№2-125/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2015 г. пос. Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Михеевой С.А., с участием прокурора Балабанова В.В., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пряжинского района, действующего в интересах Троцкого М. В. к Администрации Пряжинского национального муниципального района о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Прокурор Пряжинского района обратился в суд с иском к Администрации Пряжинского национального муниципального района об обязании предоставить Троцкому М.В. на условиях договора найма специализированное жилое помещения в виде жилого дома или квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории Пряжинского национального муниципального района. Иск мотивирован тем, что Троцкий М.В. относится к категории детей-сирот, но в настоящее время лишен возможности реализовать свое право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, поскольку Администрацией Пряжинского национального муниципального района за ним ошибочно было закреплено жилое помещение, принадлежащее его тете М.В.С. а он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Троцкий М.В. в судебном заседании иск поддержал, дополнил, что жилое помещение, в котором он прописан ему не принадлежит, он к нему никакого отношения не имеет, проживать в квартире не намерен, нуждается в ином жилом помещении.
Представитель ответчика – Гомза В.О, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, указал, что за истцом правомерно было закреплено муниципальное жилое помещение, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, соответствует учетной норме площади жилого помещения, основания для признания истца нуждающимся в жилом помещении отсутствуют.
Представители третьих лиц- органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района и Министерства образования Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть гражданское дело без участия представителя.
Суд, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что мать Троцкого М.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, скончалась ДД.ММ.ГГГГ года. После смерти матери истец в октябре 2005 года вместе с отцом – Т.В.С. прибыл из <адрес> в Республику Карелия в <адрес>, где они с согласия родственников зарегистрировались и стали проживать в муниципальной квартире по адресу: <адрес> В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Т.В.С.., истец остался без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ над Троцким М.В. было учреждено попечительство МВ,С.., проживавший с истцом по одному адресу. Этим же постановлением Администрацией Пряжинского национального муниципального района за Троцким М.В. была закреплена жилая площадь в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, где он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ года.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, то есть на дату совершеннолетия Троцкого М.В. в указанной квартире был зарегистрирован истец и М.Р.Р., являющийся истцу родственником. Попечитель М.В.С. снялась с регистрации по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до совершеннолетия истца, и выбыла по месту жительства в <адрес>.
По утверждению прокурора и истца, жилое помещение по адресу: <адрес> было ошибочно закреплено за несовершеннолетним, поскольку оно принадлежало его тете М.В.С. членом семьи которой он не являлся, а истец не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей" как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержания и меры государственной поддержки детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. К последним, названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
В соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 названного Закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013) дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении федерального обслуживания, а также в учреждения всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Согласно п. 1 и п.п. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г.) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В соответствии с частями 1,2 статьи 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности.
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В силу части 6 статьи 3 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК эти лица однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Постановлением от 16.04.2013 №129-П утвержден Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанные лица включаются в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Судом установлено, что Троцкий М.В. был зарегистрирован и вселен вместе с его отцом в муниципальное жилое помещение по адресу: <адрес> на основании заявления Троцкой А.И., являвшейся матерью Т.В.С. и бабушкой истца. После вселения в указанное жилое помещение истец стал проживать в нем как член семьи нанимателя, приобретя право пользования. То обстоятельство, что попечитель также был зарегистрирован по адресу регистрации истца и его фактического проживания правового значения не имеет.
Таким образом, закрепление администрацией за Троцким М.В. по месту его регистрации жилой площади по адресу: <адрес> является законным, поскольку истец приобрел право проживания и пользования муниципальным жилым помещением в установленном законом порядке как член семьи нанимателя.
При указанных обстоятельствах правовых оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении и включении его в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, по указанному основанию не имелось и не имеется в настоящее время.
Истцом также заявляется о невозможности проживания в жилом помещении по причине его непригодности для проживания и проживания в квартире в квартире иных граждан.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 19 марта 2013 года № 99-П утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее -Порядок).
Согласно п. 2 указанного Порядка проживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой в соответствии с установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечнем заболеваний совместное проживание с ними граждан в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются устанавливается, комиссиями, образуемыми органами местного самоуправления.
Из письменных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию Пряжинского национального муниципального района с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот в связи с невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении. Администрация Пряжинского национального муниципального района по результатам рассмотрения заявления истца приняла решение об отказе Троцкому М.В. в установлении факта невозможности проживания в занимаемом им жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 52, 6 кв.м., что соответствует норме жилой площади на одного человека, составляющей 14 кв.м.
Доказательств обращения истца для установления фактов невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении по иным основаниям, в том числе в связи с непригодностью жилого помещения для проживания, проживанием в нем лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, и отказов в установлении данных фактов, суду не представлено. Также истцом не представлено каких-либо доказательств невозможности проживания в жилом помещении по основаниям, предусмотренным законом и при рассмотрении дела в суде. Не желание истца проживать в жилом помещении в силу отдаленности расположения населенного пункта и сложности в трудоустройстве в населенном пункте судом не принимаются. Кроме того, указанные доводы не свидетельствуют о факте невозможности проживания в квартире и не являются основаниями для признания такового.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцом в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в 2011 году было реализовано право на обеспечение жилым помещением, в связи с чем, правовые основания для удовлетворения заявленных прокурором Пряжинского района, действующим в интересах Троцкого М.В. исковых требований предоставлении специализированного жилого помещения Троцкому М.В. отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении иска надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований прокурора Пряжинского района, действующего в интересах Троцкого М. В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья С.А. Михеева
Мотивированное решение изготовлено: 30.04.2015 г.