Дело № г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 05 февраля 2018 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сурганова О.В.,
при секретаре Мубаровой Н.Н.,
с участием истца Нощик М.А.,
представителей ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» по доверенности Неверова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Нощик М. А. к Федеральному государственному казенному учреждению «Управлению вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» о взыскании задолженности по оплате труда,
у с т а н о в и л:
Нощик М.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управлению вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее ФГКУ Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РК» о взыскании задолженности по оплате труда в сумме <данные изъяты>
Свои исковые требования истец мотивировал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу у ответчика, в <данные изъяты> <адрес> согласно утвержденного графика работы, согласно которого продолжительность рабочей смены составляла от 9 до 22 часов, т.е. сверх установленного законом продолжительности рабочего времени. Согласно Приказа МВД России № «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» за работу сверх установленн6ого законом продолжительности рабочего времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, сотрудникам производятся компенсационные выплаты на основании приказа руководителя, издаваемого по результатам учета времени привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни по графику сменности в пределах нормальной продолжительности служебного времени за учетный период. Общая сумма задолженности ответчика истцу составляет 26 дней в 2017 году.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что обращался с рапортом о предоставлении отгулов за сверхурочную работу, однако его рапорт зарегистрирован не был, затем был утерян, и так как не хватало людей, то до увольнения, отгулы ему предоставлены не были, а сразу после увольнения он приступил к исполнению служебных обязанностей на новом месте работы в ОМВД России по <адрес>.
Представитель ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по РК» в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что отгулы в количестве 26 дней, за переработку сверх установленной продолжительности рабочего времени, истцу, до увольнения не были предоставлены, поскольку в связи с некомплектом личного состава такой возможности не было, т.е. пока истец не был уволен, то продолжал выходить на работу, а после увольнения, сразу приступил к исполнению обязанностей по новому месту работы.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В судебном заседании установлено, что согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации «Об утверждении устава федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» утвержден Устав федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее Устав), согласно п.9 которого Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, может быть истцом и ответчиком в суде.
В соответствии с п.49 Устава правоотношения, связанные с прохождением службы в Учреждении (филиале), а также с определением правового положения (статуса) сотрудника войск национальной гвардии, регулируются Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации».
Из справки исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ ОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ по <адрес>» следует, что отгулы, приобщенные к основному отпуску за 2016 года в количестве 26 дней в 2017 году не представлялись и не оплачивались. Сумма, подлежащая компенсации составляет <данные изъяты>
Из справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ ОВО по <адрес> – филиала ФГКУ «УВО ВНГ по <адрес>» следует, что на ДД.ММ.ГГГГ у Нощик М.А. количество дней за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни составило 41 день. В соответствии со ст.99 ТК РФ оплачено 15 дней (120 часов). Количество оставшихся дней – 26. Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней, которое определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12, что составило <данные изъяты>.
Согласно табелей учета служебного времени группы задержания ОВО по <адрес>-филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» количество подлежащих компенсации часов выполнения служебных обязанностей за истекший период у Нощик М.А. составило: за январь 2017 года – 38 часов; за февраль 2017 года – 50 часов; за март 2017 года – 41 час, за апрель 2017 года – 45 часов, за май 2017 года – 45 часов, за июнь 2017 года - 43 часа, за июль 2017 года – 38 часов, за август 2017 года – 37 часов, за сентябрь 2017 года – 59 часов, за октябрь 2017 года – 67 часов, всего 463 часа.
На основании приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» «По личному составу» расторгнут контракт и уволен со службы в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ Нощик М.А. полицейский (водитель) отделения полиции отделения вневедомственной охраны по <адрес> – филиала учреждения ДД.ММ.ГГГГ. Выплатить денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 15 дней.
В соответствии с денежным аттестатом № от ДД.ММ.ГГГГ Нощик М.А., истцу, при увольнении, выплачена следующие виды денежного довольствия: должностной оклад; оклад по воинскому званию; ежемесячная надбавка за особые условия службы; районный коэффициент; северная надбавка; ежемесячная премия; процентная надбавка за выслугу лет; денежная компенсация за 11 дней неиспользованного отпуска за 2017 год; материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания; единовременное пособие при увольнении со службы. Задолженности по выплатам перед Нощик М.А. нет.
Согласно расчетных листков на имя истца за период с января по октябрь 2017 года компенсация выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочные) начислена только за 15 дней (120 часов).
Из п.4 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 (ред.от 30.09.2016) «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации», следует, что подразделения вневедомственной охраны включены в состав Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии). Пунктом 14 данного Указа предусмотрено, что до вступления в силу нормативных правовых актов, регулирующих деятельность Росгвардии, действуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие деятельность вневедомственной охраны.
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, имеющих специальные звания и проходящих службу в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, распространены положения Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13 указанного Федерального закона).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел урегулированы Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу ч.2 ст.3 Федерального закона № 342 –ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011) в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, к указанными в ч.1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
Статья 29 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ « О полиции» устанавливает, что сотрудник полиции имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемого основного и дополнительного отпусков.
Согласно ст.53 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Из п. 10 ст.53 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядка выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч.5 и ч.6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного МВД России № 961 от 19.10.2012, предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником) осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в п.п. 15.1 и 15.2 настоящего порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведения табеля (п.16 Порядка).
В соответствии с п.56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России № 65 от 31.01.2013, сотруднику, по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п.58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом № 65 от 31.01.2013)
Согласно п.18 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19.10.2012 № 961, по просьбе сотрудника, вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.10.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
В силу ст.99 ТК РФ сверхурочная работа – работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часа в течение двух дней подряди и 120 часов в год.
На основании системного анализа вышеперечисленных норм, суд приходит к выводу о том, что специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел, установило ограничение по оплате работы в сверхурочное время в размере не более 120 часов в год. Остальные часы переработки могут быть компенсированы только дополнительными днями отдыха, которые предоставляются лишь по заявлением (рапорту) сотрудника. Таким образом, компенсировать переработку отгулами является правом работника.
С учетом материалов гражданского дела и пояснений сторон в судебном заседании, суд считает, что в судебном заседании установлены следующие обстоятельства: истец проходил службу у ответчика, в том числе в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При выполнении служебных обязанностей в 2017 году, количество выполнения истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (сверхурочных) составило 41 день или 328 часов.
Ответчиком суду допустимых и достаточных доказательств тому, что в спорный период времени истец служебных обязанностей в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни не выполнял, суду не предоставлено.
Оплата истцу 15 дней или 120 часов выполнения истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени была произведена при увольнении истца.
Таким, образом, неоплаченным осталось отработанное истцом сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 208 часов или 26 дней, что не оспаривалось и представителем ответчика.
Как установлено в судебном заседании из пояснений сторон, истцом на имя руководителя был подан рапорт о предоставлении компенсации отработанного истцом сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени предоставлением дней отдыха (отгулов). Однако, как пояснил истец, решение по его рапорту принято не было, сам рапорт утерян, дни отгулов до его увольнения предоставлены не были, в связи с необходимостью выхода не работу, по причине некомплекта личного состава. Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, и представитель ответчика пояснил, что предоставить истцу по его просьбе отгулы, в количестве 26 дней, за выполнение истцом служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, не представлялось возможным, по причине некомплекта личного состава, в связи с чем, истец, как действующий сотрудник продолжал до увольнения исполнять служебные обязанности.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о том, что истцом было изъявлено желание о реализации своего права на компенсацию переработки, которое истец лишен был возможности реализовать по вине ответчика. Доказательств того, что истцу ответчиком было отказано в предоставлении дней отдыха по какой-либо иной причине, суду не представлено. Таким образом, судом установлено, что труд истца в количестве 206 часов, истцу, в период исполнения служебных обязанностей и при увольнении, ответчиком оплачен не был и не был компенсирован отдыхом, по независящим от истца причинам, в связи с бездействием ответчика. Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.
В силу ст.132 ТК РФ заработная плата каждого из работников зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.
Согласно п.1 ст.80 Федерального закона № 342 – ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», служба в органах внутренних дел прекращается в случае увольнения сотрудника органов внутренних дел.
На основании ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Как следует из положений п.8 ст.89 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Согласно положений п.22.1 Приложения № 2 к приказу МВД РФ от 30 ноября 2012 года № 1065 «Порядок представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» в последний день службы сотрудника кадровое подразделение знакомит под расписку сотрудника с приказом или выпиской из приказа об увольнении (п.22.1.1). Выдает сотруднику под расписку трудовую книжку, заполненную в установленном порядке (п.2.2.1.2). Финансовое подразделение производит с сотрудником окончательный расчет.
С учетом данных в справке исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что размер денежной компенсации за каждый день выполнения истцом служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни составляет <данные изъяты>, то размер денежной компенсации истцу 26 дней выполнения истцом служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни будет составлять <данные изъяты>
На основании изложенного, суд считает, что исковые требований Нощик М.А. к ФГКУ «Управлению вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной нормы времени следует удовлетворить и взыскать в пользу Нощик М.А. задолженность по оплате труда в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ суд взыскивает с ФГКУ «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» госпошлину в бюджет муниципального образования городского поселения «Вуктыл» пропорционально удовлетворенной части исковых требований, т.е. в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
взыскать в пользу Нощик М. А. с Федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» задолженность по оплате труда в сумме <данные изъяты>
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Управления вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» госпошлину в бюджет муниципального образования городского поселения «Вуктыл» в сумме <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Вуктыльский городской суд
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В.Сурганов