Судья Бобкова А.Н. Дело 2-31/2024
УИД 35RS0006-01-2023-001248-27
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июня 2024 года № 33-2942/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Махиной Е.С.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при секретаре Рябининой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Великоустюгского муниципального округа Вологодской области на решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 07 марта 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 15 марта 2024 года.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Махиной Е.С., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Казначеевой Я.А., судебная коллегия
установила:
заместитель Великоустюгского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Великоустюгскому муниципальному округу Вологодской области в лице администрации Великоустюгского муниципального округа Вологодской области (далее администрация округа), обществу с ограниченной ответственностью «Теплосервис» (далее ООО «Теплосервис»), обществу с ограниченной ответственностью «Ремслужба» (далее ООО «Ремслужба), обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальная организация с. Усть-Алексеево» (далее ООО «ЖКО с.Усть-Алексеево») о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что Великоустюгской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Северо-Западного управления Ростехнадзора по Вологодской области проведена проверка подготовки котельных на территории Великоустюгского муниципального округа к отопительному сезону 2023-2024 гг. В ходе проверки в деятельности ООО «Теплосервис» выявлены нарушения закона. В целях устранения нарушений закона межрайонной прокуратурой 08 августа 2023 года в адрес Главы Великоустюгского муниципального округа и руководителей ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖKО c. Усть-Алексеево» внесены представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены. Вместе c тем, до настоящего времени данные представления не исполнены, нарушения закона в полном объеме не устранены.
С учетом уточнения требований прокурор просил обязать ООО «Теплосервис» в срок до 01 июля 2024 года провести следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельных <адрес> протяженностью 140 метров, <адрес> протяженностью 3637 метров, МБОУ «СОШ № 15 имени С. Преминина» протяженностью 60 метров;
- техническое освидетельствование строительных конструкций дымовой трубы котельной <адрес>, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации;
- ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку с привлечением специализированной организации в котельных <адрес>;
- при эксплуатации газового хозяйства котельной <адрес> обеспечить безопасную работу оборудования, а также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта, а именно: провести техническое диагностирование (экспертизу промышленной безопасности) газопроводов от границ балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной;
обязать ООО «Ремслужба» в срок до 01 июля 2024 года провести следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельных школы протяженностью 83,2 метра, больницы протяженностью 427 метра;
- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных школы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, и больницы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, c привлечением специализированной организации;
обязать ООО «ЖКО c. Усть-Алексеево» в срок до 01 июля 2024 года провести следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей, идущих от котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, протяженностью 385,2 метра;
- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, и в котельной, расположенной в <адрес> ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации;
- провести мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы в котельных № 2, № 3, № 4, № 5 <адрес> и в котельной, расположенной в <адрес>;
обязать администрацию Великоустюгского муниципального округа Вологодской области принять меры по организации проведения ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» технического диагностирования участков тепловых сетей, инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовых труб котельных, ревизии водоподготовительного оборудования и его наладке с привлечением специализированной организации, технического диагностирования (экспертизы промышленной безопасности) газопроводов от границы балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной, мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы.
Протокольным определением суда от 06 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Великоустюгского муниципального округа (далее КУМИ администрации округа).
Решением Великоустюгского районного суда Вологодской области от 07 марта 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 15 марта 2024 года требования заместителя Великоустюгского межрайонного прокурора удовлетворены частично.
На ООО «Теплосервис» возложена обязанность в срок до 15 августа 2024 года выполнить следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельных <адрес> протяженностью 140 метров, <адрес> протяженностью 1254 метров, МБОУ «СОШ № 15 имени С. Преминина» протяженностью 60 метров;
- техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций дымовой трубы котельной <адрес>, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации;
- ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку с привлечением специализированной организации в котельных д. Бухинино, <адрес>;
- при эксплуатации газового хозяйства котельной <адрес> обеспечить безопасную работу оборудования, а также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта, а именно: провести техническое диагностирование (экспертизу промышленной безопасности) газопроводов от границ балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной.
На ООО «Ремслужба» возложена обязанность в срок до 15 августа 2024 года выполнить следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельных школы протяженностью 83,2 метра, больницы протяженностью 427 метра;
- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных школы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, и больницы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, c привлечением специализированной организации.
На ООО «ЖКО c. Усть-Алексеево» возложена обязанность выполнить следующие мероприятия:
- техническое диагностирование участков тепловых сетей, идущих от котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, протяженностью 385,2 метра, в срок до 15 августа 2024 года;
- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, и в котельной, расположенной в <адрес> ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации, в срок до 15 августа 2024 года;
- провести мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы в котельных № 2, № 3, № 4, № 5 <адрес> и в котельной, расположенной в <адрес>, в срок до 01 сентября 2024 года.
На Великоустюгский муниципальный округ Вологодской области в лице администрации Великоустюгского муниципального округа Вологодской области возложена обязанность принять меры по организации проведения:
- ООО «Теплосервис» технического диагностирования участков тепловых сетей от котельных <адрес> протяженностью 140 метров, <адрес> протяженностью 1254 метра, МБОУ «СОШ № 15 имени С. Преминина» протяженностью 60 метров; техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций дымовой трубы котельной <адрес>, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации; ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку с привлечением специализированной организации в котельных <адрес>; при эксплуатации газового хозяйства котельной <адрес> обеспечить безопасную работу оборудования, а также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта, а именно: провести техническое диагностирование (экспертизу промышленной безопасности) газопроводов от границ балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной, в срок до 15 августа 2024 года;
- ООО «Ремслужба» техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельных школы протяженностью 83,2 метра, больницы протяженностью 427 метра; инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных школы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, и больницы, расположенной по адресу: ФИО1 <адрес>, c привлечением специализированной организации, в срок до 15 августа 2024 года;
- ООО «ЖКО <адрес>» техническое диагностирование участков тепловых сетей, идущих от котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, протяженностью 385,2 метра и инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование дымовых труб котельных № 2, № 3, № 4, № 5, расположенных в <адрес> ФИО1 <адрес>, и в котельной расположенной в <адрес> ФИО1 <адрес>, с привлечением специализированной организации в срок до 15 августа 2024 года; провести мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы в котельных № 2, № 3, № 4, № 5 с. Усть-Алексеево и в котельной, расположенной в <адрес>, в срок до 01 сентября 2024 года.
В апелляционной жалобе администрацией Великоустюгского муниципального округа Вологодской области поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции в части удовлетворения требований к администрации Великоустюгского муниципального округа и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований к администрации округа. Указывает, что возложение на администрацию обязанности принять меры по организации проведения мероприятий в сфере теплоснабжения нарушает права концессионеров, а также возлагает на концедента обязанность регулировать хозяйственную деятельность концессионеров, что запрещено законом, а также условиями всех заключенных сторонами концессионных соглашений. Принятое судом решение нарушает принцип безусловности, так как исполнение решения администрацией округа поставлено в зависимость от исполнения решения суда иными ответчиками при отсутствии права у органов местного самоуправления влиять на деятельность ответчиков. Довод администрации округа о том, что начата процедура заключения муниципального контракта, предметом которого является капитальный ремонт котельной школы п.Полдарса Великоустюгского района, оставлен судом без рассмотрения.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Четвериков Д.С. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Казначеева Я.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского законодательства.
Как следует из материалов дела, согласно концессионному соглашению в отношении комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии в районе школы № 15 города Красавино, от 01 декабря 2016 года муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район», от имени которого выступает КУМИ администрации района, (концедент) передает, а ООО «Теплосервис» (концессионер) принимает права владения и пользования объектом.
В соответствие с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения является недвижимое имущество комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии в районе школы № 15 города Красавино.
В силу пункта 6.2 данного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
На основании пункта 9.1 соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания. Окончание срока действия концессионного соглашения 30 июня 2026 года.
В соответствии с приложением № 1 к соглашению ООО «Теплосервис» передаются нежилые помещения котельной, а также тепловые сети, расположенные по адресу: <адрес>, Советский проспект, <адрес>.
Согласно концессионному соглашению в отношении комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии на территории сельского поселения Красавинское, от 01 июня 2018 года муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район», от имени которого выступает администрация Великоустюгского муниципального района в лице КУМИ администрации района, (концедент) передал ООО «Теплосервис» (концессионер) объект соглашения, а также права владения и пользования объектом.
В соответствие с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения является недвижимое имущество комплекса имущества для оказания услуг по теплоснабжению в сельском поселении Красавинское Великоустюгского муниципального района.
В силу пункта 6.2 данного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
На основании пункта 9.1 соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 30 июня 2027 года.
В соответствии с приложением № 2 к соглашению ООО «Теплосервис» передаются котельная <адрес>, тепловые сети в двухтрубном исполнении, расположенные в <адрес>, протяженностью 670, 1438, 1529 метров.
Согласно концессионному соглашению в отношении комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии и по водоснабжению на территории городского поселения Красавино Великоустюгского муниципального района, от 18 августа 2021 года городское поселение Красавино Великоустюгского муниципального района в лице администрации городского поселения Красавино (концедент) передает, а ООО «Теплосервис» (концессионер) принимает объект и права владения и пользования объектом.
В соответствие с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения являются объекты теплоснабжения и водоснабжения, находящиеся на территории городского поселения Красавино Великоустюгского муниципального района, представляющее собой технологически связанный комплекс инженерных сооружений.
В силу пункта 7.2 данного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и иного имущества в течение всего срока действия соглашения.
На основании пункта 10.1 соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до 31 декабря 2031 года.
Согласно приложению № 1 к соглашению ООО «Теплосервис» передаются котельная в <адрес>, а также наружные тепловые сети протяженностью 140 метров.
В августе 2023 года межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов Северо-Западного управления Ростехнадзора по Вологодской области проведена проверка подготовки котельных на территории Великоустюгского муниципального округа к отопительному сезону 2023-2024 гг.
В ходе проверки согласно справке от 31 июля 2023 года в деятельности ООО «Теплосервис» выявлены следующие нарушения закона.
В соответствии с пунктом 13.2 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 (далее Правила технической эксплуатации), контроль за металлом проводится по планам, утвержденным техническим руководителем, в сроки и объемах, предусмотренных нормативно-техническими документами, как правило, неразрушающими методами контроля. В нормативно-технических документах содержатся требования по входному контролю и контролю за металлом в пределах нормативного ресурса. Техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.
Так, в котельных <адрес>, МБОУ «СОШ № 15 имени С.Преминина», <адрес> не проведено техническое диагностирование участков тепловых сетей от котельной, в связи c истечением срока службы в нарушение пункта 13.2 Правил технической эксплуатации.
В соответствии с пунктом 3.3.9 Правил технической эксплуатации строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
Кроме того, не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций зданий котельных <адрес>, МБОУ «СОШ № 15 имени С.Преминина», c. Васильевское, в установленные сроки в нарушение пункта 3.3.9 Правил технической эксплуатации.
Наряду c изложенным, в котельных c. Васильевское не проведено техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций дымовой трубы в установленные сроки (пункт 3.3.9 Правил технической эксплуатации).
В силу пункта 12.11 Правил технической эксплуатации периодически, не реже 1 раза в 3 года, с привлечением специализированной организации, производить ревизию водоподготовительного оборудования и его наладку, теплохимические испытания паровых и водогрейных котлов и наладку их водно-химических режимов, по результатам которых следует вносить необходимые корректировки в инструкцию по ведению водно-химического режима, а также в инструкцию по эксплуатации установок для докотловой обработки воды и в режимные карты водно-химического режима. В режимные карты и инструкции по ведению водно-химического режима и эксплуатации установок докотловой обработки воды при этом вносятся изменения, а сами они переутверждаются. До указанного срока режимные карты следует пересматривать в случаях повреждений котлов по причинам, связанным с их водно-химическим режимом, а также при реконструкции котлов, изменении вида топлива или основных параметров (давление, производительность, температура перегретого пара), или водно-химического режима и водоподготовительной установки, при изменении требований к качеству исходной и обработанной воды.
Также, в котельных д. Бухинино, <адрес> не проведена своевременная ревизия водоподготовительногo оборудования и его наладка c привлечением специализированной организации (в нарушение пункта 12.11 Правил технической эксплуатации.
На основании пункта 4.2.44 Правил технической эксплуатации при эксплуатации газового хозяйства обеспечивается: бесперебойная подача к горелочным устройствам газа требуемого давления, очищенного от посторонних примесей и конденсата, в количестве, соответствующем нагрузке котлов; контроль количества и качества поступающего газа; безопасная работа оборудования, а также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта; своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт оборудования; надзор за техническим состоянием оборудования и его безопасной эксплуатацией.
При эксплуатации газового хозяйства котельной c. Васильевское не обеспечивается безопасная работа оборудования, a также безопасное проведение его технического обслуживания и ремонта, a именно: не обеспечено проведение технического диагностирования (ЭПБ) газопроводов от границы балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной (в нарушение пункта 4.2.44 Правил технической эксплуатации).
В соответствии с пунктом 3.3.1 Правил технической эксплуатации производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда
Здания котельных c. Васильевское, a также дымовые трубы данных котельных не содержатся в исправном состоянии, обеспечивающем длительное, надежное их использование по назначению, a именно: не проводится своевременный ремонт здания котельной и дымовой трубы (в нарушение пункта 3.3.1 Правил технической эксплуатации).
Согласно концессионному соглашению в отношении комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии на территории сельского поселения Опокское, от 05 октября 2015 года муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район», от имени которого выступает КУМИ администрации района, (концедент) передает, а ООО «Ремслужба» (концессионер) принимает права владения и пользования объектом.
В соответствие с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения является недвижимое имущество комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии на территории сельского поселения Опокское.
В силу пункта 6.2 данного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
На основании пункта 9.1 соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года. Окончание срока действия концессионного соглашения 30 июня 2025 года.
В соответствии с приложением № 1 к соглашению ООО «Ремслужба» передается следующее имущество: здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, здание котельной, расположенное по адресу: <адрес>, здание бани (со встроенной котельной), расположенное по адресу: <адрес>, а также тепловая трасса от котельной в районе больницы, протяженностью 427 метров, тепловая трасса от котельной до стены здания школы протяженностью 83,2 метра, тепловая трасса от бани протяженностью 241 метра.
В ходе проверки согласно справке от 31 июля 2023 года в деятельности ООО «Ремслужба» выявлены следующие нарушения закона.
В котельной (бани) не проводится техническое освидетельствование специализированной организацией строительных конструкций здания котельной в установленные сроки. Аналогичные нарушения выявлены в котельной (школы) и котельной (больницы) (в нарушение пункта 3.3.9 Правил технической эксплуатации).
Кроме того, не представлены документы по продлению сроков службы тепловых сетей от котельных либо по их замене.
B ходе проверки котельной (школы) не обеспечено проведение технического диагностирования участков тепловых сетей от котельной и котлов, установленных в котельной, в связи c истечением срока службы. Аналогичные нарушения выявлены в котельной (больницы) (в нарушение пункта 13.2 Правил технической эксплуатации).
В соответствии с пунктом 3.3.14 Правил технической эксплуатации в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью: визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца; проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения; инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов; наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет; проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы; инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубы - один раз в год, весной перед грозовым периодом.
В котельной (школы) не проведено в установленный срок инструментально-визуaльное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы c привлечением специализированной организации. Аналогичные нарушения выявлены в котельные (больницы) (нарушение пункта 3.3.14 Правил технической эксплуатации).
В силу пункта 2.4.2 Правил технической эксплуатации допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Не получен допуск в эксплуатацию после установки новых котлов в котельных бани, школы, больницы (в нарушение названного пункта Правил технической эксплуатации).
Согласно концессионному соглашению в отношении комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии на территории сельских поселений Усть-Алексеевское, Орловское, Теплогорское, Нижнешарденгское, от 12 января 2015 года муниципальное образование «Великоустюгский муниципальный район», от имени которого выступает КУМИ администрации района, (концедент) передает, а ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» (концессионер) принимает права владения и пользования объектом.
В соответствие с пунктом 2.1 соглашения объектом соглашения является недвижимое имущество комплекса имущества, предназначенного для оказания услуг по производству и реализации тепловой энергии на территории сельских поселений Усть-Алексеевское, Орловское, Теплогорское, Нижнешарденгское.
В силу пункта 6.2 данного соглашения концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения.
На основании пункта 9.1 соглашения настоящее соглашение вступает в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года. Окончание срока действия концессионного соглашения 30 июня 2025 года.
В соответствии с приложением № 1 к соглашению ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» передается следующее имущество: котельные, расположенные по адресам: <адрес> городок, <адрес>, дымовые трубы, расположенные по адресам: <адрес>, территория базы ПМК, тепловая сеть в <адрес>, протяженностью 2446,4 метра, котельная и тепловая сеть, протяженностью 67,9 метра, расположенные по адресу: <адрес>, д. Чернево, котельная, расположенная в <адрес>, здание котельной и тепловая сеть, протяженностью 2538 метра в <адрес>.
В ходе проверки согласно справке от 31 июля 2023 года в деятельности ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» выявлены следующие нарушения закона.
B ходе проверки не представлены документы o продлении сроков службы тепловых сетей от котельных № 2, № 3, № 4, № 5 и в котельной, расположенной в дер. Теплогорье, либо по их замене (нарушение пункта 13.2 Правил технической эксплуатации).
В котельной № 1 не проводится в установленные сроки инструментальновизуальное наружное и внутреннее обследование дымовой трубы c привлечением специализированной организации. Аналогичные нарушения выявлены в котельной № 2, № 3, № 4, № 5 и в котельной, расположенной в дер. Теплогорье (в нарушение пункта 3.3.14 Правил технической эксплуатации).
В котельной № 1 не проведено в установленный срок техническое освидетельствование строительных конструкций здания котельной специализированной организацией. Аналогичные нарушения выявлены в котельной № 2, № 3, № 4, № 5 и в котельной, расположенной в дер. Теплогорье (в нарушение пункта 3.3.9 Правил технической эксплуатации).
Не обеспечена безопасная эксплуатации котельных № 2, № 3, № 4, № 5, котельной, расположенной в дер. Теплогорье, a именно: не проведены мероприятия по продлению срока службы либо по замене 4 котлов c истекшим сроком службы. Ввод в эксплуатацию 1986 год. Аналогичные нарушения выявлены в котельной (нарушение пункта 13.2 Правил технической эксплуатации).
В целях устранения вышеперечисленных нарушений закона межрайонной прокуратурой 08 августа 2023 года в адрес Главы Великоустюгского муниципального округа и руководителей ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖKО c. Усть-Алексеево» внесены представления об устранении нарушений закона, которые рассмотрены, но полностью меры по устранению нарушений до настоящего времени так и не приняты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), Правилами технической эксплуатации, оценив представленные доказательства в совокупности, установив, что установленная законом обязанность по выполнению мероприятий, предусмотренных концессионными соглашениями, ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» (далее общества) не исполнена, полномочия в части надлежащего содержания муниципального имущества органом местного самоуправления в лице администрации округа не исполнены, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, разрешая требования прокурора к ООО «Теплосервис» в части выполнения технического диагностирования участков тепловых сетей от котельных с. Васильевское протяженностью 2830 метров, суд посчитал необходимым исключить из данной протяженности неиспользуемые сети протяженностью 767 метров, а также не требующие диагностирования с годом ввода в эксплуатацию 1996-2003 г.г. протяженностью 809 метров, итого к диагностированию следует принять 1254 метра.
Руководствуясь положения статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил срок для исполнения решения суда до 15 августа 2024 года, полагая его разумным с учетом климатических условий и объема работ, в части замены котлов с истекшим сроком службы в котельных № 2, № 3, № 4, № 5 с. Усть-Алексеево и в котельной, расположенной в дер. Теплогорье, суд определил срок исполнения обязанности до 01 сентября 2024 года, исходя из срока исполнения муниципального контракта.
Решение суда в части возложения обязанности выполнения требований законодательства на ООО«Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево» обществами не обжаловано, судебной коллегией не проверялось.
Возлагая на администрация округа обязанность по организации проведения данными обществами технического диагностирования участков тепловых сетей, инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовых труб котельных, ревизии водоподготовительного оборудования и его наладке с привлечением специализированной организации, технического диагностирования (экспертизы промышленной безопасности) газопроводов от границы балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной, мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что администрация округа выступает от имени собственника муниципального имущества.
При этом суд правильно отметил, что на орган местного самоуправления не возложена обязанность непосредственно проводить указанные работы, а лишь возложена обязанность организовать их проведение, в том числе за счет средств местного бюджета, что не лишает администрацию округа в последующем права требовать взыскания убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по концессионным соглашениям с ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево». Сам по себе факт того, что в бюджете муниципального образования не предусмотрены необходимые средства, не является основанием для освобождения администрации от установленной законом обязанности.
Доводы жалобы о том, что, возлагая на администрацию округа обязанность организовать выполнение работ обществами, суд вынуждает апеллянта вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионеров, что запрещено законом, отклоняются по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Полномочия органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ.
Пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что организация в границах муниципального округа теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Пункт 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают среди прочего полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу части 1 статьи 6 устава Великоустюгского муниципального округа Вологодской области, принятого решением Великоустюгской Думы Великоустюгского муниципального округа от 16 ноября 2022 года № 59, размещенного в системе «Консультант Плюс», к вопросам местного значения Великоустюгского муниципального округа относится организация в границах муниципального округа теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Согласно части 1 статьи 38 устава к компетенции администрации Великоустюгского муниципального округа относится организация в границах муниципального округа теплоснабжения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Проведение конкурса на право заключения концессионного соглашения и его заключение относится к полномочиям администрации Великоустюгского муниципального округа.
По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), - право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», далее - Закон о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 39 указанного Закона по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).
Согласно части 3 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концедент обязан осуществлять контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона о концессионных соглашениях концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением, а также результатов соблюдения условий концессионного соглашения по окончании сроков исполнения каждого этапа, установленного в соответствии с пунктом 6.6 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 3 статьи 9 названного Закона представители указанных в части 1 настоящей статьи органов или лиц не вправе вмешиваться в осуществление хозяйственной деятельности концессионера.
С учетом положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положений концессионных соглашений на собственника имущества возложена обязанность по содержанию своего имущества, что включает в себя организацию работ по надлежащему содержанию имущества, контроль за проведением качества работ, а также финансирование содержания имущества.
Таким образом, собственник сетей теплоснабжения, а это администрация округа (представитель собственника муниципального имущества) должна организовать работы по проведению указанных в решении суда работ. Доказательств того, что администрация округа должным образом организовала работу концессионеров (ООО «Теплосервис», ООО «Ремслужба», ООО «ЖКО с. Усть-Алексеево») по проведению работ, и, будучи собственниками имущества, проконтролировала выполнение этих работ, не представлено. Доказательств того, что администрация округа приняла достаточные эффективные меры, направленные на то, чтобы концессионеры выполнили условия концессионных соглашений, не представлено.
Довод апеллянта о том, что орган местного самоуправления вынужден вмешаться в хозяйственную деятельность концессионеров, обжалуемым актом нарушен принцип безусловности его исполнения, основан на неправильном толковании норм права. Администрация округа в силу вышеуказанных требований федерального законодательства обеспечивает организацию надлежащего теплоснабжения в Великоустюгском округе. Поэтому администрация округа, как лицо, на которое федеральным законом возложена обязанность по организации надлежащего теплоснабжения, а также как собственник приведенного имущества теплоснабжения, обязана контролировать работу, проводимую концессионерами, побуждать (требовать) их провести работы по техническому диагностированию участков тепловых сетей, инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования дымовых труб котельных, ревизии водоподготовительного оборудования и его наладке с привлечением специализированной организации, технического диагностирования (экспертизы промышленной безопасности) газопроводов от границы балансового разграничения с газораспределительной организацией до горелок в котельной, мероприятия, исключающие возможность эксплуатации котлов с истекшим сроком службы, проверять качество проведения данных работ.
Передача собственником своего имущества по концессионным соглашениям не указывает на то, что он освобождается от ответственности по содержанию и надлежащему функционированию такого имущества.
Приложенный к апелляционной жалобе контракт №... от 22 марта 2024 года, заключенный между Управлением строительства и ЖКХ администрации округа (заказчик) и ИП Соболевой Э.В. (подрядчик), на проведение капитального ремонта котельной школы п.Полдарса Великоустюгского района (замена двух котлов в котельной школы и замена наружных тепловых сетей от указанной котельной), приведенных выше выводов суда не опровергает, не является основанием для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, основания для отмены или изменения состоявшегося решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Великоустюгского районного суда Вологодской области от 07 марта 2024 года с учетом определения об исправлении описки от 15 марта 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Великоустюгского муниципального округа Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Махина
Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 июня 2024 года.