РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 ноября 2018 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Топтуновой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Шароватовой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по административному исковому заявлению Гопоненко О.И. к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Гопоненко О.И. обратилась в суд с иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании бездействия незаконным, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в жилищную инспекцию с жалобой в частности на неправомерное увеличение Товариществом собственников жилья «Советский-11» ставки на содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ. В ответе ГЖИ уведомила административного истца, что «...Государственной жилищной инспекцией Самарской области проведена внеплановая документарная проверка по вопросу соблюдения ТСЖ «Советский-11» обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения...ДД.ММ.ГГГГ проводилось общее собрание собственников помещений, в повестку дня которого входил вопрос об утверждении сметы расходов. Указанное собрание не имело необходимого кворума и было проведено собрание в заочной форме в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Однако, при проведении указанных собраний были выявлены нарушения обязательных требований жилищного законодательства Российской Федерации, в связи с чем по результатам данной проверки ТСЖ «Советский-11» выдано предписание об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок со дня направления такого предписания. Исполнение данного предписания находится на контроле жилищной инспекции...».
ДД.ММ.ГГГГ Советский районный суд г. Самары, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ТСЖ «Советский-11» о защите прав потребителей установил: «...Представитель ответчика ТСЖ «Советский-11» Панышева Л.Г. в судебном заседании полностью признала исковые требования, пояснила, что было проведено собрание собственников жилья, на нем они должны были утвердить смету, общим собранием вопрос о включении данной платы не решался, в смету до сегодняшнего момента включен не был, в ГЖИ смета регистрацию не прошла и им выдали предписание о внесении изменений,.. .
Из предписания № № от 11.09.2018г., выданного Государственной жилищной инспекцией Самарской области усматривается, что ТСЖ «Советский-11» не соблюдает обязательные требования к установлению размера платы за содержание жилого помещения...».
С данным решением административного ответчика, Гопоненко О.И. не согласна по следующим основаниям.
Согласно Положению о государственной жилищной инспекции, утвержденному Постановлением Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 года № 150:
2.1. В ведении жилищной инспекции в частности находится осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за:
соблюдением требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения,
(абзац введен Постановлением Правительства Самарской области от 11.05.2018 № 252)
2.3. В рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция осуществляет в частности следующие полномочия:
обращение в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 10 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина.
Административный ответчик имел право обратиться в суд с заявлением о признании решения общего собрания ТСЖ «Советский-11», но не воспользовался им.
ТСЖ «Советский-11» по-прежнему выставляет квитанции с необоснованно завышенным тарифом на содержание жилья.
Ссылаясь на данные обстоятельства, административный истец просил суд признать бездействие Административного ответчика по обращению в суд с заявлением
о признании недействительным решения, принятого собственниками ТСЖ «Советский-
11» с нарушением требований Жилищного Кодекса Российской Федерации. Обязать ответчика в 10-и дневный срок решить вопрос об обращении в суд с заявлением
о признании недействительным решения общего собрания собственников ТСЖ
«Советский-11» от 30 июля 2018. Обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебное заседание административный истец Гопоненко О.И. не явилась, извещена надлежащим образом, в административном исковом заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО5 по удостоверению №, по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам гражданского дела (л.д.32). В опровержение доводов истца, указав, что 20.07.2018 г. в ГЖИ поступило заявление административного истца Гопоненко О.И., которое содержит указание на факт нарушения за плату содержания жилого помещения. Гопоненко О.И. поясняла, что председатель ТСЖ самостоятельно повысил тариф на содержание жилого помещения. Согласно ЖК РФ установление платы, в том числе за содержание относится к обсуждению на собрании членов ТСЖ. При проведении собрания нарушены требования ст.45. По ст. 48 ЖК РФ, в связи с чем ГЖИ вынесло в адрес ТСЖ-11 предписание об устранении выявленных нарушений со сроком устранения в 6 месяцев.
Представитель третьего лица Панышева Л.Г. ТСЖ «Советский -11», действующая на основании Протокола, в судебном заседании пояснила, что по результатам проверки Гопоненко О.И. была извещена о том, что было проведено собрание. Были выявлены нарушения и вынесено предписание. В соответствии со ст. 46 ЖК РФ собственник помещения вправе обратиться в суд. Гопоненко О.И. систематически не доплачивала за содержание жилья и выступала за то, чтобы размер платы за содержание жилого помещения был уменьшен. У ТСЖ существует смета расходов и по смете, плата на содержание жилья увеличивается, услуги становятся дороже и истец, как собственник она обязана платить согласно смете.
Выслушав явившихся, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению виду следующего.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ N 59).
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Закона N 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Согласно ст. ст. 9, 10, 12 указанного Закона, обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В рамках рассмотрения данного обращения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 N 150, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соблюдению установленных ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
Государственная жилищная инспекция вправе в целях соблюдения законности провести проверку в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан для выявления нарушений жилищного законодательства.
Судом установлено, что Гопоненко О.И. зарегистрирована и проживает по адресу : <адрес> (паспорт л.д№), кроме того является собственником указанного жилого помещения (свидетельство о государственной регистрации права л.д.№).
ТСЖ "Советский-11" осуществляется содержание и ремонт общего имущества многоквартирного <адрес>.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
20 июля 2018 г. в адрес жилищной инспекции поступило заявление Гопоненко О.И., которое содержало информацию о повышении платы за содержание жилого помещения без проведения собрания членов ТСЖ.
В соответствии с п. 2.1. Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 № 150 (далее - Положение) в ведении жилищной инспекции находится осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля за соблюдением обязательных требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения.
Согласно п. 2.3. Положения в рамках закрепленных предметов ведения жилищная инспекция осуществляет следующие полномочия осуществление деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований посредством организации и проведения проверок, мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.
На основании распоряжения заместителя руководителя государственной жилищной инспекции Самарской области ФИО6 № № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая, документарная проверка в отношении товарищества собственников жилья «Советский-11» по вопросу соблюдения юридическим лицом требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения.
В ходе проведения проверки факт нарушения требований к установлению размера платы за содержание жилого помещения, указанный в заявлении Гопоненко О.И. (не проведение собрания), не подтвердился, но были выявлены иные нарушения, по мнению ГЖИ Самарской оьбласти, изложенном в предписании от 11.09.2018г., общее собрание ТСЖ «Советский-11», на котром принято решением об утверждении сметы расходов на содержание и текущий ремонт в 2018г., проведено с нарушением требований к порядку проведения собраний, установленных ст. 45-48 ЖК РФ, имеются также нарушения законодательства в части начисления платы за ТБО.
В соответствии с п. 2.4. Положения жилищная инспекция по результатам осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в случае выявления нарушений обязательных требований в соответствии с действующим законодательством выдает предписания.
В адрес ТСЖ «Советский-11» было направлено предписание об устранении выявленных нарушений.
Жилищная инспекция действовала в рамках предоставленных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 6 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Таким образом, обращение жилищной инспекции в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого собственниками ТСЖ «Советский-11» является правом жилищной инспекции, а не ее обязанностью.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Гопоненко О.И. не лишена права самостоятельно обжаловать в судебном порядке вышеуказанное решение от 30 июля 2018, принятое собственниками ТСЖ «Советский-11».
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Само по себе отсутствие совокупности условий для признания недействительным оспариваемого бездействия влечет отказ в удовлетворении заявленных требований (статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в абз. 1 п. 62 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что какого-либо неправомерного бездействия Государственной жилищной инспекции Самарской области, не допущено, права административного истца не нарушены, а, следовательно, заявленные Гопоненко О.И. требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гопоненко О.И. к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании бездействия незаконным - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Самары.
Решение в окончательном виде изготовлено 09.11.2018 года.
Судья : Е.В.Топтунова