Дело № 2а-4060/2019
55RS0006-01-2019-005267-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«16» декабря 2019 года г. Омск
Советский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Ефремовой И.В., при секретаре судебного заседания Летучевой В.В., с участием помощника судьи Ивановой Л.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Пинигина Михаила Евгеньевича к Призывной комиссии Советского административного округа г. Омска о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Пинигин М.Е. обратился в суд с иском к Призывной комиссии Советского административного округа г. Омска, в обоснование требований указал, что состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Центрального и Советскому АО г. Омска.
…. решением Призывной комиссии по САО г. Омска был признан годным к прохождению срочной военной службы и выдана повестка для отправки на службу на ….. При проведении в отношении Пинигина М.Е. медицинского освидетельствования, врачу-хирургу он предъявлял жалобы на ноющие боли в поясничном отделе позвоночника и продольное плоскостопие 2-3 степени, врачу-терапевту я предъявлял жалобы на частые боли в сердце, обмороки, связанные с повышением артериального давления, но врачи проигнорировали жалобы Пинигина М.Е. и отказались направить на обследование в больницу. При прохождении призывной комиссии врачи-специалисты, которые определили в отношении Пинигина М.Е. категорию годности, самостоятельно исключили наличие заболеваний, что равносильно самостоятельной постановке диагноза в условиях и без того, проведенного с нарушениями законодательства, медицинского освидетельствования. Считает, что при определении категории годности, нарушено применение норм права постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении прохождения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушено его право на получение освобождения от призыва на военную службу в ВС РФ и зачисление в запас.
Просит признать незаконным решение призывной комиссии Советского АО г. Омска от …. о признании его годным к военной службе.
Административный истец Пинигин М.Е. в судебном заседании участия не принимал, о времени месте его проведения извещался судом надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков Глушко Ю.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала по поводу удовлетворения заявления, поддержала письменные возражения, в которых указано, что оснований для признания решения призывной комиссии незаконным, необоснованным и подлежащим отмене не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, только в том случае, если суд признает их, во-первых, не соответствующими нормативным правовым актам и, во-вторых, нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Порядок призыва граждан Российской Федерации на военную службу регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 26 указанного Закона призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В силу ч. 4 ст. 26 указанного Закона порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно статье 5.1 Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по указанным в Законе категориям.
По смыслу норм Закона, Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года № 565, при призыве граждан на военную службу медицинское освидетельствование происходит в специально установленном порядке. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте, призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
В соответствии с пунктами 5, 27 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 240, Минздрава Российской Федерации № 168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» призывник, не согласный с решением комиссии, в письменном виде подает заявление на имя председателя призывной комиссии. Военный комиссар обязан обеспечить явку такого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, не согласных с решением комиссии, проводится по плану работы призывной комиссией субъекта Российской Федерации. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, заявивших о несогласии с заключениями о категории их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования осуществляется врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации из состава военно-врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.
В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
С учетом положений Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, прерогатива оценки состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования с учетом представленных актов исследования состояния здоровья призывника, относится непосредственно к врачам-специалистам, проводившим медицинское освидетельствование граждан, подлежащих учету.
В судебном заседании установлено, Пинигин М.Е., …. года рождения, состоит на учете в отделе Военного комиссариата Омской области по Центральному и Советскому АО г. Омска.
Пинигин М.Е. подлежал призыву …. года, после окончания отсрочки предоставленной для получения среднего профессионального образования.
Решением призывной комиссии от …. Пинигин М.Е. признан годным к прохождению военной службы - категория годности к военной службе А и призван на военную службу.
В ходе медицинского освидетельствования у военно-врачебной комиссии не возникло сомнений в определении категории годности Пинигина М.Е. к военной службе. Никаких медицинских документов свидетельствующих о наличии заболевания, а так же результатов дополнительных обследований Пинигиным М.Е. не представлено.
По результатам проведенного медицинского обследования выявлено лишь избыточная масса тела в степени, не препятствующей несению военной службы по призыву.
По результатам названного медицинского освидетельствования установлено, что заболеваний, препятствующих прохождению им военной службы по призыву на момент прохождения медицинского освидетельствования выявлено не было.
Установленное в ходе освидетельствования состояние здоровья Пинигина М.Е., не давало призывной комиссии оснований для его направления для прохождения дополнительных диагностических исследований, равно как и не давало оснований для возникновения сомнений при определении категории годности административного истца к военной службе.
Суд считает, что несогласие заявителя с определением категории годности к военной службе основано на собственном толковании заявителем имеющихся диагнозов.
Кроме того, написанный иск является «шаблонным», сам административный истец в судебное заседание не явился, не предоставил суду никаких новых медицинских документов и вообще каких-либо доказательств в обоснование своей позиции.
Согласно Указа Президента РФ от 30.09.2019 № 472 «О призыве в октябре-декабре 2019 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется с 1 октября по 31 декабря 2019 г.
Принимая во внимание сроки подачи административного искового заявления и положения Закона о том, что решение (заключение) призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда, текст административного иска (тот факт, что административным истцом не прикладываются документы, отличные от тех, которые имеются в органах военного учета, не ставится вопрос о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы), суд заключает, что данный административный иск имеет цель – затянуть решение вопроса о подтверждении (в судебном порядке) его годности к военной службе и дождаться окончания призыва на военную службу, то есть, - уклонение от службы в рядах Вооруженных Сил России.
Выводы призывной комиссии подтверждены специалистами, при этом всем представленным документам, имеющимся в личном деле и представленным призывником, была дана оценка. Имевшиеся в распоряжении врачебной комиссии документы и результаты проведенного обследования заявителя позволили сделать вывод о наличии у него заболеваний, которые влекут признание гражданина годным к военной службе.
Действия административного ответчика, по мнению суда, не противоречат положениям ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которой призывная комиссия субъекта РФ организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
При изложенных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя. Судебные издержки суд относит на административного истца.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Пинигину Михаилу Евгеньевичу – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Ефремова