Судья Удычак Э.В. дело № 33-1496/2023
(№ дела в суде первой инстанции 2-1309/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 июня 2023 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
Председательствующего Панеш Ж.К.,
судей Мерзакановой Р.А. и Муращенко М.Д.,
при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика представителя администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий РА, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно - технических норм.
Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование «<адрес>», финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ № по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО11, пояснения представителя администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>», в списке числится под №.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО10 поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО6 и представитель Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА по доверенности ФИО7 в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 просила отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что жилье приобретается только за счет субвенции республиканского бюджета. В настоящее время ФИО1 состоит в списке на получение жилья под № и внеочередное предоставление жилья нарушает права других детей сирот. Полагает, что судом не установлено, были ли на момент рассмотрения исковых требований ФИО1 актуализированы сведения органом опеки и попечительства в отношении последнего в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ №. Полагает, что по данному гражданскому делу администрации муниципального образования «<адрес>» не является надлежащим ответчиком.
Письменных возражений не поступило.
В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>», состоит в списке под №.
Согласно сведениям из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону №-<данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, пр-кт ФИО8, <адрес>.
До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением в суд с целью защиты своего права на жилище.
Разрешая спор, руководствуясь, ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет. Таким образом, он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования ФИО1 законными и удовлетворил их.
При этом, суд указал, что полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления – администрация муниципального образования «<адрес>». Кроме того, суд первой инстанции обязал Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальному образованию «<адрес>», финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ № по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ч. 1 ст. 109 1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).
Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование «<адрес>».
Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.
Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.
Федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Исходя из вышеуказанного, довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил права других лиц, поставленных на учет ранее заявителя, но не обратившиеся в суд за защитой своих жилищных прав, судебная коллегия полагает несостоятельным, в связи с тем, что создание очередности не предусмотренной законом, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
<адрес> жилой площади, приходящейся на долю истца (<данные изъяты> кв.м.) составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «<адрес>» (<данные изъяты> кв.м.).
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках сложившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с даты оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ж.К. Панеш
судьи: Р.А. Мерзаканова
М.Д. Муращенко
Председательствующий ФИО11,
Судьи Мерзаканова Р.А., Муращенко М.Д. – подписи.
Копия верна:
Судья Верховного суда
Республики Адыгея ФИО11
Председательствующий ФИО11
судьи: Р.А. Мерзаканова
М.Д. Муращенко