подлежащими отклонению, поскольку судом первой инстанции дана всесторонняя и объективная оценка всем представленным доказательствам. Определённый судом размер компенсации морального вреда в сумме 3000 руб., с учётом установленных по делу обстоятельств, по мнению судебной коллегии, в наибольшей степени отвечает установленным статьей 1101 ГК РФ требованиям разумности и справедливости, а также способствует восстановлению нарушенных прав Куклева А.А.
Указанные положения были учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы истца Куклева А.А. о неверном указании в решении суда срока содержания его в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району, не обоснованы.
Куклев А.А. содержался в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району свыше 10 суток в течение августа – сентября 2016 года (с 15 августа по 5 сентября, с 12 по 16 сентября, с 19 сентября по 26 сентября) и в течение октября – ноября 2016 года (с 3 октября по 17 октября, с 24 октября по 3 ноября), что подтверждается записями в книге учета лиц, содержащихся в ИВС и материалами дела.
Все иные доводы жалобы Куклева А.А. о нарушении его личных неимущественных прав при содержании в ИВС ОМВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району были предметом исследования в суде первой инстанции и правильно отклонены судом первой инстанции в связи с их недоказанностью.
Не могут служить основанием для отмены постановленного судебного акта доводы апелляционной жалобы представителя Земсковой С.В. о том, что при установлении наличия или отсутствия физических и нравственных страданий необходимо учитывать индивидуальные особенности потерпевшего, поскольку данные обстоятельства были учтены судом при вынесении судебного решения.
Довод апелляционной жалобы представителя Земсковой С.В. о недоказанности факта причинения истцу морального вреда опровергается приведенными в решении суда первой инстанции обстоятельствами по делу.
Доводы апелляционной жалобы представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бабиковой Л.А. о том, что МВД России является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 125 и статьи 1071 ГК РФ, подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам главный распорядитель бюджетных средств, а не сам государственный орган и не Министерство финансов Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона от 15 июля 1995 г. №103-ФЗ изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. №248, действовавшего до 21 декабря 2016 года, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 вышеуказанного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерство внутренних дел Российской Федерации и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21 декабря 2016 г. № 699, действующего в настоящее время, также предусмотрено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм, по настоящему иску о взыскании компенсации морального вреда, за счет казны Российской Федерации от имени Российской Федерации в суде выступает и отвечает по своим денежным обязательствам Министерство внутренних дел Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств.
Доводы представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земсковой С.В. о необходимости освобождения Министерства внутренних дел Российской Федерации от уплаты государственной пошлины судебная коллегия находит несостоятельными. Действительно, в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). Данная норма регулирует отношения, связанные с уплатой или взысканием государственной пошлины в соответствующий бюджет.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 88 ГПК РФ уплаченная истцом государственная пошлина относится к судебным расходам. Действующее процессуальное законодательство (статья 98 ГПК РФ) не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.
Иные доводы апелляционных жалоб сводятся к изложению правовой позиции, выраженной при рассмотрении иска в суде первой инстанции, несогласию с выводами суда, иной оценке собранных по делу доказательств и не могут послужить поводом к отмене обжалуемого решения, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК РФ и верно применил нормы материального права.
Между тем, частично удовлетворяя исковые требования Куклева А.А., суд неправильно взыскал ее с Министерства внутренних дел Российской Федерации без указания на то, что данное взыскание производится за счет средств казны Российской Федерации, поскольку вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде возмещается за счет казны Российской Федерации.
Поэтому в этой части решение суда подлежит уточнению указанием о взыскании в пользу Куклева А.А. компенсации морального вреда в размере 3000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционные жалобы не содержат.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 декабря 2017 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы истца Куклева А.А., представителя Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земсковой С.В., представителя отдела МВД России по Зубово – Полянскому муниципальному району Бабиковой Л.А.– без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть этого решения суда, указав, что взыскание в пользу Куклева А.А. с Министерства внутренних дел Российской Федерации денежной компенсации морального вреда в сумме 3000 руб. и расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. производится за счет средств казны Российской Федерации.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи А.В. Верюлин
В.А. Пужаев