66RS0056-01-2021-000621-03
гражданское дело №2-943/8/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тавда 25 октября 2022 года
мотивированное решение от 03 ноября 2022 года
Тавдинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Галкина С.В.,
при секретаре судебного заседания Гутковской М.С.,
с участием заместителя Тавдинского городского прокурора Подыниногина Е.В.,
представителя ответчика Администрации Тавдинского городского округа Францкевич С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тавдинского городского прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к Администрации Тавдинского городского округа и Муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа «Тавдинские инженерные системы» о возложении обязанности заменить участок тепловых сетей,
установил:
Тавдинский городской прокурор, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд с иском к Администрации Тавдинского городского округа и МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» с требованиями о возложении обязанности по замене участка теплосетей со степенью износа 85%.
В обоснование заявленных требований указано, что Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению надёжности теплоснабжения и горячего водоснабжения.
В ходе проведённой проверки установлено, что услуги по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению населению города оказывает МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы», созданное постановлением Администрации Тавдинского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. При этом сети горячего водоснабжения переданы МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что участок тепловых сетей от теплового колодца по <адрес> до теплового колодца на территории школы № по <адрес> (реестровый №) протяженностью 255 метров в двухтрубном исполнении, находится в изношенном состоянии (85% износа). В период отопительного сезона 2021-2022 годов на данном участке неоднократно устранялись порывы на тепловых сетях.
МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы», которому Администрацией Тавдинского городского округа сети отопления, холодного и горячего водоснабжения переданы в хозяйственное ведение, в силу неудовлетворительного финансового положения, не может принять своевременные меры по замене сетей горячего водоснабжения.
Между тем, непринятие своевременных мер для организации работ по замене участка сетей горячего водоснабжения может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечёт нарушение прав неопределённого круга лиц – жителей Тавдинского городского округа в жилищно-коммунальной сфере и поставит под угрозы их жизнь и здоровье.
В связи с чем, прокурор просит возложить на администрацию Тавдинского городского округа и МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность организовать работы по замене участка тепловых сетей в двухтрубном исполнении со степенью износа 85% от теплового колодца по <адрес>-<адрес> до теплового колодца на территории школы № по <адрес> (реестровый №) протяженностью 255 метров.
В судебном заседании заместитель прокурора Подыниногин Е.В. исковые требования поддержал в полном объёме.
Представитель ответчика – Администрации Тавдинского городского округа по доверенности Францкевич С.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, просила отказать в их удовлетворении, указав, что сети горячего водоснабжения переданы Администрацией МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» на праве хозяйственного ведения, и именно оно обязано обеспечивать сохранность имущества и использовать его по целевому назначению, в том числе, проводить текущий и капитальный ремонт тепловых сетей. Полагает, что доводы прокурора о неудовлетворительном финансовом положении муниципального унитарного предприятия ничем не подтверждены, МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» в состоянии банкротства не находится, своевременно перечисляет налоги в местный бюджет.
Кроме того, полагает, что прокурором не доказан и факт необходимости замены сетей теплоснабжения и горячего водоснабжения, не представлена информация о количестве аварий на спорном участке теплосети, вследствие которых было нарушено право потребителей на качественное теплоснабждение. Акт обследования тепловой сети от 14 июля 2022 года, подписанный представителем МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы», составлен в отсутствие собственника сетей – Администрации Тавдинского городского округа, в связи с чем, по мнению представителя Администрации, не является надлежащим доказательством. Сами сети находятся в земле, поэтому никакого обследования тепловых сетей по факту не производилось, а сама по себе изношенность тепловых сетей не означает необходимость их незамедлительной замены, поскольку все аварийные ситуации устраняются в оперативном режиме, и ни разу не привели к разморозке системы теплоснабжения или другим негативным последствиям для потребителей коммунальной услуги.
Представитель администрации Тавдинского городского округа также ссылается на то, что бюджетные ассигнования на исполнение решения суда в 2023 году могли быть запрошены только на согласительной комиссии Свердловской области по формированию бюджета 2023 года в сентябре 2022 года. Однако, данная согласительная комиссия уже состоялась и решение по ней уже принято. Следующая согласительная комиссия состоится только в сентябре-октябре 2023 года и будет рассматривать вопросы бюджета 2024 года.
Кроме того, представитель ответчика ссылается на то, что суд должен исходить из соблюдения баланса не только жителей Тавдинского городского округа, но и возможности исполнения судебного решения в установленный срок за счёт местного бюджета. При том, что неисполнение решения суда в установленный срок влечёт за собой взыскание с местного бюджета исполнительного сбора, что в свою очередь приведёт возможности привлечения должностных лиц органа местного самоуправления к административной либо уголовной ответственности, а также к отвлечению финансовых средств, которые могли быть направлены на реализацию полномочий органа местного самоуправления. В связи с чем, просила отказать в удовлетворении заявленных требований Тавдинского городского прокурора.
Представитель ответчика МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и мнением участвующих в деле лиц, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, заслушав прокурора и представителя Администрации Тавдинского городского округа, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что Тавдинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по обеспечению надёжности теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Проведенной проверкой установлено, что участок тепловых сетей от теплового колодца по <адрес> до теплового колодца на территории школы № по <адрес> (реестровый №) протяженностью 255 метров в двухтрубном исполнении, находится в изношенном состоянии - 85% износа, что подтверждается актом комиссионного обследования участка тепловой сети. При этом в период отопительного сезона 2021-2022 годов на данном участке неоднократно устранялись порывы на тепловых сетях.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путём обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, потребителю может быть предоставлено горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме. При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования) (подп. «а»); отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подп. «е»);
Согласно пункту 2 указанных Правил, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Ресурсоснабжающей организацией признаётся юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Пунктом 4 указанной статьи предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В силу части 2 статьи 1 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к вопросам местного значения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Судом установлено и не оспаривается ответчиками, что Администрация Тавдинского городского округа является собственником тепловых сетей на территории Тавдинского городского округа.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации Тавдинского городского округа № создано МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы», учредителем и собственником имущества которого является Тавдинский городской округ.
В пункте 2.1. Устава Предприятия закреплено, что целью его деятельности являются: предоставление населению и организациям Тавдинского городского округа услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, извлечение прибыли.
Согласно пункту 2.2. Устава МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» для достижения уставных целей предприятие осуществляет в установленном законодательством порядке: производство пара и горячей воды (тепловой энергии); передачу пара и горячей воды (тепловой энергии); распределение пара и горячей воды (тепловой энергии); деятельность по обеспечению работоспособности котельных и тепловых сетей; сбор, очистка и распределение воды.
На основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Тавдинского городского округа передала МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» муниципальное имущество, в том числе, - сети теплоносителя.
Пунктом 3.5.8 данного Договора на МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» возложена обязанность обеспечивать бесперебойное функционирование имущества в целях предоставления качественных коммунальных услуг потребителям Тавдинского городского округа, содержать за свой счёт имущество в состоянии технической исправности, производить за свой счёт капитальный и текущий ремонт.
В обоснование заявленных требований Тавдинским городским прокурором предоставлен упомянутый выше комиссионный Акт обследования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому трубопроводы тепловых сетей от теплового колодца по <адрес> до теплового колодца на территории школы № по <адрес> (реестровый №) протяженностью 255 метров в двухтрубном исполнении находятся в изношенном состоянии, степень износа трубопроводов составляет 85%. В качестве первоочередных мероприятий комиссия предлагает провести капитальный ремонт тепловых сетей.
В соответствии с дефектной ведомостью необходимо провести ряд работ, в том числе, раскопку грунта, демонтаж труб и оборудования, с последующим монтажом новой трубы и оборудования, гидравлических испытаний и др.
Кроме того, МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» составлен локальный сметный расчёт (смета №) на производство капитального ремонта вышеуказанного участка тепловой сети, утверждённый директором Предприятия, согласно которому сметная стоимость необходимых ремонтных работ составит 2 456 317 рублей 20 копеек.
Судом установлено, что трубопроводы сетей теплоснабжения на участке тепловых сетей (реестровый №) находятся в изношенном состоянии, что не отрицается и представителем Администрации Тавдинского городского округа, что в свою очередь безусловно является причиной ненадлежащего предоставления гражданам коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Подачу тепловой энергии и теплоносителя на территории города Тавды осуществляет МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы», которому на основании договора аренды администрацией Тавдинского городского округа передано муниципальное недвижимое имущество, в том числе, трубопроводы сетей теплоснабжения по вышеуказанному участку.
Вместе с тем, финансовое положение МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» не позволяет принять своевременные меры по замене участка теплосетей, находящихся в изношенном состоянии, что может привести к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, тем самым повлечь нарушение прав жителей Тавдинского городского округа в жилищно-коммунальной сфере, поставив под угрозу их жизнь и здоровье.
При установленных обстоятельствах суд, руководствуясь положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», считает необходимым возложить на администрацию Тавдинского городского округа обязанность организовать работы по замене спорных участков тепловых сетей.
Ссылки представителя Администрации Тавдинского городского округа на трудное финансовое положение не может служить бесспорным основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований, поскольку охрана жизни и здоровья граждан не может быть поставлена в зависимость от указанных представителем ответчика обстоятельств.
Доводы представителя администрации о том, что участок тепловых сетей находится в земле, и, по мнению ответчика никакого обследования тепловых сетей по факту не производилось, суд находит несостоятельными, поскольку изношенность тепловых сетей не отрицается и самой Администрацией Тавдинского городского округа. При этом комиссия в составе главного инженера, начальника производственного отдела и старшего мастера участка теплоснабжения МУП ТГО «Тавдинские инженерные системы» ДД.ММ.ГГГГ пришла к однозначному выводу о необходимости капитального ремонта вышеуказанного участка тепловой сети в связи с его изношенностью.
Тот факт, что аварийные ситуации на теплосетях устраняются ремонтными бригадами в оперативном режиме, не свидетельствует о том, что данный участок теплосетей пригоден для дальнейшей эксплуатации в безаварийном режиме, и не нуждается в капитальном ремонте для бесперебойного предоставления коммунальных услуг. Доказательств обратного ответчиками в нарушение требования статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путём присуждения к исполнению обязанности в натуре, путем восстановления положения, существовавшего до нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Согласно разъяснениям, приведённым в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 (ред. от 07.02.2017) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», при установлении срока, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Из чего следует, что именно на ответчика возлагается обязанность представлять доказательства невозможности исполнения решения суда в предложенные истцом сроки и обосновать разумность предложенного стороной ответчика срока исполнения судебного решения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, срок для выполнения требований прокурора – до 01 сентября 2023 года, суд находит достаточным и разумным для проведения указанного объёма работ. При этом, доводы представителя Администрации Тавдинского городского округа о необходимости предоставления более длительного срока исполнения решения суда ввиду отсутствия надлежащего финансирования, не могут быть приняты во внимание, поскольку более длительный срок исполнения решения суда приведёт к нарушению прав граждан.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с положениями норм процессуального законодательства ответчики не лишены права на подачу заявлений о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при условии представления надлежащих и достаточных доказательств совершения ими всех возможных с их стороны действий, по исполнению судебного акта в установленные сроки.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ <░░░░░> (░░░░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░░░░ 255 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 03 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░