08 ноября 2017 года дело № ...
В Е Р Х О В Н Ы Й С У Д
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
в составе председательствующего: Нурисламова Ф.Т.
судей: Габитовой А.М.
Фархиуллиной О.Р.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Байчуриной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Мечетлинский район РБ на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2017 года, которым постановлено:
Иск прокурора Мечетлинского района Республики Башкортостан удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан предоставить Ганееву Р.М., ... г.р., благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Мечетлинского района Республики Башкортостан обратился в суд в интересах Ганеева P.M. с иском к администрации муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что Ганеев P.M. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ганеев P.M. в ... г. завершил обучение в .... В настоящее время закрепленного за ним какого-либо жилого помещения не имеет. На основании изложенного просил обязать администрацию муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостан предоставить Ганееву P.M. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе администрация МР Мечетлинский район РБ ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что Ганеевым Р.М. обязательный досудебный порядок урегулирования спора не соблюден, по достижении 18-летнего возраста Ганеев Р.М. в администрацию МР Мечетлинский район РБ с заявлением о предоставлении жилого помещения не обращался.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Учитывая изложенное, судебная коллегия на основании ст. ст. 118, 167, 327 ГПК РФ признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Мечетлинский район РБ – Зиалетдинова С.С., представителя Прокуратуры Мечетлинского района РБ – прокурора МуратовуЕ.М., судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72, п. «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а такжедетям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Ганеев Р.М., ... г.р., относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Отец Ганеева Р.М. – ФИО умер ... г.
Решением ... суда Республики Башкортостан от
... г. мать Ганеева P.M. - ФИО2 лишена родительских прав.
Постановлением главы администрации МР Мечетлинский район РБ от ... г. № ... над Ганеевым P.M. установлена опека, ему назначен опекун Ж.А.А.
Согласно свидетельству о смерти ... №... мать ребенка ФИО2 умерла ... года (л.д....).
Постановлением главы администрации МР Мечетлинский район РБ от 24 мая 2016 г. № ... Ганеев P.M. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С ... г. Ганеев P.M. обучается в филиале ..., срок окончания обучения по ... г.
Ганеев P.M. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах, согласно справке ... филиала ГУП БТИ РБ № ... от ... г. право приватизации не использовал.
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что Ганеев Р.М., ... г.р., включен в список в качестве нуждающегося в получении жилого помещения с 24.05.2016 г., однако до настоящего времени ответчиком, несмотря на наделение его в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, жилое помещение Ганееву Р.М. не предоставлено, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Мечетлинского района РБ в интересах Ганеева Р.М.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам и нормам действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о несоблюдении Ганеевым Р.М. досудебного порядка урегулирования спора не могут быть признаны состоятельными и не влекут отмену решения суда, поскольку исковое заявление в интересах Ганеева Р.М. подано прокурором Мечетлинского района РБ.
Из содержания иска прокурора следует, что процессуальный истец основывает свои требования на нормах Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ст. 109.1 ЖК РФ.
Кроме того, как следует из положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, при этом такое заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Приведенные нормы права не содержат требования об обязательном предварительном обращении в орган, уполномоченный предоставлять жилые помещения гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с заявлением в порядке досудебного разрешения спора.
Довод в апелляционной жалобе о том, что Ганеев Р.М. не обращался по достижении 18 лет с заявлением в администрацию о предоставлении жилья, не может повлиять на законность принятого решения, поскольку не обращение Ганеева Р.М. с заявлением в органы местного самоуправления о предоставлении жилого помещения как ребенку сироте, не запрещают прокурору обратиться с исковым заявлением в защиту интересов ребенка сироты.
Кроме того, из решения Кигинского районного суда Республики Башкортостан от ... г. при решении вопроса о лишении родительских прав матери, установлено, что согласно протоколу № ... ... комиссии следует, что Ганиев P.M. ... (л.д....).
Довод в апелляционной жалобе о том, что на судебное заседание Ганеев Р.М. не явился, следовательно, это является причиной несоблюдения Ганеевым Р.М. досудебного порядка урегулировании спора, не состоятелен. Согласно протоколу судебного заседания от ... г. судом обсуждался в соответствии со ст. 167 ГПК РФ вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося Ганеева Р.М. Представитель Администрации МР Меетлинский район РБ Зиалетдинов С.С. не возражал против рассмотрения дела без участия истца Ганеева Р.М.
Довод в апелляционной жалобе о том, что Администрации муниципального района Мечетлинский район РБ не просила отказать в удовлетворении иска, а просила оставить иск без рассмотрения для урегулирования спора мирным путем, не влияет на законность принятого решения. Так, согласно материалам дела с 24 мая 2016 г. Ганеев Р.М. включен в список детей-сирот и более одного года сирота не обеспечен жильем, соответственно, в указанное время, в течение одного года вплоть до принятия судом решения 24 августа 2017 г., у Администрации муниципального района Мечетлинский район РБ имелась возможность урегулировать вопрос мирным путем.
Таким образом, апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 24 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Мечетлинский район РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Нурисламов Ф.Т.
Судьи: Габитова А.М.
Фархиуллина О.Р.
Справка: судья А.Ф.Шакиров