Дело № 2-729-15
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кировский районный суд г.Кемерово
В составе председательствующего Бондаренко Н. А.,
С участием адвоката Кареловой О. Н.,
при секретаре Зверинских Л. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
08 июня 2015 года
дело по иску Васильева В. Г. к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Васильев В. Г. обратился в суд с иском к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом, требования мотивировал следующим.
Мать истца – ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Земельный участок площадью 800,0 кв.м. под строительство жилого дома отводился первоначальному застройщику – ФИО2, на основании договора застройки.
После смерти ФИО1, последовавшей ДД.ММ.ГГГГ года, истец вступил во владение наследственным имуществом.
Васильев В. Г. в процессе пользования домом произвел самовольную перестройку, в связи с чем изменилась площадь дома.
Таким образом, истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, общей площадью 54,1 кв.м., в том числе жилой 34,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>.
В судебном заседании Васильев В. Г. поддержал требования и доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель истца Карелова О. Н., действующая на основании ордера №*** от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения №*** от ДД.ММ.ГГГГ года, поддержала позицию своего доверителя
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, суду представил отзыв на исковое заявление, в котором считал исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд, с согласия лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав истца, его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч.1 и ч. 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Таким образом, обращаясь в суд с исковыми требованиями о признании права собственности на самовольную постройку, в соответствии со ст.56 ГПК РФ наследники должны представить доказательства, подтверждающие переход к ним в порядке наследования права собственности или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена самовольная постройка.
Права на земельные участки, предусмотренные главами 3 и 4 Земельного Кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (статья 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Основания и порядок признания права собственности на земельные участки также, в частности, регулируется пунктом 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 года N 137-ФЗ" О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 9 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 года №137-ФЗ" О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с Федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Судом установлено и следует из материалов дела, что спорный жилой дом расположен по адресу: <адрес>.
Из завещания от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 завещала Васильеву В. Г. все ее имущество, в том числе жилой дом с прилегающими надворными постройками, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.9).
В установленном законом порядке истец не оформил свое право собственности на спорный дом, поскольку из договора от ДД.ММ.ГГГГ года, усматривается, что площадь жилого тесово – засыпного дома расположенного по адресу: <адрес>, составляет 17,6 кв.м. (л.д.10).
Спорный жилой дом ранее числился, как <адрес> (л.д.11).
Из технического паспорта по состоянию на 20.01.2011 года следует, литер А, снесен полностью, разрешение на возведение строений под литерами Б, Г – Г3 (2005 года постройки) – не предъявлено (л.д.16-23).
Из кадастровой выписки о земельном участке от 17.11.2014 года следует, что указанный земельный участок имеет кадастровый номер №***, вид разрешенного использования под жилую застройку индивидуальную, категория земель земли населенных пунктов, сведения о правах на земельный участок отсутствуют (л.д.30).
Кадастровый паспорт земельного участка принадлежность истцам земельного участка на праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения либо праве постоянного (бессрочного) пользования не подтверждает, так как не является таким доказательством.
Согласно ч.4 ст.14 Федерального Закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики данного объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные сведения об объекте недвижимости.
Имеющийся в материалах дела кадастровый паспорт земельного участка, расположенного по <адрес> содержит лишь уникальные характеристики данного земельного участка, но не содержит сведений о правообладателе земельного участка и виде вещного права последнего. Указанный в кадастровом паспорте вид разрешенного землепользования - под жилую застройку индивидуальную, доказательством наличия вещного права на земельный участок также не является.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла (л.д.7).
Согласно разъяснениям п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельный участок, предоставленный до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования, при условии, что наследодатель обратился в установленном порядке в целях реализации предусмотренного пунктом 9.1 (абзацы первый и третий) статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права зарегистрировать право собственности на такой земельный участок (за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность).
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что земельный участок, на котором находится спорный жилой дом с постройками, на праве собственности либо на праве пожизненного наследуемого владения, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо на праве аренды наследодателю не принадлежал.
Доказательства, подтверждающие переход к истцу в порядке наследования права собственности или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена самовольная постройка, не представлены.
В нарушении ст.56 ГПК РФ, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что при возведении спорной постройки учтены требования санитарного, пожарного, экологического законодательства.
Только то, что заключением, составленным ООО «Солант» (32-47), подтверждается соответствие жилого дома санитарным и пожарным нормам, не затрагиваются характеристики надежности и безопасности, им не нарушены права третьих лиц и не превышаются предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, а также ответом Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово (л.д.25-26) подтверждается соответствие жилого строения литер Б градостроительным требованиям, не являются достаточным для удовлетворения заявленного иска.
Кроме того, ответ Комитета строительного контроля Администрации г.Кемерово, свидетельствует о том, что истцом по делу не был предоставлен необходимый пакет документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома (л.д.31).
Также из ответа Управления архитектуры и градостроительства Администрации г.Кемерово от 04.06.2015 года следует, что по данным АИСОГД, сведения о выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию какого – либо объекта недвижимости, расположенного на земельном участке по <адрес>, отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Васильеву В. Г. к Администрации г.Кемерово о признании права собственности на жилой дом, общей площадью 54,1 кв.м., в том числе жилой 34,6 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено: 11 июня 2015 года.