Решение по делу № 33-2461/2022 от 19.07.2022

Судья Ткачук Н.А. 33-2461/2022

10RS0016-01-2022-001565-28

2-615/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2022 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Богомолова В.В. и Королевой С.В.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2022 года по иску О.О.В. к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

О.О.В. обратился с иском по тем основаниям, что зарегистрирован и проживает по адресу: г. Сегежа, (.....), ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу горячей воды в указанный дом, является акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – АО «Сегежский ЦБК, Общество). В период с 14 мая по 02 сентября 2019 года ответчиком была приостановлена подача теплового ресурса на цели горячего водоснабжения. Отсутствие горячей воды в доме в указанный период причинило истцу моральные и нравственные страдания, поскольку он как потребитель был лишен возможности пользоваться данной услугой. На основании изложенного, О.О.В. просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., штраф в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», судебные расходы на оплату услуг представителя - 12000 руб., судебные расходы - 207 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена управляющая компания – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Сегежский Дом».

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Взысканы с АО «Сегежский ЦБК» в пользу О.О.В. компенсация морального вреда в размере 1500 руб., штраф в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 750 руб., расходы на оплату услуг представителя – 5000 руб., почтовые расходы – 207 руб. В удовлетворении остальной части иска отказал.

Взыскана с АО «Сегежский ЦБК» в доход бюджета Сегежского муниципального района государственная пошлина в размере 300 руб.

С таким решением суда не согласился ответчик – АО «Сегежский ЦБК», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующий по доверенности Б.Д.М., просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что АО «Сегежский ЦБК» имеет право на проведение летних планово-профилактических работ со сроком, приводящим к длительной остановке подачи горячей воды потребителям. Срок проведения данных работ должен был учитываться при рассмотрении дела. Судом были применены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 без учета положений Федерального Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 06 октября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808, которым утверждены «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Судом также неверно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, которое не относится к СанПиН 2.1.4.2496-09. АО «Сегежский ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку в многоквартирные дома г. Сегежи коммунального ресурса - теплоносителя в виде горячей воды, в многоквартирных домах коммунальный ресурс распределяется на коммунальную услуги по отоплению и горячему водоснабжению, так как в городе открытая система теплоснабжения и отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Полагает, что вина АО «Сегежский ЦБК» в неосуществлении поставки тепловой энергии в тепловые сети г. Сегеже с 01 июля 2019 года отсутствует, поскольку Общество предприняло все необходимые меры: заключило с собственником тепловых сетей г. Сегежи ГУП «КарелКоммунЭнерго» договор аренды государственного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по осуществлению теплоснабжения г Сегежа; провело гидравлические испытания городских тепловых сетей, в кратчайшие сроки произвело ремонтные работы на тепловых сетях г. Сегежи. Указанные обстоятельства судом учтены не были, при этом собственник тепловых сетей ГУП «КарелКоммунЭнерго» и арендатор тепловых сетей ООО «Сегежа Сети» ответственности за свое бездействие не понесли. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ «Надежда», которое обязано было обеспечить поставку коммунального ресурса - горячей воды собственникам и нанимателям многоквартирного дома. Обращает внимание, что взаимоотношения между АО «Сегежский ЦБК» и потребителями тепловой энергии не регулируются Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», так как в г. Сегеже отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Общество не является поставщиком коммунального ресурса - горячей воды и не может выступать исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС). Исполнителем коммунальной услуги по ГВС может быть только организация, которая владеет централизованным или нецентрализованными сетями горячего водоснабжения и осуществляющая поставку коммунального ресурса (горячая вода). АО «Сегежский ЦБК» обязано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 889 и Федеральным законом «О теплоснабжении» вывести источник тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок, превышающий 14 дней, не проведение ремонтных работ приведет к срыву отопительного сезона. Суд не дал надлежащей оценки данному факту и не исследовал данный вопрос. Кроме того, в связи с тем, что данная категория гражданских дел не является сложной, имеется многочисленная практика по аналогичным делам, полагает, что заявленные расходы по оплате услуг представителя подлежат уменьшению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «Сегежский ЦБК» действующая по доверенности П.О.Н., апелляционную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами

Согласно пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Согласно части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 данной статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года 354, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2); горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 4 ).

Указанными Правилами установлены требования к качеству предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение»: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года (п. 4 раздел II Приложения № 1).

СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, (действовали до 1 марта 2021 года) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (п. 3.1.11).

Судом первой инстанции установлено, что истец О.О.В. зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Сегежа, (.....)

Многоквартирный дом (.....) по ул. (.....) в г. Сегежа находился под управлением общества с ограниченной ответственностью «УО Сегежский Дом» (л.д. ).

Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 15 апреля 2018 года было принято решение о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроэнергию) непосредственно с ресурсоснабжающим организациям.

В период с 14 мая по 2 сентября 2019 года АО «Сегежский ЦБК» была приостановлена подача теплового ресурса на цели горячего водоснабжения.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что «Сегежский ЦБК», являясь ресурсоснабжающей организацией, обязанной обеспечивать собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению, допустило нарушения прав истца, выразившихся в превышение сроков перерыва в подаче горячего водоснабжения.

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Положениями статьи 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со статьей 4 ЖК РФ вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяется положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В силу статьи 15 указанного Закона причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 февраля 2012 года указано, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Учитывая указанные нормы права и оценив представленные доказательства, суд частично удовлетворил исковые требования, признав соразмерной допущенным ответчиком нарушением прав истца компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.; исходя из размера присужденной компенсации морального вреда также в пользу истца взыскан штраф на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 750 руб.

Отклоняется судебной коллегией довод апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора были неверно применены нормы материального права.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Положения СанПиН 2.1.4.2496-09, которыми руководствовался суд, в период приостановления горячего водоснабжения в 2019 году в период спорных правоотношений являлись действующими.

Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к указанным Правилам допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

Регулируя отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает право организации, осуществляющей горячее водоснабжение прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта (пункт 7 части 3 статьи 21).

При планово-предупредительном ремонте осуществляется ремонт объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов объектов централизованных систем горячего водоснабжения.

В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями частью 1 статьи 22 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении», который подлежит применению к спорным правоотношениям исходя из положений части 4 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с учетом того, что в рассматриваемом споре абонент, объекты капитального строительства которого подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), также предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Вывод в ремонт тепловых сетей, исходя из положений статьи 21 указанного Федерального закона, согласования с потребителями не требует.

Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2012 года № 889. В соответствии с пунктом 4 указанных Правил вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.

В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (пункт 12 Правил).

В силу пункта 11.2 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.

Таким образом, вывод в ремонт и из эксплуатации тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществлялся АО «Сегежский ЦБК» на основании положений статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении» и постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» по согласованию с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления на территории Республики Карелия и Сегежского муниципального района.

Вместе с тем, нормативные сроки прекращения горячего водоснабжения в 2019 году ответчиком были нарушены (исходя из максимально предусмотренного пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 срока отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов – не более 14 суток).

Не является основанием для отмены судебного решения довод апелляционной жалобы о том, что ответчик вправе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 октября 2012 года №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» и Федеральным Законом «О теплоснабжении» на вывод источника тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок, превышающий 14 дней, учитывая, что применительно к спорному периоду в 2019 году действовали положения пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, который ограничивал срок отключения систем горячего водоснабжения на период ежегодных профилактических ремонтов на 14 суток.

При этом судебной коллегией учитывается, что согласно приказам Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия теплоснабжающим организациям постановлено: закончить отопительный сезон на территории Сегежского муниципального района с 14 час. 00 мин. 14 мая 2019 года (приказ от 14 мая 2019 года) (л.д. ); установить начало отопительного периода 2019 / 2020 годов на территории Сегежского муниципального района с 19 сентября 2019 года (приказ от 18 сентября 2019 года ) (л.д. ).

АО «Сегежский ЦБК» в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия была направлена заявка от 21 февраля 2019 года на вывод оборудования электрокотельной и водогрейной котельной в плановый ремонт на 2019 год к ранее направленной заявке от 05 сентября 2019 года с учетом исправления орфографической ошибки с просьбой установить дату вывода оборудования в ремонт с момента издания Министерством постановления (приказа) об окончании отопительного сезона 2018 /2019 годов сроком на 45 суток (л.д. ).

В ответ на указанное заявление Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия направило письмо от 01 марта 2019 года, в соответствии с которым Министерство согласовывает вывод оборудования электрокотельной и водогрейной котельной АО «Сегежский ЦБК» в ремонт на срок не более 45 суток с даты окончания отопительного периода 2018 / 2019 года на территории Сегежского муниципального района. Одновременно было разъяснено, что в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В соответствии с нормами действующего законодательства уполномоченным органом, который решает вопросы организации водоснабжения на территории г. Сегежа, а также согласовывает вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт, является администрация Сегежского городского поселения. (л.д. ).

В адрес главы Сегежского городского поселения было направлено уведомление о выводе оборудования источника тепловой энергии в ремонт на срок порядка 45 дней с даты завершения отопительного периода, при этом предложено проработать вопрос об организации горячего водоснабжения в г. Сегежа.

Аналогичные требования было изложены в уведомлении от 02 апреля 2019 года, которое направлялось в адрес главы Сегежского городского поселения, главы администрации Сегежского муниципального района, директору ООО «Сегежа Сети» (л.д. ).

АО «Сегежский ЦБК» 27 июня 2019 года в адрес ООО «Сегежа Сети» (третьего лица по настоящему делу) направило уведомление о готовности с 01 июля 2019 года возобновить подачу тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для потребителей г. Сегежа.

В адрес Первого заместителя министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ответчиком была направлена заявка на вывод тепловых сетей г. Сегежа в ремонт, срок ремонта просили согласовать с 01 августа 2019 года по 31 августа 2019 года.

В ответе от 06 августа 2019 года на указанную заявку АО «Сегежский ЦБК» Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия сообщило, что Министерство, как орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с региональными нормативными правовыми актами полномочиями в сфере теплоснабжения, полагает необходимым осуществление АО «Сегежский ЦБК» ремонтных работ с целью недопущения срывов отопительного периода 2019/2020 голов. Также в данном ответе разъяснено, что в силу пункта 3.1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы при длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе. (л.д. ).

Актами от 5, 8, 10, 12, 13, 19, 20, 22 и 28 августа 2019 года, 28 февраля 2019 года подтверждается наличие аварийных ситуаций на теплосетях в г. Сегеже в указанные периоды, что повлекло за собой отложение подачи горячей воды, как коммунального ресурса, в теплосети.

В ответе на запрос суда о датах отключения и подключения горячего водоснабжения в г. Сегежа АО «Сегежский ЦБК» сообщило, что осуществляет поставку теплового ресурса, теплоносителя в виде горячей воды в городские тепловые сети, который при открытой системе теплоснабжения внутри многоквартирного дома распределяется на отопление и горячее водоснабжение. В 2019 году поставка теплового ресурса была прекращена 14 мая 2019 года, возобновлена – 02 сентября 2019 года (л.д. ).

При таких обстоятельствах поставки теплового ресурса ответчиком была возобновлена в нарушение согласованных сроков вывода оборудования электрокотельной и водогрейной котельной в плановый ремонт.

Ошибочным является довод о неверном применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, поскольку в судебном решении не имеется ссылок на указанное постановление.

Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ «Надежда», в материалах дела не имеется сведений о создании собственникам помещений многоквартирного дома (.....) по ул. (.....) в г. Сегежа указанного товарищества.

Согласно пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

По смыслу пункта 1 части 1, части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 2, 8, 9 указанных выше Правил при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 04 марта 2020 года № 6760-ОГ/06 «Об заключении договоров ресурсоснабжения».

При таких обстоятельствах выводы суда о возложении на АО «Сегежский ЦБК» ответственности за причинение морального вреда истцу, связанного перерывом в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению, являются правильными.

Размер компенсации морального вреда определен с учетом всех фактических обстоятельств дела, соответствует характеру и степени нравственных страданий лиц, в интересах которых предъявлен иск, является разумным и обоснованным.

Не влекут отмену судебного решения доводы жалобы о том, что АО «Сегежский ЦБК» не является поставщиком коммунального ресурса – горячей воды, а значит не может выступать исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом наличия прямых договоров с потребителями ответчик является исполнителем коммунальных услуг и отвечает за поставку теплового ресурса, Общество выступает как организация, которая продает и поставляет населению коммунальный ресурс – горячее водоснабжение.

Доводы жалобы о завышенном размере судебных расходов на оплату услуг представителя, судебная коллегия отклоняет.

В обоснование несения расходов на оплату услуг представителя, истцом О.О.В. представлен договор на оказание юридических услуг от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым П.Д.А. (исполнитель) обязуется по поручению О.О.В. (заказчика) оказать ему следующие юридические услуги: подготовку искового заявления; представление интересов истца в Сегежском городском суде по делу о защите прав потребителей к ответчику АО «Сегежский ЦБК»; консультации по указанному гражданскому делу (пункт .). Стоимость юридических услуг стороны определили в размере 12000 руб. (пункт .). По настоящему делу состоялись судебные заседания 17 мая 2022 года (14:30 – 14:40), в котором был объявлен перерыв; после перерыва судебное заседание объявлено продолженным 06 июня 2022 года (14:20 – 14:30); представителем истца было составлено мотивированное исковое заявление на 4 страницах.

Учитывая объем выполненной работы, участие представителя в судебных заседаниях, судебная коллегия полагает, что сумма в размере 5000 руб. на оплату услуг представителя является соразмерной проделанной работе, отвечает принципам разумности и справедливости. Судебные расходы отнесены на ответчика по правилам статьи 98 ГПК РФ.

Таким образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Ткачук Н.А. 33-2461/2022

10RS0016-01-2022-001565-28

2-615/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 августа 2022 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Богомолова В.В. и Королевой С.В.

при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым Р.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2022 года по иску О.О.В. к акционерному обществу «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» о взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

О.О.В. обратился с иском по тем основаниям, что зарегистрирован и проживает по адресу: г. Сегежа, (.....), ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей подачу горячей воды в указанный дом, является акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее – АО «Сегежский ЦБК, Общество). В период с 14 мая по 02 сентября 2019 года ответчиком была приостановлена подача теплового ресурса на цели горячего водоснабжения. Отсутствие горячей воды в доме в указанный период причинило истцу моральные и нравственные страдания, поскольку он как потребитель был лишен возможности пользоваться данной услугой. На основании изложенного, О.О.В. просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10000 руб., штраф в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», судебные расходы на оплату услуг представителя - 12000 руб., судебные расходы - 207 руб.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена управляющая компания – общество с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Сегежский Дом».

Решением суда исковые требования удовлетворены частично.

Взысканы с АО «Сегежский ЦБК» в пользу О.О.В. компенсация морального вреда в размере 1500 руб., штраф в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 750 руб., расходы на оплату услуг представителя – 5000 руб., почтовые расходы – 207 руб. В удовлетворении остальной части иска отказал.

Взыскана с АО «Сегежский ЦБК» в доход бюджета Сегежского муниципального района государственная пошлина в размере 300 руб.

С таким решением суда не согласился ответчик – АО «Сегежский ЦБК», в апелляционной жалобе представитель ответчика, действующий по доверенности Б.Д.М., просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что АО «Сегежский ЦБК» имеет право на проведение летних планово-профилактических работ со сроком, приводящим к длительной остановке подачи горячей воды потребителям. Срок проведения данных работ должен был учитываться при рассмотрении дела. Судом были применены нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 без учета положений Федерального Закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 06 октября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», постановления Правительства Российской Федерации от 08 августа 2012 года № 808, которым утверждены «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации», Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416- ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Судом также неверно применены положения постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, которое не относится к СанПиН 2.1.4.2496-09. АО «Сегежский ЦБК» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку в многоквартирные дома г. Сегежи коммунального ресурса - теплоносителя в виде горячей воды, в многоквартирных домах коммунальный ресурс распределяется на коммунальную услуги по отоплению и горячему водоснабжению, так как в городе открытая система теплоснабжения и отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Полагает, что вина АО «Сегежский ЦБК» в неосуществлении поставки тепловой энергии в тепловые сети г. Сегеже с 01 июля 2019 года отсутствует, поскольку Общество предприняло все необходимые меры: заключило с собственником тепловых сетей г. Сегежи ГУП «КарелКоммунЭнерго» договор аренды государственного имущества, предназначенного для осуществления деятельности по осуществлению теплоснабжения г Сегежа; провело гидравлические испытания городских тепловых сетей, в кратчайшие сроки произвело ремонтные работы на тепловых сетях г. Сегежи. Указанные обстоятельства судом учтены не были, при этом собственник тепловых сетей ГУП «КарелКоммунЭнерго» и арендатор тепловых сетей ООО «Сегежа Сети» ответственности за свое бездействие не понесли. Считает, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ «Надежда», которое обязано было обеспечить поставку коммунального ресурса - горячей воды собственникам и нанимателям многоквартирного дома. Обращает внимание, что взаимоотношения между АО «Сегежский ЦБК» и потребителями тепловой энергии не регулируются Федеральным законом №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», так как в г. Сегеже отсутствует централизованная система горячего водоснабжения. Общество не является поставщиком коммунального ресурса - горячей воды и не может выступать исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению (далее - ГВС). Исполнителем коммунальной услуги по ГВС может быть только организация, которая владеет централизованным или нецентрализованными сетями горячего водоснабжения и осуществляющая поставку коммунального ресурса (горячая вода). АО «Сегежский ЦБК» обязано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 889 и Федеральным законом «О теплоснабжении» вывести источник тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок, превышающий 14 дней, не проведение ремонтных работ приведет к срыву отопительного сезона. Суд не дал надлежащей оценки данному факту и не исследовал данный вопрос. Кроме того, в связи с тем, что данная категория гражданских дел не является сложной, имеется многочисленная практика по аналогичным делам, полагает, что заявленные расходы по оплате услуг представителя подлежат уменьшению.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель АО «Сегежский ЦБК» действующая по доверенности П.О.Н., апелляционную жалобу поддержала по доводам в ней изложенным.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и месте рассмотрения дела извещены, своих представителей в судебное заседание не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении или возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) никто не может быть ограничен в праве на получение коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, другими федеральными законами

Согласно пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Согласно части 7 статьи 157.2 ЖК РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 данной статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 данного Кодекса.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года 354, «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2); горячее водоснабжение - это снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (подпункт «б» пункта 4 ).

Указанными Правилами установлены требования к качеству предоставления коммунальной услуги «горячее водоснабжение»: бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года (п. 4 раздел II Приложения № 1).

СанПин 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года № 20, (действовали до 1 марта 2021 года) установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток (п. 3.1.11).

Судом первой инстанции установлено, что истец О.О.В. зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Сегежа, (.....)

Многоквартирный дом (.....) по ул. (.....) в г. Сегежа находился под управлением общества с ограниченной ответственностью «УО Сегежский Дом» (л.д. ).

Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 15 апреля 2018 года было принято решение о заключении договоров на предоставление коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, отопление, водоотведение, электроэнергию) непосредственно с ресурсоснабжающим организациям.

В период с 14 мая по 2 сентября 2019 года АО «Сегежский ЦБК» была приостановлена подача теплового ресурса на цели горячего водоснабжения.

Разрешая спор, суд пришел к выводу, что «Сегежский ЦБК», являясь ресурсоснабжающей организацией, обязанной обеспечивать собственников и нанимателей помещений многоквартирного дома коммунальной услугой по горячему водоснабжению, допустило нарушения прав истца, выразившихся в превышение сроков перерыва в подаче горячего водоснабжения.

Согласно статье 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Положениями статьи 1101 ГК РФ установлено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии со статьей 4 ЖК РФ вопросы, касающиеся предоставления коммунальных услуг, относятся к жилищным правоотношениям, на которые распространяется положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В силу статьи 15 указанного Закона причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01 февраля 2012 года указано, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

Учитывая указанные нормы права и оценив представленные доказательства, суд частично удовлетворил исковые требования, признав соразмерной допущенным ответчиком нарушением прав истца компенсацию морального вреда в размере 1500 руб.; исходя из размера присужденной компенсации морального вреда также в пользу истца взыскан штраф на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» - 750 руб.

Отклоняется судебной коллегией довод апелляционной жалобы о том, что судом при разрешении спора были неверно применены нормы материального права.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, установлены их права и обязанности, в том числе определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг.

Положения СанПиН 2.1.4.2496-09, которыми руководствовался суд, в период приостановления горячего водоснабжения в 2019 году в период спорных правоотношений являлись действующими.

Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 приложения № 1 к указанным Правилам допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.

Регулируя отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает право организации, осуществляющей горячее водоснабжение прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта (пункт 7 части 3 статьи 21).

При планово-предупредительном ремонте осуществляется ремонт объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов объектов централизованных систем горячего водоснабжения.

В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями частью 1 статьи 22 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.

Частью 1 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении», который подлежит применению к спорным правоотношениям исходя из положений части 4 статьи 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с учетом того, что в рассматриваемом споре абонент, объекты капитального строительства которого подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), также предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.

Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (часть 8 статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Вывод в ремонт тепловых сетей, исходя из положений статьи 21 указанного Федерального закона, согласования с потребителями не требует.

Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2012 года № 889. В соответствии с пунктом 4 указанных Правил вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.

В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (пункт 12 Правил).

В силу пункта 11.2 приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.

Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.

Таким образом, вывод в ремонт и из эксплуатации тепловых сетей и источников тепловой энергии осуществлялся АО «Сегежский ЦБК» на основании положений статьи 21 Федерального закона «О теплоснабжении» и постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 года № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» по согласованию с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления на территории Республики Карелия и Сегежского муниципального района.

Вместе с тем, нормативные сроки прекращения горячего водоснабжения в 2019 году ответчиком были нарушены (исходя из максимально предусмотренного пунктом 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09 срока отключения систем горячего водоснабжения в период ежегодных профилактических ремонтов – не более 14 суток).

Не является основанием для отмены судебного решения довод апелляционной жалобы о том, что ответчик вправе в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06 октября 2012 года №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» и Федеральным Законом «О теплоснабжении» на вывод источника тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок, превышающий 14 дней, учитывая, что применительно к спорному периоду в 2019 году действовали положения пункта 3.1.11 СанПиН 2.1.4.2496-09, который ограничивал срок отключения систем горячего водоснабжения на период ежегодных профилактических ремонтов на 14 суток.

При этом судебной коллегией учитывается, что согласно приказам Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия теплоснабжающим организациям постановлено: закончить отопительный сезон на территории Сегежского муниципального района с 14 час. 00 мин. 14 мая 2019 года (приказ от 14 мая 2019 года) (л.д. ); установить начало отопительного периода 2019 / 2020 годов на территории Сегежского муниципального района с 19 сентября 2019 года (приказ от 18 сентября 2019 года ) (л.д. ).

АО «Сегежский ЦБК» в адрес Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия была направлена заявка от 21 февраля 2019 года на вывод оборудования электрокотельной и водогрейной котельной в плановый ремонт на 2019 год к ранее направленной заявке от 05 сентября 2019 года с учетом исправления орфографической ошибки с просьбой установить дату вывода оборудования в ремонт с момента издания Министерством постановления (приказа) об окончании отопительного сезона 2018 /2019 годов сроком на 45 суток (л.д. ).

В ответ на указанное заявление Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия направило письмо от 01 марта 2019 года, в соответствии с которым Министерство согласовывает вывод оборудования электрокотельной и водогрейной котельной АО «Сегежский ЦБК» в ремонт на срок не более 45 суток с даты окончания отопительного периода 2018 / 2019 года на территории Сегежского муниципального района. Одновременно было разъяснено, что в соответствии с СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. В соответствии с нормами действующего законодательства уполномоченным органом, который решает вопросы организации водоснабжения на территории г. Сегежа, а также согласовывает вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения в ремонт, является администрация Сегежского городского поселения. (л.д. ).

В адрес главы Сегежского городского поселения было направлено уведомление о выводе оборудования источника тепловой энергии в ремонт на срок порядка 45 дней с даты завершения отопительного периода, при этом предложено проработать вопрос об организации горячего водоснабжения в г. Сегежа.

Аналогичные требования было изложены в уведомлении от 02 апреля 2019 года, которое направлялось в адрес главы Сегежского городского поселения, главы администрации Сегежского муниципального района, директору ООО «Сегежа Сети» (л.д. ).

АО «Сегежский ЦБК» 27 июня 2019 года в адрес ООО «Сегежа Сети» (третьего лица по настоящему делу) направило уведомление о готовности с 01 июля 2019 года возобновить подачу тепловой энергии в виде горячего водоснабжения для потребителей г. Сегежа.

В адрес Первого заместителя министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ответчиком была направлена заявка на вывод тепловых сетей г. Сегежа в ремонт, срок ремонта просили согласовать с 01 августа 2019 года по 31 августа 2019 года.

В ответе от 06 августа 2019 года на указанную заявку АО «Сегежский ЦБК» Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия сообщило, что Министерство, как орган исполнительной власти, наделенный в соответствии с региональными нормативными правовыми актами полномочиями в сфере теплоснабжения, полагает необходимым осуществление АО «Сегежский ЦБК» ремонтных работ с целью недопущения срывов отопительного периода 2019/2020 голов. Также в данном ответе разъяснено, что в силу пункта 3.1.12 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 07 апреля 2009 года №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09 Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы при длительных остановках подачи горячей воды потребителям, при проведении летних планово-профилактических работ, эксплуатирующая организация обязана обеспечить нахождение трубопроводов сетей с водой и циркуляцию воды в системе. (л.д. ).

Актами от 5, 8, 10, 12, 13, 19, 20, 22 и 28 августа 2019 года, 28 февраля 2019 года подтверждается наличие аварийных ситуаций на теплосетях в г. Сегеже в указанные периоды, что повлекло за собой отложение подачи горячей воды, как коммунального ресурса, в теплосети.

В ответе на запрос суда о датах отключения и подключения горячего водоснабжения в г. Сегежа АО «Сегежский ЦБК» сообщило, что осуществляет поставку теплового ресурса, теплоносителя в виде горячей воды в городские тепловые сети, который при открытой системе теплоснабжения внутри многоквартирного дома распределяется на отопление и горячее водоснабжение. В 2019 году поставка теплового ресурса была прекращена 14 мая 2019 года, возобновлена – 02 сентября 2019 года (л.д. ).

При таких обстоятельствах поставки теплового ресурса ответчиком была возобновлена в нарушение согласованных сроков вывода оборудования электрокотельной и водогрейной котельной в плановый ремонт.

Ошибочным является довод о неверном применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, поскольку в судебном решении не имеется ссылок на указанное постановление.

Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы ответчика о том, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ «Надежда», в материалах дела не имеется сведений о создании собственникам помещений многоквартирного дома (.....) по ул. (.....) в г. Сегежа указанного товарищества.

Согласно пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

По смыслу пункта 1 части 1, части 7 статьи 157.2 ЖК РФ, пунктов 2, 8, 9 указанных выше Правил при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 04 марта 2020 года № 6760-ОГ/06 «Об заключении договоров ресурсоснабжения».

При таких обстоятельствах выводы суда о возложении на АО «Сегежский ЦБК» ответственности за причинение морального вреда истцу, связанного перерывом в предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению, являются правильными.

Размер компенсации морального вреда определен с учетом всех фактических обстоятельств дела, соответствует характеру и степени нравственных страданий лиц, в интересах которых предъявлен иск, является разумным и обоснованным.

Не влекут отмену судебного решения доводы жалобы о том, что АО «Сегежский ЦБК» не является поставщиком коммунального ресурса – горячей воды, а значит не может выступать исполнителем по предоставлению коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом наличия прямых договоров с потребителями ответчик является исполнителем коммунальных услуг и отвечает за поставку теплового ресурса, Общество выступает как организация, которая продает и поставляет населению коммунальный ресурс – горячее водоснабжение.

Доводы жалобы о завышенном размере судебных расходов на оплату услуг представителя, судебная коллегия отклоняет.

В обоснование несения расходов на оплату услуг представителя, истцом О.О.В. представлен договор на оказание юридических услуг от ХХ.ХХ.ХХ, в соответствии с которым П.Д.А. (исполнитель) обязуется по поручению О.О.В. (заказчика) оказать ему следующие юридические услуги: подготовку искового заявления; представление интересов истца в Сегежском городском суде по делу о защите прав потребителей к ответчику АО «Сегежский ЦБК»; консультации по указанному гражданскому делу (пункт .). Стоимость юридических услуг стороны определили в размере 12000 руб. (пункт .). По настоящему делу состоялись судебные заседания 17 мая 2022 года (14:30 – 14:40), в котором был объявлен перерыв; после перерыва судебное заседание объявлено продолженным 06 июня 2022 года (14:20 – 14:30); представителем истца было составлено мотивированное исковое заявление на 4 страницах.

Учитывая объем выполненной работы, участие представителя в судебных заседаниях, судебная коллегия полагает, что сумма в размере 5000 руб. на оплату услуг представителя является соразмерной проделанной работе, отвечает принципам разумности и справедливости. Судебные расходы отнесены на ответчика по правилам статьи 98 ГПК РФ.

Таким образом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке не имеется

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 06 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-2461/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Онищенко Олег Викторович
Ответчики
Акционерное общество "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат"
Другие
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая организация Сегежский Дом"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Фаткуллина Лилия Закуановна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
19.07.2022Передача дела судье
12.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2022Передано в экспедицию
12.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее