Судья Муллагулов Р.С. дело № 33-7587/2016
учет № 22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 апреля 2016 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Ахмади К.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Гилманова Р.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Колоярцевой Л.Е. на решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 27 января
2016 года, которым Колоярцевой Л.Е. отказано в удовлетворении иска к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» о возложении обязанности установить регулятор расхода тепловой энергии и теплоносителя с датчиком температуры наружного воздуха и взыскании компенсации морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Колоярцевой Л.Е. и ее представителя Мингалеевой Ф.М., поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» - Халиуллиной А.А., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Колоярцева Л.Е. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Уютный дом» (далее – ООО «УК Уютный дом») о возложении обязанности установить регулятор расхода тепловой энергии и теплоносителя с датчиком температуры наружного воздуха и взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что истица является собственником квартиры <адрес> и потребителем коммунальной услуги «отопление». Ответчик не исполнил свои обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № ФЗ-261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» и Правил учета тепловой энергии, и установил (общедомовые приборы учета) узлы учета тепловой энергии с регуляторами расхода теплоносителя и датчиками температуры наружного воздуха. Без соблюдения указанных требований закона невозможно снизить расход тепловой энергии. Более того, переход с 01 октября 2015 года на оплату за отопление по фактическим показаниям общедомовых приборов учета тепловой энергии привел к ежемесячной переплате за отопление жителей домов, в которых отсутствуют датчики температуры наружного воздуха. На основании изложенного, Колоярцева Л.Е. просила суд обязать ООО «УК Уютный дом» установить регулятор расхода тепловой энергии и теплоносителя с датчиком температуры наружного воздуха, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10.000 руб.
Представитель ответчика – ООО «УК Уютный дом» Халиуллина А.А. иск не признала.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе Колоярцева Л.Е. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе отмечается, что выводы суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Колоярцевой Л.Е. о возложении на ответчика обязанности установить узел погодного регулирования в отопительной системе дома противоречат требованиям закона.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч.ч. 2, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Правовое регулирование вопросов оснащения многоквартирных домов приборами учета энергетических ресурсов и возмещения ресурсоснабжающей организации связанных с этим расходов установлено Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491.
В соответствии с п. 9 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 года
№ 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Согласно ст. 13 данного Закона производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены Федеральным законом № 261-ФЗ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Минпромторга России от 21 января 2011 года № 57 утверждены Методические рекомендации по техническим требованиям к системам и приборам учета воды, газа, тепловой энергии, электрической энергии. Приложением № 3 к данным Методическим рекомендациям определены Технические требования к системам и приборам учета тепловой энергии.
Согласно Техническим требованиям системы и приборы учета тепловой энергии (далее - теплосчетчики) предназначены для измерения в жилых домах и зданиях, строениях, сооружениях организаций коммунального комплекса тепловой энергии. В целях методических рекомендаций теплосчетчик - это техническое средство, предназначенное для измерения тепловой энергии, отдаваемой жидкостью (теплоносителем), а также хранения, отображения и передачи результатов измерений. Теплосчетчик представляет собой техническое средство в виде единой законченной конструкции либо в виде соединения составных частей: датчика расхода, датчиков температуры, вычислителя. Теплосчетчик должен обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства и исключать возможность обнуления ранее полученных результатов измерений и накопленной измерительной информации.
Характеристики теплосчетчиков: определяют - температуру теплоносителя; значение на входе границы балансовой принадлежности (в подающем трубопроводе); значение на выходе границы балансовой принадлежности (в обратном трубопроводе); разность температур; верхний предел измерений при рабочем состоянии теплосчетчика и в пределах максимально допускаемой погрешности измерений; нижний предел измерений при рабочем состоянии теплосчетчика и в пределах максимально допускаемой погрешности измерений; верхний предел измерений разности температур при рабочем состоянии теплосчетчика и в пределах максимально допускаемой погрешности измерений; нижний предел измерений при рабочем состоянии теплосчетчика и в пределах максимально допускаемой погрешности измерений; текущее значение расхода теплоносителя; предельное значение расхода текущего значение расхода теплоносителя, которое допускается для рабочего состояния расходомера теплосчетчика в течение малых интервалов времени (предельное значение расхода, на котором турбинный расходомер теплосчетчика может работать ограниченное время, обычно не более часа в сутки и 200 часов в год), для других видов расходомеров: электромагнитных, ультразвуковых и т.п. эта характеристика не существенна; наибольшее значение текущего значение расхода теплоносителя, которое допускается в постоянном режиме исправно работающего теплосчетчика (верхний предел измерений расхода теплоносителя); наименьшее значение текущего значение расхода теплоносителя, которое допускается для теплосчетчика в рабочем состоянии (нижний предел измерений расхода теплоносителя); тепловая энергия при теплообмене; верхний предел тепловой энергии при теплообмене, допускаемый для теплосчетчика в рабочем состоянии (при котором не возникает большая составляющая погрешности измерений из-за теплообмена через теплосчетчик).
Характеристиками теплосчетчиков также определены рабочие условия применения, классы точности, пределы допускаемой погрешности измерений, электромагнитная совместимость и надежность.
В соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1034, узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений.
Теплосчетчик состоит из датчиков расхода и температуры (давления), вычислителя или их комбинации. При измерении перегретого пара дополнительно устанавливается датчик давления пара (пункты 33, 34).
Судом установлено, что Колоярцева Л.Е. проживает в квартире <адрес>. Управление данным многоквартирным домом осуществляет ООО «УК «Уютный дом».
Согласно письму прокуратуры Ново-Савиновского района г. Казани
от 25 августа 2015 года при проведении прокуратурой совместно со специалистами Казанской городской жилищной инспекции Республики Татарстан в присутствии Колоярцевой Л.Е. проверки соблюдения ООО «УК «Уютный дом» жилищного законодательства установлено, что дом <адрес> оборудован узлом учета тепловой энергии ВКТ-7-04Р.
В соответствии с письмом Казанской городской жилищной инспекции от 13 февраля 2015 года № 10-14/1689 предписание о приведении температуры воздуха в жилом помещении истицы выполнено и температура воздуха в квартире составила +22,5 С, что соответствует нормативным параметрам.
26 января 2016 года ответчиком в присутствии истицы составлен акт о том, что в квартире <адрес> произведен замер температуры воздуха, которая составила - +22С, температура наружного воздуха - 26С.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Колоярцевой Л.Е., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что приведенными выше действующими нормами гражданского законодательства Российской Федерации прямо на оговорена обязанность управляющих организаций установить узел учета тепловой энергии, оснащенный прибором погодного регулирования тепловой энергии.
Судом правомерно отмечено, что с учетом требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, вопрос об установке узла погодного регулирования тепловой энергии к расположенному в доме узлу учета тепловой энергии ВКТ-7-04Р может быть разрешен путем принятия решения общего собрания собственников помещений дома о проведение текущего или капитального ремонта общего имущества.
Доводы апелляционной жалобы Колоярцевой Л.Е. о наличии у ответчика обязанности установить регулятор расхода тепловой энергии и теплоносителя с датчиком температуры наружного воздуха в силу изложенного выше являются несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и закону не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы истицы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. 199, п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
решение Ново-Савиновского районного суда г. Казани от 27 января
2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Колоярцевой Л.Е. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи: