РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 января 2023 года г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Долбня В.А., при секретаре Борисове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-28/2023 (38RS0034-01-2022-002770-94) по исковому заявлению Новоселовой Дарьи Викторовны и Новоселова Виталия Николаевича к ООО «Маирта», Администрации г. Иркутска об обязании устранить недостатки объекта долевого строительства путем передачи канализационной системы многоквартирного жилого дома, включая канализационную насосную станцию в муниципальную собственность, обязании принять в муниципальную собственность, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Новоселова Дарья Викторовна и Новоселов Виталий Николаевич обратились в суд с иском к ООО «Маирта», Администрации г. Иркутска об обязании устранить недостатки объекта долевого строительства путем передачи канализационной системы многоквартирного жилого дома, включая канализационную насосную станцию в муниципальную собственность, обязании принять в муниципальную собственность, взыскании компенсации морального вреда и штрафа.
В обоснование заявленных требований истец указал, что между Новоселовой Д.В. и ООО «Маирта» был заключен Договор № Н-Л-5/36 участия в долевом строительстве от ****год
Объектом долевого строительства по Договору является благоустроенная <адрес>, расположенная в <адрес> в г. Иркутске.
Все условия по настоящему Договору исполнены Участником полностью и надлежащим образом. Актом приемки законченного строительством объекта долевого строительства от ****год данная квартира передана Новоселовой Д.В.
Указанная квартира приобретена в общую совместную собственность супругов Новоселовой Д.В. и Новоселова В.Н.
****годг. у истцов аварийно отключили горячую и холодную воду. Диспетчер управляющей компании ООО «Народная» объяснила, что воду отключили на неопределенное время в связи с аварией, и что аварию устраняет застройщик АО «Маирта». В АО «Маирта» ответили, что не работает канализация и они ждут специалистов для того, чтобы установить причину и устранить ее. Конкретного времени, когда включат воду, никто не сказал. Вскоре истцы узнали, что авария произошла из-за того, что Водоканал г. Иркутска не обслуживает канализационную систему, из-за того, что канализационная система находится в собственности у застройщика АО «Маирта». Но при этом истцы платят в водоканал за водоотведение. Затем, 13 мая, опять аварийно отключили воду, и также по причине поломки канализации. ****год воду отключили вновь, со слов управляющей компании АО «Маирта» проводило работы, связанные с устранением неполадок в работе КНС, поскольку аварийная ситуация произошла из-за с засора канализационной сети, в результате чего остановился один из насосов КНС, емкость для сбора стоков переполнилась.
При обращении с жалобой к застройщику истцы узнали, что причиной возникновения аварийной ситуации послужил засор на канализационной сети. В связи с наличием памперсов и тряпок в сети остановился насос в канализационно-насосной станции. В связи с остановкой насоса, емкость для сбора стоков переполнилась. Засоры КНС произошли по халатности пользователей данными сетями - это жители многоквартирных домов, которые скидывают в систему канализации не только ватные палочки и тряпки, но и даже детские памперсы, а также что сети водоснабжения и водоотведения, включая канализационно- насосную станцию находятся в собственности у ООО «Маирта».
При обращении в Водоканал г. Иркутска, истцам пояснили, что не обслуживают их канализационную систему, из-за того, что канализационная система находится в собственности у застройщика АО «Маирта», а не в муниципальной собственности. Но при этом истцы регулярно платят в Водоканал г. Иркутска за водоотведение.
АО «Маирта», будучи собственником КНС, не имеет специалистов и технической возможности для обеспечения надлежащего содержания и обслуживания станции, не принимает мер для предотвращения аварийных ситуаций, не передало КНС нашего дома специализированной организации.
Истцы не хотят жить с риском, что в любой момент их могут отключить от водоснабжения и канализации, в домах живет много маленьких детей и стариков. Канализационные сети должны находиться в ведении и обслуживаться специализированной организацией, а не застройщиком.
Действиями ответчика истцам причинены моральные и нравственные страдания, связанные с невозможностью пользоваться водоснабжением и канализацией в приобретенной благоустроенной квартире, в связи с чем они вправе требовать компенсации морального вреда. В соответствии с разъяснениями, данными в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ****год № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что АО «Маирта» готовы выполнить требования, заявленные в иске, однако такая передача недвижимого имущества в муниципальную собственность должна быть согласована с Муниципальным образованием г. Иркутск. АО «Маирта» неоднократно обращалось с письменными обращениями в КУМИ г. Иркутска, однако ответ так и не получен. Более того, исходя из ответа АО «Маирта» ранее поданы документы на отказ от права собственности.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направлен рекомендательный алгоритм действий, включающий в том числе мероприятия по передаче прав владения (пользования) сетями водоснабжения и водоотведения и (или) сооружениями на них, сетями теплоснабжения, владельцами которых являются организации, не соответствующие критериям, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от ****годr. No2009 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от ****год № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в случае отчуждения такого имущества указанными организациями (далее - Алгоритм, Критерии, Постановление №, Постановление №, владельцы сетей). Исходя из указанного алгоритма, Администрация г. Иркутска еще до июня 2022 года должны были провести соответствующие мероприятия и обратиться с предложением к застройщику о безвозмездной передаче сетей в муниципальную собственность.
На основании изложенного с учетом уточнения исковых требований истцы просили суд:
Обязать АО «Маирта» безвозмездно устранить выявленные недостатки объекта долевого строительства путем передачи канализационной системы многоквартирного жилого дома : г. Иркутск, <адрес>, включая канализационно-насосную станцию, в муниципальную собственность г. Иркутска.
Обязать Администрацию г. Иркутска принять в муниципальную собственность канализационную систему многоквартирного жилого дома: г. Иркутск, <адрес>. 118/5, включая канализационно-насосную станцию.
Взыскать с ответчика АО «Маирта», Администрации г. Иркутска компенсацию морального вреда в размере по 50000 рублей в пользу каждого из истцов.
- Взыскать с ответчиков АО «Маирта», Администрации г. Иркутска штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом пользу за отказ в удовлетворении требований в добровольном порядке.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Большедворская Ю.В. уточенные исковые требования истцов поддержала.
Представитель администрации г. Иркутска по доверенности Тюрнева Т.В. исковые требования не признала.
Представитель ответчика АО «Маирта» по доверенности Косова Е.А. исковые требования истцов не признала.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
****год между Новоселовой Д.В. и АО «Маирта» был заключен Договор № Н-Л-5/36 участия в долевом строительстве. Объектом долевого строительства по договору является благоустроенная <адрес>, расположенная в <адрес> в г. Иркутске. Все условия по договору исполнены участником полностью и надлежащим образом. Актом приемки законченного строительством объекта долевого строительства от ****год данная квартира передана Новоселовой Д.В.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от ****год канализационная насосная станция система находится в собственности у застройщика АО «Маирта».
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу о том, что ответчик администрация г. Иркутска, будучи гарантирующей организацией и организацией, оказывающей водоснабжение, обязан обеспечить полный цикл водоотведения, определенный п. 2 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ от ****год "О водоснабжении и водоотведении", включающий в себя, в том числе вывоз ЖБО, так как в указанном случае канализационно-насосная станция, в которую осуществляется сброс жидких бытовых отходов из многоквартирного жилого дома истца, не является общедомовым имуществом, что освобождает истца и иных собственников многоквартирного дома от обязанности заключить отдельные договоры на вывоз ЖБО со специальной организаций. При этом Федеральный закон N 416-ФЗ, давая определение понятию водоотведение и указывая на право абонента, чьи объекты капитального строительства не подключены к центральной системе водоотведения, заключить с гарантирующей организацией лишь договор водоотведения, определяет объем обязанностей последней, возлагая на нее в том числе и вывоз ЖБО, что не нарушает прав гарантирующей организации, так как весь объем оказанных услуг должен быть учтен при определении тарифа.
В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
П. 5 ст. 8 указанного закона установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В силу п. 6 ст. 8 Федерального закона N 416-ФЗ расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона N 416-ФЗ органы местного самоуправления городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Исходя из содержания и смысла приведенных норм следует, что на орган местного самоуправления возложена обязанность учета и оформления затрат на содержание бесхозяйных объектов централизованного водоснабжения.
Судом установлено из письма АО «Маирта» от ****год, что АО «Маирта» принимались меры по безвозмездной передаче в муниципальную собственность канализационной насосной станцией, однако администрация г. Иркутска не принимает указанные сети в собственность.
Сети водоснабжения и водоотведения, включая канализационно-насосную станцию, обслуживающую МКД, более не находятся в собственности у АО «Маирта» ввиду отказа от права собственности, и не обслуживаются ввиду не соответствия АО Маирта критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ****год №.
АО «Маирта» принимались меры по безвозмездной передаче указанных сетей в муниципальную собственность, однако Администрацией г. Иркутска чинятся препятствия в принятии указанных объектов инфраструктуры в свою собственность.
Письмом от ****год Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска АО «Маирта» отнесена к организациям, не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07,2013 №, и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ****год №.
АО «Маирта» не является специализированной сетевой организацией и не имеет в своем штате соответствующих сотрудников, эксплуатация КНС не является профильной деятельностью предприятия.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО9 от ****год № МХ-П16-17750 и письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от ****год № П16-1471 разработан Алгоритм действий, включающий, в том числе мероприятия по передаче прав владения (пользования) сетями водоснабжения и водоотведения и (или) сооружениями на них, сетями теплоснабжения, владельцами которых являются организации, не соответствующие критериям, установленным постановлениями Правительства Российской Федерации от ****годг.№ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от ****год № «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в случае отчуждения такого имущества указанными организациями (далее - Алгоритм, Критерии, владельцы сетей).
В данном документе установлены этапы реализации программы по отмене тарифа и дальнейшем сотрудничестве с организациями, которые перестали соответствовать критериям отнесения к регулируемым организациям.
Алгоритм состоит из 5 пунктов, среди которых органам местного самоуправления было поручено выявить не соответствующих Критериям собственников сетей, сообщить владельцам таких селей о том, что они не соответствуют Критериям, отменить постановления о тарифе данным владельцам сетей, до ****годг. провести мероприятия по передаче прав владения (пользования) сетями и направить таким владельцам уведомление, в том числе с предложением о безвозмездной передаче таких сетей в муниципальную собственность, с целью нивелирования рисков связанных с безопасной таких сетей, и надежностью ресурсоснабжения потребителей, разработать планы но обеспечению эксплуатации и поддержания технического состояния сетей.
В силу п. 5 ст. 8 Федерального закона от ****год N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Положения Закона N 416-ФЗ не содержат специального порядка принятия во временную эксплуатацию бесхозяйной вещи (системы водоотведения), в связи с чем необходимо руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, регулирующими порядок признания и эксплуатации бесхозяйной вещи.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Таким образом, положения Закона N 416-ФЗ во взаимосвязи с положениями ГК РФ устанавливают, что основанием для передачи бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, гарантирующей организации, является факт постановки на учет данных сетей органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и подписание передаточного акта органом местного самоуправления.
В соответствии с выпиской из ЕГРН канализационная-насосная станция поставлена на кадастровый учет ****год, имеет №.
АО «Маирта», будучи собственником КНС, не имеет специалистов и технической возможности для обеспечения надлежащего содержания и обслуживания станции, не принимает мер для предотвращения аварийных ситуаций, не передало КНС специализированной организации.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
При таких обстоятельствах исковые требования истца об обязании АО «Маирта» передать канализационную систему многоквартирного жилого дома : г. Иркутск, <адрес>, включая канализационно-насосную станцию, в муниципальную собственность г. Иркутска и обязании Администрацию г. Иркутска принять в муниципальную собственность канализационную систему многоквартирного жилого дома: г. Иркутск, <адрес>. 118/5, включая канализационно-насосную станцию подлежат удовлетворению.
Рассматривая требования истцов о взыскании суммы морального вреда и штрафа суд учитывает следующее.
Предметом договора долевого участи в строительстве от ****год между Новоселовой Д.В. и АО «Маирта» являлась однокомнатная квартира в блок-секции № и общее имущество в многоквартирном доме. Канализационная-насосная станция поставлена на кадастровый учет ****год, имеет № и не относится к общему имуществу дома.
При таких обстоятельствах суд полагает, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами не подлежит применению Закон РФ «О защите прав потребителей».
В связи с этим исковые требования истцов о взыскании компенсации морального вреда и штрафа не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░ 381013373716) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░ 381018880580) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» (░░░ 3811067770) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ (░░░ 3808131271) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░: ░. ░░░░░░░, <░░░░░>. 118/5, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░