Судья суда 1-ой инстанции | Дело № 33-9955/2023 |
Бойко З.А. | УИД 91RS0022-01-2023-000021-05 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь | 16 ноября 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи –судей – | Корбута А.О.,Балема Т.Г.,Пономаренко А.В., |
при секретаре – | Мусийчук В.Ю., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Феодосии Республики Крым, третьи лица: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании незаконным действий в части установления срока отселения из аварийного многоквартирного жилого дома, по апелляционной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 14 июня 2023 года,
установила:
ДД.ММ.ГГГГ заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Феодосийский городской суд Республики ФИО5 с иском к администрации города Феодосии Республики Крым о признании незаконным действий в части установления срока отселения из аварийного многоквартирного жилого дома.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой города ФИО5 Республики ФИО5 проведена проверка по поручению прокуратуры Республики ФИО5, в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации города ФИО5 Республики ФИО5 на основании заключения специализированной организации ООО «Феодосийское кадастровое бюро» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», лит. «Б», аварийным и подлежащим сносу.
На основании указанного заключения администрацией города ФИО5 Республики ФИО5 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», лит. «Б» аварийным и подлежащим сносу».
Согласно пункту 2 указанного постановления установлен срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом истец полагал, что учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого (несущие конструкции) находятся в стадии разрушения, установленный в постановлении администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № срок расселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома) в случае его обрушения, иного повреждения его конструктивных или иных элементов, в связи с чем заместитель прокурора города ФИО5 Республики ФИО5 обратился в суд с настоящим иском.
Истец просил обязать администрацию города ФИО5 Республики ФИО5 внести изменения в п. 2 постановления администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома по <адрес>, лит. «А», «Б» в г. ФИО5 аварийным и подлежащим сносу» в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома и сокращения его с указанием срока отселения не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Феодосийского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования заместителя прокурора города ФИО5 удовлетворены частично.
Суд обязал администрацию города ФИО5 Республики ФИО5 внести изменения в пункт 2 постановления администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома по <адрес>, лит. «А», лит. «Б» в г. ФИО5 аварийным и подлежащим сносу» в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома, установив срок отселения граждан из многоквартирного дома не позднее одного года со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
Не согласившись с указанным решением суда, администрация города ФИО5 Республики ФИО5 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Феодосийского городского суда Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что действующим законодательством конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности. При этом обжалуемый судебный акт требованиям разумности, в части установления срока, не соответствует.
Апеллянт полагает, что срок отселения до ДД.ММ.ГГГГ установлен исходя из требований разумности.
Истец решение суда первой инстанции, в части отказа в удовлетворении исковых требований, не обжалует.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился прокурор, который возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причины неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Заслушав доклад судьи Корбута А.О., пояснения прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами право на жилище и его безопасность.
К компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания (статья 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года указано, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено, а материалами дела подтверждено, что проведенной прокуратурой города ФИО5 Республики ФИО5 проверкой по поручению прокуратуры Республики ФИО5 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией администрации г. ФИО5 на основании заключения специализированной организации ООО «Феодосийское кадастровое бюро» от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», лит. «Б», аварийным и подлежащим сносу (л.д. 9-16).
На основании указанного заключения администрацией города ФИО5 Республики ФИО5 принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома по <адрес>, лит. «А», лит. «Б» в г. ФИО5 аварийным и подлежащим сносу».
Согласно пункту 1 постановления администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», лит. «Б», признан аварийным и подлежащим сносу.
Пунктом 2 постановления администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок отселения физических лиц из жилых помещений указанного многоквартирного дома до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пунктов 2.1, 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Минкоммунхоза РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Положение), жилые дома, независимо от группы их капитальности и жилые помещения относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, недостатков планировки и уровня внутреннего благоустройства, а также санитарных требований.
К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Пунктом 2.3 Положения № предусмотрено, что независимо от условий по п. 2.2 к непригодным для проживания относятся жилые дома, в том числе при возникновении угрозы аварии (обрушения) здания в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и несущей способности) или деформации основания здания.
Согласно заключению специализированной организации ООО «Феодосийское кадастровое бюро» от ДД.ММ.ГГГГ выявленные при обследовании спорного объекта дефекты являются значительными и критическими, при наличии которых сооружение, его часть или конструктивный элемент функционально непригодны, дальнейшая эксплуатация по условиям прочности и устойчивости небезопасна, либо может повлечь снижение указанных характеристик в дальнейшем. Физический износ конструкций здания жилого дома лит. «А» составляет 62 %, лит. «Б» - 63 %, что соответствует ветхой оценке технического состояния. Техническое состояние несущих конструкций жилого дома лит. «А», лит. «Б» недопустимое и аварийное. Дальнейшая эксплуатация жилого дома лит. «А», лит. «Б» по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, в текущем состоянии невозможна (л.д. 17-35).
В соответствии с п. 49 Положения о признания жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ № на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
При этом ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.
Длительное бездействие органа местного самоуправления по непринятию мер по расселению граждан, проживающих в таких жилых помещениях, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.
Согласно ответу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №/п многоквартирный дом по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», лит. «Б» постановлением администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № признан аварийным и подлежащим сносу не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанный аварийный многоквартирный дом включен в реестр аварийного жилищного фонда Республики ФИО5.
На данный момент Советом министров Республики ФИО5 утверждена Региональная адресная программа «Переселение граждан на территории Республики ФИО5 из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ, в 2019-2025 годах» (с изменениями) от ДД.ММ.ГГГГ №.
В указанную программу включены многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными до ДД.ММ.ГГГГ.
Окончание реализации мероприятий по программе в Республики ФИО5 планируется в 2025 году.
В данную Программу вышеуказанный многоквартирный дом не включен, так как был признан аварийным после ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-67).
Суд первой инстанции, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их, исходя из того, что степень аварийности дома, конструктивные элементы которого (несущие конструкции) находятся в стадии разрушения, установленный в постановлении администрации города ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № срок расселения жильцов дома до ДД.ММ.ГГГГ, не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным и влекущим возможность причинения вреда жизни или здоровью граждан (жильцов дома) в случае его обрушения, иного повреждения его конструктивных или иных элементов, пришел к выводу о возможности удовлетворения исковых требований частично и обязании администрации г. ФИО5 Республики ФИО5 внести изменения в п. 2 постановления администрации г. ФИО5 Республики ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ФИО5, г. ФИО5, <адрес>, лит. «А», «Б» в г. ФИО5, аварийным и подлежащим сносу» в части установления разумного срока отселения граждан из многоквартирного дома и сокращении его с указанием срока отселения не позднее 1 года с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
В данном случае подача иска прокурором города ФИО5 Республики ФИО5 направлена на защиту проживающих граждан в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. Доказательств обратного судом не установлено.
Сокращение срока реализации постановления администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № с четырех лет до одного года направлено на ускорения реализации прав лиц, проживающих в аварийном доме.
Доводы апелляционной жалобы администрации г. Феодосии Республики Крым относительно того, что в настоящее время срок отселения физических лиц из спорного жилого дома до ДД.ММ.ГГГГ определен исходя из требований разумности являются несостоятельными, поскольку установление указанного срока влечет угрозу жизни и здоровью физических лиц, проживающих в жилом доме.
Отнесение к исключительной компетенции органа местного самоуправления решение вопроса об определении срока отселения физических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, не свидетельствует о том, что он не должен быть разумным, отвечающим принципу баланса интересов сторон и социально значимым целям отселения из аварийного жилья.
Отсутствие в бюджете необходимого финансирования само по себе не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку орган местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение постановлено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежат оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Судьи: