Дело № 2а- 1154/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 сентября 2018 г. г. Тверь
Калининский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Тирановой Л.В.,
с участием административного истца Федюнина А.В. и его представителя Трегубова В.А.,
при секретаре Кудряшовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федюнина А.В. к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить организацию работ по строительству и содержанию автомобильной дороги на земельном участке,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Федюнин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, в котором с учетом изменения требований просит:
признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в уклонении от организации работ по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения на земельном участке №, площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенном по адресу: <адрес>.
Возложить обязанность на административного ответчика организовать работы по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения на земельном участке №, площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенном по адресу: <адрес>.
Признать незаконным бездействие административного ответчика, заключающееся в том, что он не обеспечил организацию работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения на земельном участке №, площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенном по адресу: <адрес> посредством организации сооружения насыпи, земляного полотна, кромки проезжей части дороги, обочины, кювета, а также дорожной одежды.
Возложить обязанность на административного ответчика обеспечить организацию работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения на земельном участке №, площадью <данные изъяты> квадратных метра, расположенном по адресу: <адрес> посредством организации сооружения насыпи, земляного полотна, кромки проезжей части дороги, обочины, кювета, а также дорожной одежды.
В обоснование Федюнин А.В. указывает, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на землях населённых пунктов и предназначенного для индивидуальной жилой застройки. В настоящее время Федюнин А.В. достраивает на данном участке индивидуальный жилой дом, предназначенный для постоянного круглогодичного проживания. Однако в настоящее время использовать земельный участок по целевому назначению затруднительно, поскольку к участку отсутствует проезд.
Документацией по планировке территории, расположенной в режиме общего доступа на сайте Никулинского сельского поселения предусмотрено обустройство транспортной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. В настоящее время данный участок не обустроен, фактически представляет собой поле, что делает проблематичным проезд к земельному участку административного истца. По факту отсутствия автомобильной дороги Федюнин А.В. обращался с жалобой к прокурору Калининского района Тверской области, который вынес в адрес главы муниципального образования «Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области» представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проверки по прокурором установлено, что проезд транспортных средств к земельным участкам в границах <адрес>, предназначенных для индивидуального жилищного строительства и находящимся в собственности и в пользовании частных лиц невозможен, автомобильная дорога отсутствует.
С ДД.ММ.ГГГГ в собственность Никулинского сельского поселения с целью строительства автомобильной дороги к земельным участкам в <адрес> передан земельный участок с кадастровым номером № по <адрес>, отнесенный к землям общего пользования и согласно документации по планировке территории <адрес> предназначен для обустройства транспортной инфраструктуры населенного пункта. Однако до настоящего времени каких-либо мероприятий по строительству автомобильной дороги не проводилось.
Согласно информации из администрации Никулинского сельского поселения строительство автомобильной дороги не производится и не запланировано на ДД.ММ.ГГГГ по причине отсутствия бюджетных средств. Советом депутатов муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области при утверждении бюджета на ДД.ММ.ГГГГ, денежные средства на строительство автомобильной дороги на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в <адрес> предусмотрены не были.
Выявленные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
Обжалуемые бездействия нарушили конституционные права административного истца на владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком №, на жизнь, свободу передвижения, вследствие отсутствия проезда, невозможности проезда автомобилей экстренных и спасательных служб в случае возникновения какой-либо чрезвычайной ситуации, проезда (прохода) с обеих крайних точек земельного участка в лес, который административный истец может использовать с целью отдыха и для собственных нужд (заготовок грибов и ягод). Также необходимо добираться к соседним земельным участкам, осуществлять тренировки навыков вождения.
В конце ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился к административному ответчику с заявлением, в котором просил прояснить ситуацию с дорогой, из ответа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что постановлением главы Никулинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа «Развитие дорожного хозяйства муниципального образования Никулинского сельского поселения на 2018-2022 годы», с которой возможно ознакомиться на сайте Никулинского сельского поселения. Однако вопреки указаниям прокурора Калининского района Тверской области в этой программе отсутствуют какие-либо планы по постройке необходимой спорной дороги.
О бездействии администрации и об отсутствии на земельном участке дороги административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, когда после зимнего периода посетил принадлежащий ему земельный участок, предполагая до этого, что дорога построена. Датой начала обжалуемого бездействия следует считать ДД.ММ.ГГГГ, когда административный ответчик утвердил программу «Развитие дорожного хозяйства муниципального образования Никулинского сельского поселения на 2018-2022 годы», в которую не включил спорную дорогу.
Административный истец Федюнин А.В. и его представитель Трегубов В.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения, просили возложить обязанность по строительству дороги в течение года со дня вступления силу решения суда в законную силу. Ранее пояснив, что проезд к земельному участку невозможен.
Прокурор Калининского района Тверской области в отсутствие, заинтересованное лицо администрация муниципального образования Тверской области «Калининский район» при надлежащем извещении письменно просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Административный ответчик администрация муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, заинтересованные лица Забаняк Рљ.Р’., Васильева Рћ.Р“., Федоров Рљ.РЎ., Ситцов РЎ.Рђ., Воронцов Рќ.Р’., Черябушкин Рђ.Р., Малышева Р.Р¤., Кривоноженкова Р—.Рќ., Бакеев Р’.РҐ., Пихновская Рў.Рњ., Болясов Р®.Рћ., Серова Рќ.Р•., Щербович Рћ.Р®., Рванцова Рћ.Рњ., РЎСЏСЃРёРЅ Рђ.Рџ.,РћР“РБДД РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Калининскому району, Совет депутатов Никулинского сельского поселения, Управление Росреестра РїРѕ Тверской области, РїСЂРё надлежащем извещении, РІ судебное заседание РЅРµ явились, представителей РЅРµ направили.
Согласно письменным пояснениями административного ответчика администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области, к земельному участку административного истца обеспечен подъезд, обозначенный в проекте планировки территории как зона транспортной инфраструктуры, земельный участок передан административному ответчику предыдущим собственником без проведения благоустройства. В поселении имеются приоритетные направления по строительству и ремонту дорог в плановом порядке исходя из социальной значимости дорог. Обустройство дороги в <адрес> нельзя отнести к социально значимым объектам, в связи с чем, данный объект не включен в программу на ДД.ММ.ГГГГ. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований, принятие решения о выполнении строительства дорог относится к компетенции органа местного самоуправления, а не к компетенции судебных органов. Обратное является ограничение права органа местного самоуправления на самостоятельное в пределах предоставленных законом полномочий решение вопросов местного значения.
Ранее участвуя в рассмотрении дела заинтересованные лица Воронцов Н.В., Сясин А.П. поддержали заявленные требования.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы, приходит к следующему.
В соответствии со ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Установлено, что Федюнину А.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 1 407 кв.м., с кадастровым номером 69:10:0000024:3648, расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: индивидуальные жилые дома, по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о регистрации права, сведениями ЕГРН.
Таким образом, установлено, что <адрес> входит в состав <адрес>.
Правоотношения в сфере дорожной деятельности в Российской Федерации на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проектирование и строительство автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно пункту 6 статьи 13 Закона об автомобильных дорогах относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Положения ст.ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6, пунктом 6 статьи 13, пунктом 11 статьи 5, пунктам 6, 12 статьи 3, статье 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся вопросы осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В силу статьи 37 Закона об организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 34 Закона об организации местного самоуправления).
Согласно пункта 5 статьи 8, пункта 7 статьи 32 Устава муниципального образования Калининского района Тверской области «Никулинское сельское поселение», к вопросам местного значения указанного поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Администрация поселения осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
Основываясь на положениях Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава муниципального образования, суд пришел к выводу о том, что строительство автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта д. Прудище относится к вопросам местного значения Никулинского сельского поселения.
Требования ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» являются обязательными, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды и распространяются на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов, должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в границы населенного пункта <адрес> вошли земли сельскохозяйственного назначения, на которых впоследствии были сформированы жилые улицы, земельные участки передавались собственникам по индивидуальное жилищное строительство в отсутствие дорог (подъезда к ним).
Согласно акту информации ОМВД Россиии по Калининскому району от ДД.ММ.ГГГГ по итогам выездной проверки на земельный участок с кадастровым номером № установлено. Что на данном участке отсутствуют какие-либо конструктивные элементы автомобильной дороги. Допрошенные в ходе судебного разбирательства свидетели Федюнина Л.В. и Шегебаева К.К. указали на отсутствие дороги (невозможности подъезда) к земельному участку административного истца.
Установлено, что земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием: земельный участки общего пользования, по адресу: <адрес>, был передан в собственность сельского поселения как земельный участок общего пользования ДД.ММ.ГГГГ, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ и согласно документации по планировке территории <адрес> землепользования и застройки предназначен для обустройства транспортной инфраструктуры населенного пункта и отнесен к зоне застройки индивидуальными жилыми домами, что также подтверждается сведениями ЕГРН.
Постановлением администрации МО «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден проект планировки территории в границах <адрес>, чему предшествовало проектирование планировки территории земельных участков, расположенных в д. пудище, согласование градостроительного плана земельных участков под проектирование комплексного жилищного строительства, разработка проектной документации, проведение публичных слушаний по вопросу согласования проекта планировки территории под индивидуальную застройку в <адрес>, принятие решения об утверждении проекта планировки территории в районе <адрес>.
РР· сведений публичной кадастровой карты, документации РїРѕ планировке территории, усматривается наличие РІ пределах проектируемой территории – территории общего пользования - улицы, РґРѕСЂРѕРіРё. Задание РЅР° проектирование предусматривает наличие РґРѕСЂРѕРі Рё проездов РїРѕ стандарту населенного пункта
Постановлением главы Никулинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена программа «Развитие дорожного хозяйства муниципального образования Никулинского сельского поселения на 2018-2022 годы», целями которой согласно паспорта муниципальной программы в частности являются формирование политики администрации по развитию автомобильных дорог общего пользования поселения, содержание и ремонт автомобильных дорог, обеспечение безопасности дорожного движения, приведение дорого в соответствие с требованиями ГОСТов СНиПов, ОДН.
В соответствии со статьёй 41 Градостроительного кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Материалами дела подтверждается, что обязанность по строительству автомобильной дороги общего пользования местного значения проходящей в границах <адрес> лежит на административном ответчике.
В нарушение указанных норм закона, документации по планировке территории, которой предусмотрено обустройство транспортной инфраструктуры на земельном участке с кадастровым номером №, предписания прокурора об устранении нарушений, администрация мер по строительству (обустройству) автомобильной дороги не принимает, в программу «Развитие дорожного хозяйства муниципального образования Никулинского сельского поселения на 2018-2022 годы», строительство данной дороги не включено, в настоящее время данный участок не обустроен, фактически представляет собой поле, что делает проблематичным проезд к земельному участку административного истца, что ведет к нарушению его прав как собственника земельного участка на использование участка по целевому назначению, свободного и безопасного проезда к участку.
Административным ответчиком в письменных пояснениях не отрицалось, что к земельному участку, принадлежащему административному истцу, предусмотрен подъезд, обозначенный в проекте планировки территории как зона транспортной инфраструктуры. Доводы о передаче земельного участка с кадастровым номером №, административному ответчику предыдущим собственником без проведения благоустройства не могут быть признаны уважительными причинами для бездействия администрации, поскольку касаются гражданских правоотношений сторон при передаче в собственность объекта недвижимости.
Ссылка административного ответчика на приоритетность иных социально значимых объектов документально не подтверждена, а недостаток финансирования при отсутствии мер со стороны администрации поселения по внесению предложений при планировании бюджета на текущий год необоснованна.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административного истца обоснованы, но подлежат частичному удовлетворению, поскольку деятельность по содержанию дорог производится в отношении уже существующих объектов территориального планирования, чего не установлено при рассмотрении настоящего дела, а требования административного истца в данной части заявлены преждевременно.
Суд полагает, что период времени в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда является необходимым и достаточным для совершения действий, связанных с исполнением решения суда, в связи с необходимостью соблюдения установленных процедур, связанных с осуществлением строительства дороги.
Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Федюнина А.В. к администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить организацию работ по строительству и содержанию автомобильной дороги на земельном участке удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области в части непринятия мер по организации работ по строительству (обустройству) автомобильной дороги в пределах населенного пункта д<адрес>.
Возложить на администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию работ по строительству (обустройству) автомобильной дороги общего пользования местного значения, проходящей в границах <адрес>, к земельному участку с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащему на праве собственности Федюнину А.В..
Обязать администрацию муниципального образования «Никулинское сельское поселение» Калининского района Тверской области сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня истечения годичного срока со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Л.В. Тиранова
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 года.
Судья: Л.В. Тиранова