Дело № 2-424/2024 Мотивированное решение изготовлено 08.07.2024
УИД 51RS0016-01-2024-000903-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2024 года город Кировск
Кировский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Тимченко А.В.,
при секретаре Андреевой Е.Ю.,
с участием:
ответчика Анисимовой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации г.Апатиты к Анисимовой Галине Александровне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г.Апатиты обратилась в суд с иском к Анисимовой Г.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение.
В обоснование заявленных требований указано, что в адрес Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты поступило обращение ООО «Вторая управляющая+» о проведении комиссионной проверки жилого помещения по адресу: ..., принадлежащего на праве собственности ответчику, с целью установления факта проведения самовольной перепланировки в жилом помещении.
Анисимовой Г.А. неоднократно направлялись уведомления о необходимости предоставить доступ в квартиру для проведения осмотра, однако по настоящее время доступ в указанное жилое помещение ответчиком не предоставлен. Обращений собственника квартиры о намерении провести перепланировку и (или) переустройство в указанной квартире с 2008 года по настоящее время не поступало.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать ответчика предоставить доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: ..., для проведения осмотра жилого помещения на предмет его самовольного переустройства и (или) перепланировки.
Определением суда от 11.06.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, привлечено ООО «Вторая управляющая+».
Представитель истца администрации г.Апатиты в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал.
Ответчик Анисимова Г.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что самовольное переустройство и (или) перепланировка в принадлежащем ей помещении по адресу: ..., не производились. При этом предоставлять доступ в квартиру ответчик не желает, поскольку от представителей администрации и управляющей компании в ее адрес поступали угрозы и оскорбления. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «Вторая управляющая+» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве поддержал заявленные исковые требования, указав, что в управляющую компанию поступило устное обращение жителя первого подъезда ... в ..., согласно которому в его подъезде идет ремонт в квартирах .... С его слов, на контейнерную площадку выносится строительный мусор и бетонные фрагменты перегородок или стен, он обеспокоен за свое здоровье и просит принять меры для предотвращения неблагоприятных последствий. После обращения в Администрацию ... о необходимости комиссионного выхода по давнному обращению для проверки фактов перепланировки совместно с администрацией г.Апатиты обследованы жилые помещения ... ... в .... Доступ в квартиру по адресу: ..., ответчиком не предоставлен.
Выслушав ответчика, исследовав пояснения истца, письменное мнение третьего лица, материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
В силу положений частей 1, 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Приказом Минстроя России от 14.05.2021 №292/пр (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают для собственника жилого помещения использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 Жилищного кодекса Российской Федерации; обеспечивать сохранность жилого помещения; а также поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей (п.п. «а, б, в» п.16 Правил).
В силу ст.25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение границ и (или) площади такого помещения, и (или) образование новых помещений, в том числе в случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Кодекса, и (или) изменение его внутренней планировки (в том числе без изменения границ и (или) площади помещения). В результате перепланировки помещения также могут быть изменены границы и (или) площадь смежных помещений. Перепланировка влечет за собой необходимость внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о границах и (или) площади помещения (помещений) или осуществления государственного кадастрового учета образованных помещений и государственной регистрации права на образованные помещения.
В соответствии со ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и иные документы в соответствии с приведенным перечнем.
Согласно ч.ч.1,3 ст.29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу ч.4 ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Материалами дела подтверждено, что сособственником ... является ответчик Анисимова Г.А. (л.д.9-10).
Истцом в материалы дела представлен Порядок приведения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения в прежнее состояние, утвержденный постановлением Администрации г.Апатиты от 27.12.2018 №1681, пунктом 2.1 которого установлено, что факт самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения устанавливается на основании заявлений граждан, организаций, по результатам комиссионного обследования жилого помещения с участием представителей Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты, отдела архитектуры и градостроительства Администрации г.Апатиты.
Как следует из пояснений третьего лица ООО «Вторая управляющая+», в управляющую компанию поступило устное обращение жителя первого подъезда ... в ..., согласно которому в его подъезде идет ремонт в квартирах 4, 8, 13. С его слов на контейнерную площадку выносится строительный мусор и бетонные фрагменты перегородок или стен, он обеспокоен за свое здоровье и просит принять меры для предотвращения неблагоприятных последствий.
12.12.2023 в Управление коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты поступило обращение ООО «Вторая управляющая+» о проведении комиссионной проверки жилых помещений, в том числе жилого помещения по адресу: ..., с целью установления факта проведения самовольной перепланировки в жилом помещении по жалобам граждан (л.д.8).
29.12.2023 Управлением коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты в адрес ответчика направлено письмо с требованием о предоставлении доступа в жилое помещение 10.01.2024 в 14 часов для проведения осмотра. При невозможности предоставить доступ в квартиру в указанное время просили согласовать иное время предоставления доступа (л.д.11).
Согласно акту от 10.01.2024 доступ в квартиру ответчиком не предоставлен (л.д.17).
24.01.2024 Управлением коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты в адрес ответчика направлено письмо с требованием о предоставлении доступа в жилое помещение 30.01.2024 в 12 часов для проведения осмотра. При невозможности предоставить доступ в квартиру в указанное время просили согласовать иное время предоставления доступа (л.д.18).
Согласно акту от 30.01.2024 доступ в квартиру ответчиком не предоставлен (л.д.24).
Согласно телефонограмме от 04.03.2024 ведущим аналитиком Управления коммунальной инфраструктуры и муниципального жилищного контроля Администрации г.Апатиты осуществлен телефонный звонок ответчику Анисимовой Г.А., которая пояснила, что в квартире по адресу: ..., перепланировка отсутствует, ответчик делает ремонт, доступ в квартиру будет предоставлен по решению суда (л.д.25).
До настоящего момента ответчик добровольно доступ истцу в указанную квартиру не обеспечил.
Указанные выше фактические обстоятельства подтверждаются материалами дела и участвующими в деле лицами в ходе судебного разбирательства не оспорены.
Материалами дела подтверждено и ответчиком не оспорено, что в адрес ответчика направлялись требования о предоставлении доступа в жилое помещение, однако данные требования не исполнены.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком не предоставлен Администрации г.Апатиты доступ в жилое помещение для проведения осмотра жилого помещения на предмет его самовольного переустройства и (или) перепланировки без наличия на то правовых оснований, чем созданы препятствия Администрации г.Апатиты надлежащим образом осуществлять возложенные на него функции по контролю за соблюдением требований к жилым помещениям и их использованию, проведению переустройства и (или) перепланировки жилых в многоквартирных домах, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих в данном доме.
Доводы стороны ответчика о нежелании предоставления доступа в жилое помещение в связи с отсутствием перепланировки в жилом помещении суд находит несостоятельными, поскольку факт наличия либо отсутствия такой перепланировки и (или) переустройства жилого помещения в силу вышеприведенных нормативных положений подлежит установлению по результатам комиссионного обследования помещения, а не со слов собственника. Таким образом, отсутствие либо наличие нарушения прав и законных интересов жителей дома может быть установлено только по результатам проведенной проверки, осуществляемой посредством осмотра жилого помещения. В этой связи доводы ответчика в указанной части правового значения не имеют и не могут послужить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности собственника обеспечивать допуск представителей Администрации г.Апатиты в жилое помещение для проведения обследования.
Ссылки ответчика на конфликтные отношения с представителями администрации либо управляющей организации также не могут послужить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. При этом, в случае нарушения ее прав со стороны указанных лиц ответчик не лишена возможности защитить их путем обращения в правоохранительные органы либо в суд.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Срок, в течение которого истец просит обязать ответчика выполнить указанные в иске действия, суд находит разумным и достаточным для выполнения ответчиком предусмотренной законом обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 8 части 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. На основании пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации сумма подлежащей взысканию с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета составляет 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Апатиты к Анисимовой Галине Александровне о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение – удовлетворить.
Обязать Анисимову Галину Александровну, паспорт №... в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить сотрудникам администрации г.Апатиты открытый доступ в квартиру, расположенную по адресу: ..., для проведения осмотра жилого помещения на предмет его самовольного переустройства и (или) перепланировки.
Взыскать с Анисимовой Галины Александровны, паспорт №... в доход местного бюджета, государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кировский городской суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Тимченко