ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Богданова И.Ю.
дело №33-2414/2017
поступило 26.05.2017 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 26 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Урмаевой Т.А., судей коллегии Дампиловой Ц.В., Вольной Е.Ю., при секретаре Цыденжаповой Е.А., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чебунина С.Н. к Администрации Советского района г. Улан-Удэ о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казакова А.В. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2017 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Признать незаконным распоряжение Администрации Советского района г. Улан-Удэ от ... года об отказе Чебунину С.Н. в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Обязать Администрацию Советского района г. Улан-Удэ поставить Чубунина С.Н. в очереди нуждающихся в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Вольной Е.Ю., пояснения явившихся лиц, ознакомившись с материалами дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с данным иском, Чебунин С.Н. мотивировал свои требования тем, что в ... году в несовершеннолетнем возрасте стал относиться к категории детей, оставшихся без попечения родителей, был направлен в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. После окончания школы, с ... г. Чебунин С.Н. периодически находился в местах лишения свободы, после освобождения из мест лишения свободы Чебунин С.Н. обратился в Администрацию Советского районаг. Улан-Удэ о постановке на очередь по категории лиц, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ему было отказано ввиду достижения им 23-летнего возраста. Считает отказ незаконным, поскольку в несвоевременной постановке его на учет виноваты органы опеки и попечительства.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.
В заседании суда первой инстанции истец Чебунин С.Н. заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика Аюшеева Д.Н. в судебное заседание не явилась, была надлежащим образом извещена.
Представитель Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Казаков А.В. против удовлетворения исковых требований возражал.
Районным судом постановлено указанное выше решение.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Казаков А.В. в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, указывая, что установленный законом 23-летний возраст, до наступления которого граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте сиротами и без попечения родителей, имеют право на получение мер социальной поддержки, является предельным, уважительных причин, препятствовавших Чебунину С.Н. самостоятельно обратиться с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, не имеется.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства социальной защиты населения РБ Шоргоева М.И. на удовлетворении жалобы настаивала.
Истец Чебунин С.Н. полагал решение суда законным и обоснованным, против удовлетворения жалобы возражал.
Представитель ответчика Администрации Советского района г. Улан-Удэ Аюшеева Д.Н. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания надлежаще, имеется ходатайство о рассмотрении жалобы без участия ответчика.
С учетом надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1).
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан).
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту введения в действие данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.
В силу части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 г. детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Федерального закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ.
До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому надлежит установить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Чебунин С.Н., ... года рождения, с ... г. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей (отец умер в ... г., мать лишена родительских прав на основании решения суда от ...)
Из дела видно, что при возникновении у истца статуса - ребенка, оставшегося без попечения родителей, Постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ №... от ... за несовершеннолетним Чебуниным С.Н. закреплено жилое помещение по адресу: <...>.
Постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ №... от ... вышеуказанное постановление от ... отменено в связи с тем, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 21 марта 2013 года Чебунин С.Н. признан утратившим право пользования данным жилым помещением.
Однако при отмене постановления о закреплении жилья,Чебунин С.Н. на учет для обеспечения жилым помещением по категории детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлен.
Установив данные обстоятельства, районный суд правомерно пришел к выводу о нарушении прав истца, поскольку при отмене постановления от ..., вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не разрешен, на учет в качестве нуждающегося по соответствующей категории при наличии законных оснований истец поставлен не был.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, разрешая спор по существу, всесторонне, полно, объективно и непосредственно исследовав имеющиеся в деле доказательства, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку установил, что Чебунин С.Н. имеет статус ребенка, оставшегося в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жилым помещением не обеспечен и имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Оснований для иной оценки у судебной коллегии не имеется. Чебунин С.Н. не был своевременно поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилья не имеет, в связи с чем судебная коллегия полагает, что в данном случае нарушены права истца на получение гарантированной социальной поддержки в виде обеспечения жилой площадью.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание то, что Чебунин С.Н. до достижения им 23 лет периодически находился в местах лишения свободы, в связи с чем, у истца отсутствовала объективная возможность обратиться с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В этой связи доводы жалобы о пропуске срока для обращения с заявлением о постановке на учет по достижении им 23-летнего возраста, отсутствии уважительных причин пропуска такого срока, являются необоснованными и не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебного решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к переоценке доказательств, установленных судом, оценка которых произведена в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства. Таким образом, доводов, указывающих на наличие предусмотренных законом оснований к отмене постановленного по делу решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены судом верно, в связи с чем, решение является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - не подлежащими удовлетворению.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 31 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Урмаева Т.А.
Судьи коллегии: Дампилова Ц.В.
Вольная Е.Ю.