Решение по делу № 2а-389/2021 от 10.12.2020

Дело №2а-389/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 марта 2021 года                  город Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Казацкий В.В.,

при секретаре Лукашовой А.И,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску АДМ.ИСТЕЦ в лице ее представителя Муляр В. Я. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия –

УСТАНОВИЛ:

Административный истец, действуя через своего представителя, обратилась в суд с административным иском к административному ответчику, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Правительство города Севастополя, Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что истцу на основании решения Орлиновского сельского совета Балаклавского района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении АДМ.ИСТЕЦ. материалов выбора земельного участка и даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с установлением границ и площади в натуре (на местности), ориентировочной площадью 0,0450 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>А» утверждены материалы выбора земельного участка и дано согласие на разработку проекта землеустройства по отводу указанного земельного участка. Также на АДМ.ИСТЕЦ возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка. Имея намерение завершить процедуру бесплатной приватизации указанного земельного участка, которая не была завершена истом до ДД.ММ.ГГГГ, административный истец обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, к компетенции которого относится, в том числе, предоставление в собственность гражданам земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, с соответствующим заявлением. В то же время, административным ответчиком было отказано истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку у нее отсутствуют документы, подтверждающие право на приобретение указанного земельного участка в собственность без проведения торгов, учитывая, что срок действия представленного решения органа местного самоуправления истек ДД.ММ.ГГГГ. Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, за АДМ.ИСТЕЦ признано право на завершение процедуры приватизации испрашиваемого земельного участка, после чего АДМ.ИСТЕЦ повторно обратилась к административному ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в порядке завершения приватизации. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком вновь было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку схема расположения земельного участка не соответствует Генеральному плану города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , иной градостроительной документации, частично не соответствует испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка действующей градостроительной документации. Считает вынесенный отказ незаконным, в связи с чем за защитой своих прав административный истец обратилась в суд.

Административный истец в судебное заседание не явилась, была уведомлена, направила своего представителя.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, был уведомлен, направил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, доводы иска поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом, направил письменные возражения по существу иска, согласно которых в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены, причины неявки суду не сообщили.

Исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к убеждению о наличии оснований для частичного удовлетворения требований административного иска исходя из следующего.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ. В соответствии со ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств: - нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; - соблюдены ли сроки обращения в суд, - возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств: - соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; - соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Суд удовлетворяет административное исковое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Орлиновским сельским советом Балаклавского района города Севастополя принято решение «Об утверждении АДМ.ИСТЕЦ материалов выбора земельного участка и даче согласия на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, с установлением границ и площади в натуре (на местности), ориентировочной площадью площадью 0,0450 га для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) в <адрес>А». Пунктом 3.1 указанного решения на АДМ.ИСТЕЦ возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ через соответствующую землеустроительную организацию обеспечить выполнение работ по разработке проекта землеустройства по отводу испрашиваемого земельного участка. Пунктом 4 указанного решения предусмотрено, что в случае неисполнения требований п. 3.1 настоящего решения в указанный срок, принятое решение утрачивает силу, а земельный участок переходит в земли запаса Орлиновского сельского совета.

Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", статьей 12 которого предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Закона №6-ФКЗ, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года. Предоставление таких земельных участков осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта. Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя. Заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном данной статьей, может быть подано не позднее 1 января 2023 года.

Решением Балаклавского районного суда города Севастополя за АДМ.ИСТЕЦ было признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок, ориентировочной площадью 0,0450 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>А.

Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что АДМ.ИСТЕЦ не оформляет новый земельный участок, а заканчивает процедуру оформления ранее предоставленного земельного участка в собственность.

ДД.ММ.ГГГГ административный истец повторно обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, предоставив в том числе, и решение суда, вступившее в законную силу, которым установлено право истицы на завершение процедуры приватизации земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком в адрес истицы направлено письмо №ГУ-исх-, которым отказано в предоставлении государственной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка. Основаниями для отказа указано то обстоятельство, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , а именно в соответствии с Генеральным планом, испрашиваемый земельный участок по функциональному назначению расположен в зоне незастроенных территорий; в зоне природно-заповедного фонда; частично в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий; в охранной зоне объекта «Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, 3-я очередь в том числе проектно-изыскательные работы». Кроме того, согласно информационному ресурсу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, с учетом данных открытых геоинформационных источников испрашиваемый земельный участок расположен в зоне 2 пояса санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища (приказ Севприроднадзора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -р).

Согласно ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является: - нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов; - несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации (ч.6 ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС).

В соответствии с п. 4 Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП (далее - Порядок) с целью завершения оформления прав на земельный участок заинтересованное лицо обеспечивает разработку схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории и представляет ее на утверждение в уполномоченный орган в отношении земельного участка, который не был образован до 21 марта 2014 г., а также обеспечивает проведение кадастровых работ в целях образования земельного участка либо обеспечивает внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, образованного в соответствии с земельным законодательством Украины до 21 марта 2014 г.

Согласно п. 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.

Органом исполнительной власти, уполномоченным на управление и распоряжение государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя, в том числе по утверждению схемы расположения земельных участков, является Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя.

В то же время, учитывая представленные административным ответчиком доказательства, суд приходит к убеждению, что административным ответчиком не доказан факт нахождения испрашиваемого земельного участка в зоне незастроенных территорий; в зоне природно-заповедного фонда; частично в зоне лесов, лесопарков и других лесопокрытых территорий; в охранной зоне объекта «Газификация сел Байдарской долины и ЮБК, 3-я очередь в том числе проектно-изыскательные работы» (суду не представлены графические и иные материалы, подтверждающие данные обстоятельства).

Таким образом административным ответчиком не выполнена обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, установленная ч.2 ст. 62, ст. 226 КАС РФ.

Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований как для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, так и для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, поданной в рамках процедуры завершения оформления права на земельный участок.

Таким образом, ссылка административного ответчика на положения Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» не может быть принята как обоснование в отказе в предоставлении административному истцу государственной услуги, поскольку, как установлено судебным решением, вступившим в законную силу, АДМ.ИСТЕЦ завершает процедуру приватизации земельного участка, а не формирует новый земельный участок, и кроме того, отказ в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории со ссылкой на закон субъекта РФ после ДД.ММ.ГГГГ невозможен в силу прямых указаний ч. 29 ст. 34 ФЗ №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Также административным ответчиком не предоставлено надлежащих, допустимых, относимых и достоверных доказательств о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне 2 пояса санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища приказ Севприроднадзора города Севастополя от 14.08.2017 № 190-р и предоставление участка нарушает требования к соблюдению режима зон санитарной охраны подземных источников питьевого водоснабжения определённых в проектах в соответствии с СанПиНом 2.1.4.1110.02, поскольку согласно представленной суду схемы невозможно определить в границах 2 или 3 пояса санитарной охранной зоны Чернореченского водохранилища расположен спрашиваемый истцом земельный участок (не выполнена обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, установленная ч.2 ст. 62, ст. 226 КАС РФ).

Каких-либо иных оснований для отказа в утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории ни Законом города Севастополя от 25.07.2014 года №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", ни Порядком передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, утвержденным Постановлением Правительства Севастополя от 01.02.2016 года №25-ПП, не предусмотрено.

Поскольку обязанность доказывания обоснованности принятого решения возложена на административного ответчика, и эта обязанность ним выполнена не была, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части признания отказа в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка незаконным.

Вместе с тем при разрешении исковых требований в порядке Кодекса административного судопроизводства, суд не вправе подменять функции, предоставленные соответствующему органу власти.

Поскольку судом установлено, что отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх- об отказе АДМ.ИСТЕЦ в утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 541 кв.м. является не законным, суд считает необходимым восстановить нарушенные права административного истца путем возложения на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ о предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 541 кв.м., в порядке завершения процедуры приватизации с принятием соответствующего решения по существу заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-189 КАС РФ суд, -

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям Севастополя, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-, об отказе АДМ.ИСТЕЦ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 541 кв. м.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление АДМ.ИСТЕЦ об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>А, площадью 541 кв. м, в порядке завершения процедуры приватизации.

В удовлетворении административного иска в иной части - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                         В.В.Казацкий

2а-389/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шарая Любовь Александровна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
Муляр Вячеслав Яковлевич
Департамент природных ресурсов и экологии города Севастополя
Правительство города Севастополя
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Казацкий Владимир Владимирович
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
10.12.2020Регистрация административного искового заявления
10.12.2020Передача материалов судье
11.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
04.03.2021Судебное заседание
22.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее