Судья Овсянникова М.Ю. Дело № 33-9254/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 августа 2016 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Еремина В.А.,
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца К.В. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 апреля 2016 года по делу по иску К.В. к комитету по делам молодежи администрации г.Барнаула о включении в список участников подпрограммы,
Заслушав доклад судьи Еремина В.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
К.В. обратился в суд с иском, указав, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ его семья в составе трех человек (он, супруга и ребенок) была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГ его семья была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы под номером ***. Из письма Комитета от ДД.ММ.ГГ истцу стало известно, что его семья не включена в список молодых семей-участников подпрограммы на 2016 год, поскольку ДД.ММ.ГГ истец и ДД.ММ.ГГ его супруга достигли возраста 36 лет. Полагает, что его семью незаконно не включили в список семей-участников подпрограммы, поскольку на момент формирования списка в 2013 году его семья отвечала критериям участников подпрограммы, а возможность исключения из списка по причине достижения одним из участников возраста свыше 35 лет Правилами не предусмотрена. Уточнив требования, просил признать отказ о включении в список молодых семей участников подпрограммы на 2016 года незаконным; восстановить в очереди и включить его семью в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2016 год.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 апреля исковые требования К.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе на указанное решение истец просит его отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Приводит те же доводы, что и в исковом заявлении. Полагает, что вывод суда о соответствии возраста молодой семьи на момент включения в список в каждом планируемом году установленным требованиям, не соответствует буквальному толкованию закона. Государство, взяв на себя публично-правовое обязательство по социальной поддержке молодой семьи, не может произвольно отказаться от него. Эти доводы подтверждены и примерами из судебной практики.
Судебная коллегия в соответствии со ст.167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся и надлежащим образом извещенных лиц.
Изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - Программа), включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (далее - подпрограмма).
Приложением к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Как следует из подпрограммы, ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Названными Правилами предусмотрено, что участником указанной подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая ряду условий. Одним из таких условий является то, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы данной подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт «а» п. 6 Правил).
При этом по смыслу п. п. 20, 22 тех же Правил соответствующий орган местного самоуправления ежегодно формирует названный список, а орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников той же Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Утверждение списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году осуществляется после определения размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый год (п. 23 Правил).
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, указанная норма (п. 6 Правил), предусматривающая исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
Аналогичные положения, определяющие условия участия в программе, были закреплены в постановлении Администрации Алтайского края от 11.07.2011 г. № 356 «Об утверждении порядка формирования списков молодых семей-участников государственной программы Алтайского края «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы», а также в постановлении Администрации Алтайского края от 31.10.2014 г. № 503 «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края» на 2014-2020 годы».
Отказывая в удовлетворении требований истца суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для включения семьи ААА в сводно-учетный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат ввиду достижения супругами ААА возраста 36 лет.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что семья К.В. в составе трех человек (К.В., ДД.ММ.ГГ г.р., супруга И.В., ДД.ММ.ГГ г.р., сын З.К.) постановлением администрации Центрального района г. Барнаула *** от ДД.ММ.ГГ признана нуждающиейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГ семья ААА в составе трех человек была включена в сводный список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Алтайском крае» на 2011-2015 годы.
В период включения в список социальная выплата семье истца не предоставлялась.
Письмом от ДД.ММ.ГГ *** К.В. сообщено, что согласно основному условию участия в Подпрограмме возраст каждого из супругов молодой семьи не должен превышать 35 лет на день принятия администрацией Алтайского края решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Поскольку К.В. ДД.ММ.ГГ и И.В. ДД.ММ.ГГ достигли возраста 36 лет, семья не соответствует основному условию участия в подпрограмме и ее дальнейшее участие в подпрограмме не представляется возможным, в связи с чем по состоянию на ДД.ММ.ГГ семья ААА не включена в список молодых семей – участников подпрограммы по г. Барнаулу на 2016 год. Принятие органами местного самоуправления нормативно-правовых актов (постановлений, распоряжений и т.п.) об исключении молодых семей из списков участников подпрограммы действующим законодательством не предусмотрено.
Вопреки доводам жалобы положениями Программы установлена ежегодная процедура формирования списков молодых семей – участников Программы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепив в названных Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации было вправе, как это следует из статей 38 (часть 1), 40 и 114 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию (подпункт "а" пункта 6 Правил). Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. N 997-О).
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, противоречит положениями раздела II подпрограммы, определяющим ее цель и задачи.
Доводы о том, что на момент принятия решения ДД.ММ.ГГ семья ААА отвечала всем предъявленным требованиям для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты и вправе была рассчитывать на получение такой социальной выплаты, не может являться основанием для удовлетворения требований, поскольку факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
Ссылки в жалобе на судебную практику по другим делам не являются основанием для удовлетворения жалобы, так как приложенная к апелляционной жалобе судебная практика противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
Иных доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене принятого по делу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Овчинникова Константина Викторовича на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 19 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: