Решение по делу № 33-1496/2023 от 24.05.2023

Судья Удычак Э.В.                                       дело № 33-1496/2023

                                          (№ дела в суде первой инстанции 2-1309/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 июня 2023 года                                            г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

Председательствующего Панеш Ж.К.,

судей Мерзакановой Р.А. и Муращенко М.Д.,

при секретаре судебного заседания Цеевой Д.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика представителя администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «<адрес>» в рамках осуществляемых государственных полномочий РА, обеспечить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно - технических норм.

Обязать Министерство строительства, транспорта, жилищно- коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальное образование «<адрес>», финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи ФИО11, пояснения представителя администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>», в списке числится под .

В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 и его представитель ФИО10 поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО6 и представитель Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА по доверенности ФИО7 в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 просила отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что жилье приобретается только за счет субвенции республиканского бюджета. В настоящее время ФИО1 состоит в списке на получение жилья под и внеочередное предоставление жилья нарушает права других детей сирот. Полагает, что судом не установлено, были ли на момент рассмотрения исковых требований ФИО1 актуализированы сведения органом опеки и попечительства в отношении последнего в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ . Полагает, что по данному гражданскому делу администрации муниципального образования «<адрес>» не является надлежащим ответчиком.

Письменных возражений не поступило.

В ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1 относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда муниципального образования «<адрес>», состоит в списке под .

Согласно сведениям из ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону -<данные изъяты> принадлежит на праве общей долевой собственности 1/3 доля в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, пр-кт ФИО8, <адрес>.

До настоящего времени ФИО1 не обеспечен жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратился с заявлением в суд с целью защиты своего права на жилище.

Разрешая спор, руководствуясь, ст. 40 Конституции РФ, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, оставшихся без попечения родителей», суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет. Таким образом, он имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования ФИО1 законными и удовлетворил их.

При этом, суд указал, что полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления – администрация муниципального образования «<адрес>». Кроме того, суд первой инстанции обязал Министерство строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея предоставить органу местного самоуправления - муниципальному образованию «<адрес>», финансовые средства на осуществление государственных полномочий в рамках Закона РА от ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению ФИО1 благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109 1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ).

Законом Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе муниципальное образование «<адрес>».

Постановлением Кабинета Министров РА от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

Исходя из вышеуказанного, довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции нарушил права других лиц, поставленных на учет ранее заявителя, но не обратившиеся в суд за защитой своих жилищных прав, судебная коллегия полагает несостоятельным, в связи с тем, что создание очередности не предусмотренной законом, не является основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 50 ЖК РФ установлено, что учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

<адрес> жилой площади, приходящейся на долю истца (<данные изъяты> кв.м.) составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «<адрес>» (<данные изъяты> кв.м.).

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках сложившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО5 - без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея вступает в законную силу с даты оглашения и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

    Председательствующий                                                  Ж.К. Панеш

    судьи:                                                                                Р.А. Мерзаканова

                                                                                               М.Д. Муращенко

Председательствующий ФИО11,

Судьи Мерзаканова Р.А., Муращенко М.Д. – подписи.

Копия верна:

Судья Верховного суда

Республики Адыгея                                    ФИО11

    Председательствующий                                                  ФИО11

    судьи:                                                                                Р.А. Мерзаканова

                                                                                               М.Д. Муращенко

33-1496/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Судья
Козырь Елена Николаевна
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
26.05.2023Передача дела судье
30.06.2023Судебное заседание
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2023Передано в экспедицию
30.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее