Дело № 2-522/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 13 июня 2019 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалганова Виталия Николаевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонное) об обязании включить периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочно страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Шалганов В.Н., в лице представителя Морозовой Л.К., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонному) (далее – ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонное) о возложении обязанности включить периоды трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и назначить досрочно страховую пенсию по старости, мотивируя заявленные требования тем, что решением ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонного) от *** ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, проработавшему с тяжелыми условиями труда, в связи с недостаточностью стажа на соответствующих видах работ. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не включены, в том числе периоды работы с *** по *** – 0 лет 1 месяц 24 дня в качестве машиниста (кочегара) в *** по причине отсутствия информации о виде топлива; периоды с *** по *** – 5 лет 2 месяца 9 дней в качестве слесаря цеха КИПиА на *** с *** по *** – 2 года 10 месяцев 19 дней в качестве слесаря КИПиА по обслуживанию промышленной котельной на ***; с *** по *** – 2 года 8 месяца 13 дней в качестве дежурного электрослесаря 5 разряда в НОПС на ***, по причине отсутствия сведений о режиме работы котельной, виде топлива, отсутствия доказательств занятости в промышленной котельной. С *** по *** – 0 лет 5 месяцев 14 дней в качестве слесаря КИПиА 5 разряда на участке «***» по причине отсутствия доказательств работы в особых условиях труда. Также истец при обращении к ответчику за назначением пенсии предоставил доказательства работы в районах Крайнего Севера, однако ответчик оставил без внимания представленные истцом документы. Полагает, что следующие периоды работы должны быть включены в стаж работы в районах Крайнего Севера: с *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям ***» в период нахождения в командировке в ***, с 09.02. по *** - 3 месяца 1 день в качестве инженера по наладке и испытаниям ***» в период нахождения в командировке в ***, с ***. по *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям ***» в период нахождения в командировке в ***, с 26.10. по *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям ***» в период нахождения в командировке в ***, с 21.09. по *** - 3 месяца 10 дней в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ***, с ***. по *** - 3 месяца 3 дня качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ***, с ***. по *** - 3 месяца качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ***, с ***. по *** - 2 месяца 25 дней качестве инженера по наладке и испытаниям 3 категории *** в период нахождения в командировке в ***, с ***. по *** - 3 месяца в качестве инженера наладчика в *** в период нахождения в командировке в *** с *** по *** - 3 месяца в качестве инженера наладчика *** в период нахождения в командировке в ..., с ***. по *** - 1 месяц в качестве электромонтажника - наладчика *** в период в период работы во срочному трудовому договору *** от *** ..., итого продолжительность работы в районах Крайнего Севера составила 2 года 7 месяцев 9 дней. Полагает, что возможно произвести суммирование стажа работы в районах Крайнего Севера и работы по второму списку и назначить ему пенсию по п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ № 400 – ФЗ. Просит возложить на ответчика обязанность включить вышеназванные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначить досрочно страховую пенсию по старости с ***, взыскать с ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонного) в пользу истца судебные расходы в сумме 10 300 руб., из которых 300 руб. - расходы по уплате государственной пошлины, 10 000 руб. - расходы на оплату услуг представителя.
В судебное заседание истец Шалганов В.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Просил иск удовлетворить.
Представитель истца Шалганова В.Н., действующая на основании доверенности, Морозова Л.К. в судебном заседании исковые требования поддержала по тем же доводам. Суду пояснила, что законом предусмотрено суммирование работы в районах Крайнего Севера и работ по второму списку. Выбор осуществляется заявителем при подаче заявления в Пенсионный фонд. При назначении пенсии за работу в районах Крайнего Севера коэффициент выше. Полагает, что работа в районах Крайнего Севера должна быть включена в общий стаж. Имеется справка из ..., что он работал и получал надбавку 80 %. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика - ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонное) Лубенникова М.И., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в иске отказать, пояснив, что решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонное) об отказе является обоснованным. Суду пояснила, что при обращении в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии, человек выбирает основания назначения. Было установлено, что по Списку № 2 стаж больше, и предложено пойти именно по списку. К списку № 2 работа в районах Крайнего Севера не плюсуется. В случае удовлетворения иска просила снизить судебные расходы.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 39).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон от 28.12.2013 №400-ФЗ, в редакции, действующей по состоянию на ***) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам
Согласно ч. 2 ст. 30 Закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 3 Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (здесь и далее в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список № 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2 1991 года);
- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2 1956 года).
Согласно п. 4 подраздела I раздела XI Списка № 2 1956 года право на досрочное назначение страховой пенсии за период работы до 1 января 1992 года имеют рабочие и инженерно-технические работники, непосредственно занятые в цехах, производствах (на правах цехов) и отдельных установках в производстве резиновых деталей обуви и технических изделий в развесочно-приготовительных цехах и отделениях термопластикации каучука, смесительно-вальцовочных цехах, вулканизационно-отделочных цехах.
В соответствии с пп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
При этом время выполнявшихся до *** работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В судебном заседании установлено, что *** Шалганов В.Н., полагая, что выработал необходимый стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, обратился в ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ (межрайонное) с соответствующим заявлением.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ – УПФ РФ в Усть-Абаканском районе РХ от *** Шалганову В.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия правовых оснований для назначения пенсии на ***, в связи с недостаточностью стажа (менее 7 лет 6 месяцев) на соответствующих видах работ.
В стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, Шалганову В.Н., кроме не оспариваемых периодов, не засчитаны, в том числе, периоды: с *** по *** – 0 лет 1 месяц 24 дня в качестве машиниста (кочегара) в ***» по причине отсутствия информации о виде топлива; периоды с *** по *** – 5 лет 2 месяца 9 дней в качестве слесаря цеха КИПиА на ***»; с *** по *** – 2 года 10 месяцев 19 дней в качестве слесаря КИПиА по обслуживанию промышленной котельной на ***»; с *** по *** – 2 года 8 месяца 13 дней в качестве дежурного электрослесаря 5 разряда в НОПС на ***», по причине отсутствия сведений о режиме работы котельной, виде топлива, отсутствия доказательств занятости в промышленной котельной. С *** по *** – 0 лет 5 месяцев 14 дней в качестве слесаря КИПиА 5 разряда на участке «***» вулканизационно – отделочного цеха ***» по причине отсутствия доказательств работы в особых условиях труда.
В трудовой книжке ***, выданной на имя Шалганова В.Н., имеются следующие записи о работе на ***
- *** – принят временно в ЖКО машинистом (кочегаром) по 4 «т» разряду ***» (приказ ***-к от ***),
- *** - переведен постоянно в ЦСК КИПиА слесарем КИПиА по 4 разряду,
- *** - присвоен 5 разряд КИПиА,
- *** - присвоен 5 разряд «т» слесаря КИПиА,
- *** - по результатам перетарификации установлен 4 разряд слесаря КИПиА,
- *** - переведен слесарем КИПиА по обслуживанию промышленной котельной, *** – уволен по собственному желанию.
Согласно архивной справке от *** ***, по документам архивного фонда ***» (личные карточки формы Т-2, приказы), Шалганов В.Н. работал на ***» с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели, а также имеются сведения о переводе его с *** слесарем КИПиА по обслуживанию промышленной котельной КИПиА, с *** дежурным электрослесарем 5 разряда в НОПС.
Из архивной справки также усматривается, что отпуском без содержания, учебным отпуском, отпуском по уходу за ребенком не пользовался. Простоев, прогулов не было. В забастовках не участвовал. На курсы повышения квалификации не направлялся.
Штатными расписаниями промышленной котельной *** г. предусмотрены должности машиниста (кочегара) 4 «т» разряда, слесаря – ремонтника.
Согласно имеющейся в материалах дела справке, котельная *** работала круглосуточно на твердом топливе.
Работа в должности кочегара предусмотрена Списком N 2, утвержденным Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (код позиции 23200000-13786 - Машинисты (кочегары) котельных (на угле и сланце, в том числе занятые на удалении золы).
Пунктом «а» раздела XIV Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей Списка № 2 1956 года право на досрочное назначение страховой пенсии за период работы до 1 января 1992 года имеют слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления.
В позиции 2140000а-18455 пункта «а» раздела XIII Списка № 2 1991 года поименованы слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Шалганов В.Н. в спорные периоды работы на ***» в режиме полного рабочего дня, учитывая, что до *** работа предприятий отраслей народного хозяйства носила стабильный характер, был занят на обслуживании и ремонте котельного оборудования.
Суд отмечает, что отсутствие в трудовой книжке истца и в архивных данных сведений о занятости Шалганова В.Н. на работах с тяжелыми условиями труда, работа в которых даёт право на досрочное пенсионное обеспечение, не может служить основанием для лишения истца права на назначение страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах исковые требования Шалганова В.Н. в части включения спорных периодов работы на Абаканском комбинате «Сибирь» в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат удовлетворению.
Кроме того, в судебном заседании установлено и следует из материалов дела, архивной справки от *** ***, что с *** по *** Шалганов В.Н. работал в качестве слесаря КИПиА 5 разряда на участке ***» с полным рабочим днем в режиме полной рабочей недели.
Согласно протоколу лабораторных испытаний *** от *** Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Черногорске рабочие завода обувных и технических резин *** в том числе слесари КИПиА, находятся во вредных условиях труда полный рабочий день (более 80% рабочего времени). В воздухе рабочей зоны слесаря КИПиА постоянно находятся вредные вещества 3 класса опасности (стирол, сернистый ангидрид), 2 класса опасности (формальдегид), 4 класса опасности (аммиак).
В позиции 2110Б000-1753а пункта «Б» раздела X Списка № 2 1991 года поименованы рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая композиционные материалы и стеклопластики), каучуков, лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии, органического синтеза, синтетических красителей, нефтехимической, резинотехнической и асбестовой, химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 3 класса опасности.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шалганов В.Н. в периоды работы с *** по *** Шалганов В.Н. работал в качестве слесаря КИПиА 5 разряда на участке *** завода обувных и технических резин на «***» был занят полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции из резины, при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ, в том числе 3 класса опасности (учитывая, что технологический процесс с течением времени не менялся), в связи с чем, исковые требования Шалганова В.Н. в части включения указанных периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Доводы истца о необоснованном неприменении ответчиком положений Постановления Правительства от 11.07.2002 N 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», о суммировании периода его работы по Списку N 2 с периодом работы в северных районах) являются несостоятельными, поскольку в соответствии п. 3 указанного постановления возможность прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 2 (работа с тяжелыми условиями труда), периодов работ, указанных в подпункте 11 (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) не предусмотрена, в связи с чем в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периодов работы в районах Крайнего Севера: с *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в *** с *** по *** - 3 месяца 1 день в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ***, с *** по *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в *** с *** по *** - 3 месяца в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ..., с *** по *** - 3 месяца 10 дней в качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ... с *** по *** - 3 месяца 3 дня качестве инженера по наладке и испытаниям *** в период нахождения в командировке в ..., *** по *** - 3 месяца качестве инженера по наладке и испытаниям ООО *** в период нахождения в командировке в ..., с ***. по *** - 2 месяца 25 дней качестве инженера по наладке и испытаниям 3 категории *** в период нахождения в командировке в ..., с ***. по *** - 3 месяца в качестве инженера наладчика в ... в период нахождения в командировке в ..., с ***. по *** - 3 месяца в качестве инженера наладчика ... в период нахождения в командировке в ..., с ***. по *** - 1 месяц в качестве электромонтажника - наладчика *** в период в период работы во срочному трудовому договору *** от *** ..., итого 2 года 7 месяцев 9 дней, удовлетворению не подлежат.
С учётом спорных периодов работы на *** истец проработал на работах с тяжелыми условиями труда 11 лет 7 месяцев 22 дня и имеет страховой стаж более 25 лет, в связи с чем в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» приобрёл право на назначение ему страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, с уменьшением возраста, предусмотренного указанной статьёй, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы с тяжелыми условиями труда.
Принимая во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, суд приходит к выводу об обоснованности требования Шалганова В.Н. о возложении на ответчика обязанности досрочно назначить ему страховую пенсию по старости с ***.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу указанной нормы суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств, используя в качестве критерия разумность понесенных расходов. При этом, неразумными могут быть сочтены значительные расходы, не оправданные ценностью подлежащего защите права либо несложностью дела.
Согласно положениям Определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2007 № 382-О-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В подтверждение заявленного требования о возмещении расходов на оплату услуг представителя истцом представлен договор на оказание юридических услуг, заключенный *** между Шалгановым В.Н. и Морозовой Л.К., в соответствии с которым Морозова Л.К. приняла на себя обязательства по консультированию и представлению интересов Шалганова В.Н. в суде по делу по иску к пенсионному фонду о включении периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и возложении обязанности досрочно назначить страховую пенсию по старости.
Стоимость услуг по договору составляет 10 000 рублей (п. 3 договора).
Кассовым чеком от *** подтверждается оплата истцом 10 000 рублей Морозовой Л.К..
Согласно разъяснениям, изложенных в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд и при отсутствии возражения другой стороны относительно чрезмерности взыскиваемых с нее расходов вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ).
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления).
На основании изложенного, с учётом степени сложности дела, объёма оказанных представителем истца услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела, занятости представителя истца при рассмотрении дела в суде, сложившейся в регионе стоимости оплаты юридических услуг, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, суд считает, что сумма расходов по оплате услуг представителя истца в размере 10 000 рублей соответствует принципу разумности и закону.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Шалганова В.Н. подлежит взысканию в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Шалганова Виталия Николаевича, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы:
- с *** по *** – 0 лет 1 месяц 24 дня в качестве машиниста (кочегара) в ***
- с *** по *** – 0 лет 5 месяцев 14 дней в качестве слесаря КИПиА 5 разряда на участке «***
- с *** по *** – 5 лет 2 месяца 9 дней в качестве слесаря цеха КИПиА на ***
- с *** по *** – 2 года 10 месяцев 19 дней в качестве слесаря КИПиА по обслуживанию промышленной котельной на ***
С *** по *** – 2 года 8 месяцев 13 дней в качестве дежурного электрослесаря 5 разряда в НОПС на ***
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонное) назначить Шалганову Виталию Николаевичу, *** года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ***.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Абаканском районе Республики Хакасия (межрайонное) в пользу Шалганова Виталия Николаевича судебные расходы в размере 10 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 18 июня 2019 года.
Председательствующий С.М. Борец