Дело 2-131/2021 (2-4511/2020;)
УИД: 50RS0036-01-2020-005535-91
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2021 года
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Зиминой А.Е.,
с участием прокурора Макаревич Л.Н.
при ведении протокола помощником судьи Зимневой М.Н.,
в ходе рассмотрения в открытом судебном заседании гражданского дела
по иску ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России филиал «Московский» к Семенютиной Елене Леонидовне о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора - МУ МВД России «Пушкинское» в лице отдела по вопросам миграции,
установил:
ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России обратились в Пушкинский городской суд Московской области с требованиями признать ответчика утратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>-1, <адрес>; выселить ее из жилого помещения по указанному адресу и снять с регистрационного учета.
В обоснование иска указано, что жилое помещение по указанному адресу имеет статус «служебного». Оно было предоставлено ответчице на основании служебного ордера. В ходе проверки правомерного использования жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, расположенного по указанному адресу было установлено, что законных оснований для проживания и регистрации ответчицы на настоящий период времени у ответчицы не имеется, связь с организациями Минобороны РФ отсутствует, документы, подтверждающие наличие у ответчика права на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не представлены. В списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Пушкинского городского округа Московской области ответчик не состоит и не состояла. Указанное жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось. До настоящего времени ответчик спорную квартиру не освободила и продолжает незаконно ее удерживать, нарушая тем самым права и охраняемые законом интересы, а также имущественные интересы государства - Российской Федерации, в чьей собственности находится упомянутое имущество. Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации образовано на основании приказа Министра обороны Российской Федерации в результате переименования федерального государственного учреждения «Московская центральная квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации и реорганизации путем присоединения к нему 65 федеральных учреждений. Указанное жилое помещение находится в оперативном управлении ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Спорное жилое помещение подлежит перераспределению другим военнослужащим, состоящим в списках на предоставление служебного жилого помещения. Наличие зарегистрированных в квартире лиц, утративших право на проживание в служебном жилом помещении, создает препятствие в распоряжении жилым фондом и реализации права собственника в полном объеме, что также нарушает права неопределенного круга лиц (военнослужащих) на предоставление жилого помещения на время прохождения ими военной службы. При изложенных обстоятельствах последовало обращение в суд.
Определением суда в порядке ст.44 ГПК РФ допущено правопреемство истца Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны России на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России филиал «Московский» в связи с проведенной Минобороны России реорганизацией.
В судебном заседании представитель истцов по доверенности Сергачева А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Иванишин А.В. против заявленных требований иска возражал по доводам, изложенным в письменном виде, указал, что по нормам ранее действующего жилищного законодательства ответчица, отработавшая в организациях Минобороны более 10 лет, не может быть выселена без предоставления иного жилого помещения. Другого жилья у нее нет. Все эти годы она зарегистрирована и проживает по данному адресу.
Прокурор Макаревич Л.Н. в заключении полагал иск, поскольку в ходе рассмотрения дела установлены условия ранее действующего жилищного законодательства, не позволяющее выселение ответчицы.
Суд, выслушав явившихся участников процесса, исследовав представленные сторонами письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В силу ч.4 ст.3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно статье 35 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным данным кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения (пункт 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в орган государственной власти или органа местного самоуправления.
Частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 Кодекса и частью 2 названной статьи.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Статьей 108 ЖК РСФСР был предусмотрен перечень лиц, не подлежащих выселению без предоставления другого жилого помещения, содержащий аналогичные категории из указанных в ст. 103 ЖК РФ.
Согласно ст. 13 ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что в силу предписаний статьи 13 Вводного закона, предусматривающей дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 43).
Следовательно, если к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации у лица при наличии оснований, указанных в статье 108 ЖК РСФСР, возникло право на льготы, предусмотренные данными нормами, то к спорным правоотношениям можно применять положения ст. 108 ЖК РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации; если же лицо до 1 марта 2005 года не приобрело право на льготы, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
Согласно п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей до 2004 года), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены лица, проработавшие на предприятии, предоставившем служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Согласно ст. 94 ЖК РСФСР военнослужащие, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
В соответствии с Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании ордера от 05.12.1996 ответчице в связи с трудовой деятельностью в организациях Минобороны РФ была предоставлена служебная однокомнатная квартира в закрытом военном городке по адресу: <адрес>-1, <адрес>. Указанная квартира относится к государственной собственности и закреплена за Министерством обороны Российской Федерации.
Ранее ответчица проживала в общежитии, предоставленном на основании ордера от 23.11.1994.
Сведений о наличии иного жилья у ответчицы (в собственности или по соц.найму) материалы дела не содержат.
Трудовой стаж ответчицы в организациях Минобороны РФ (военторог) составляет более 12 лет, что подтверждено документально.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчица еще до 01.03.2005 на законном основании была вселена в служебное жилое помещение, на дату введения в действие ЖК РФ имела право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и еще до введения в действие ЖК РФ с учетом ее трудового стажа в организациях Минобороны РФ приобрела право не быть выселенной без предоставления другого жилого помещения, ввиду чего ее право пользования занимаемым жилым помещением не может быть утраченным.
При таких обстоятельствах оснований для выселения ответчицы и снятии с ее регистрационного учета по указанному адресу так же не имеется, следовательно, требования иска не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Минобороны России филиал «Московский» к Семенютиной Елене Леонидовне о признании утратившей право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 05.02.2021.
Судья