Дело № 2-433/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2018 года г.Красноармейск
Красноармейский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Брандт И.С.,
при секретаре Харитоновой Э.О.,
с участием представителя истца Абдуллаевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области к Серякову А.В. об устранении нарушений лесного законодательства и обеспечении противопожарного обустройства арендуемого лесного участка,
установил:
Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области обратилось в суд с иском к Серякову А.В. об устранении нарушений лесного законодательства и обеспечении противопожарного обустройства арендуемого лесного участка. В обоснование иска указано, что на основании договора аренды лесного участка от 20 марта 2012 года №/п Серякову А.В. для строительства и эксплуатации водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов предоставлен в пользование лесной участок, <данные изъяты> Мордовинского участкового лесничества Красноармейского лесничества Саратовской области.
Проведенной 26.05.2017 года Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области проверкой установлено, что в нарушение требований статей 50.7, 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, п.3, 5 Правил пожарной безопасности в лесах ответчик к началу пожароопасного сезона не осуществил на арендуемом земельном участке противопожарное обустройство: не обустроен подъездной путь для пожарных машин, отсутствует противопожарный аншлаг, лесоохранный знак и противопожарный щит. По данному факту Серяков А.В. был привлечен к административной ответственности по ст.8.32 КоАП РФ. В адрес Серякова 05.03.2018 года было направлено требований устранить в срок до 01.05.2018 года выявленные нарушения и сообщить об этом в Министерство.
Не смотря на это, к началу пожароопасного сезона противопожарное обустройство лесного участка не осуществлено, в связи с чем истец обратился в суд и просил обязать Серякова А.В. устранить нарушения лесного законодательства и обеспечить противопожарное обустройство арендуемого лесного участка, расположенного <данные изъяты> Мордовинского участкового лесничества Красноармейского лесничества Саратовской области, путем обустройства подъездного пути для пожарных машин, установления противопожарного аншлага, лесоохранного знака и противопожарного щита.
В судебном заседании представитель истца Абдуллаева Н.А. поддержала заявленные исковые требования в полном объёме.
Ответчик Серяков А.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, отношения к иску не выразил. Учитывая, что ответчик был надлежащим образом уведомлен о рассмотрении дела, суд в соответствии со ст.67 ГПК РФ посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Положениями статьи 9 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) предусмотрено право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях, не указанных в части 5 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (ч.6 ст.53.1 ЛК РФ).
Часть 1 статьи 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
В части 2 данной статьи перечислены меры противопожарного обустройства лесов, включающие в себя:
1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;
3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;
5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;
6) проведение работ по гидромелиорации;
7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;
8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;
9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.
Указанные в части 2 статьи 53.1 ЛК РФ меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (часть 3 статьи 53.1 Кодекса).
Постановлением Правительства РФ от 16.04.2011 года №281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" определено, что к мерам противопожарного обустройства лесов помимо мер, указанных в части 2 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, относятся: прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление; установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела на основании договора аренды лесного участка №/П от 20 марта 2012 года, заключенного между Министерством лесного хозяйства Саратовской области (арендодатель) и Серяковым А.В. (арендатор), арендатору предоставлен во временное пользование сроком на 49 лет находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 2,3 га, расположенный <данные изъяты> Мордовинского участкового лесничества Красноармейского лесничества Саратовской области, номер учетной записи в государственном лесном реестре № (л.д.34-41).
Приложением №6 к указанному договору определены объемы и сроки выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на арендуемом земельном участке, в частности, предусмотрены мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах: обустройство подъездных путей к месту водозабора для пожарных машин, установка и укомплектование противопожарного щита, изготовление и установка противопожарных аншлагов, установка лесоохранных знаков (л.д.40).
В соответствии с распоряжением заместителя министра – начальника управления лесного хозяйства с 24 по 31 мая 2017 года был проведен плановый осмотр, обследование лесных участков, в том числе, предоставленного в аренду Серякову А.В., на предмет пресечения и предупреждения нарушений лесного законодательства (л.д.24-26).
В результате проверки установлено, что в нарушение требований ч.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" на расположенном в <данные изъяты> Мордовинского участкового лесничества Красноармейского лесничества Саратовской области лесном участке мероприятия по охране лесов не выполняются, не проведено противопожарное обустройство, что зафиксировано в акте осмотра (обследования) территории (л.д.27, 31, 32-33).
По итогам проверки постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника управления лесного хозяйства – начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 09 августа 2017 года Серяков А.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ за несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах (л.д.54-55).
Как следует из постановления в нарушение в нарушение требований ч.1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2011 N 281 "О мерах противопожарного обустройства лесов" на арендуемом лесном участке к началу пожароопасного сезона не обустроен подъездной путь для пожарных машин, отсутствуют противопожарный аншлаг, лесоохранный знак и противопожарный щит.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области в адрес Серякова А.В. направлено требование об устранении выявленных нарушений в срок до 01 мая 2018 года, которое на момент рассмотрения дела не исполнено (л.д.59-61).
Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленный факт нарушения ответчиком требований противопожарной безопасности при использовании лесного участка, находящегося в его пользовании и того, что выявленные в ходе проверки такие нарушения не устранены, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в случае удовлетворения искового заявления взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных положений закона, принимая во внимание, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Серякова А.В. устранить нарушения лесного законодательства и обеспечить противопожарное обустройство арендуемого лесного участка, расположенного в квартале 64 выделов 10, 11 Мордовинского участкового лесничества Красноармейского лесничества Саратовской области, путем обустройства подъездного пути для пожарных машин, установления противопожарного аншлага, лесоохранного знака и противопожарного щита.
Взыскать с Серякова А.В. в доход местного бюджета Красноармейского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем обращения с апелляционной жалобой в Красноармейский городской суд Саратовской области.
Мотивированный текст решения изготовлен 06 июля 2018 года.
Председательствующий И.С.Брандт