Дело № 2-553/2023
УИД 48RS0012-01-2023-000653-05
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Чаплыгин 02 октября 2023 года
Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Шмелевой А.А.,
при секретаре Выприцкой Г.Н.,
с участием прокурора Жигулиной Н.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению культуры «Поселенческий центр культуры и досуга с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией,
установил:
Заместитель прокурора Чаплыгинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному автономному учреждению культуры «Поселенческий центр культуры и досуга с. Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуации. В обоснование требований указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности Муниципальному автономному учреждению культуры «Поселенческий центр культуры и досуга с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» (далее по тексту МАУК ПЦКиД с.Ведное Чаплыгинского района), расположенном по адресу: <адрес>. Проверкой установлено, что руководством МАУК ПЦКиД с.Ведное не в полной мере выполняются требования пожарного законодательства, а именно: в здании отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации (АУПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ). Отмеченные нарушения являются существенными, так как несвоевременное оповещение при возгорании помещения может повлечь массовые разрушения здания и сооружений, порчу имущества, гибель людей. Ввиду того, что нарушения продолжают иметь место в настоящее время, требуется незамедлительное принятие мер по их устранению и недопущению возможных негативных последствий. Истец просил обязать ответчика установить пожарную сигнализацию (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) в здании МАУК ПЦКиД с.Ведное.
В судебном заседании помощник прокурора Жигулина Н.К. поддержала исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, объяснила, что до настоящего времени выявленные нарушения, указанные в исковом заявлении, ответчиком не устранены. Просила обязать ответчика устранить указанные нарушения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МАУК «ПЦКиД с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица ОНД и ПР по Лев-Толстовскому, Чаплыгинскому и Добровскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.1 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 года пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.3 данного Федерального закона под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер организационного характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны в том числе: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.
Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из п. 4 ч.1 ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Автоматические установки пожаротушения должны быть обеспечены, помимо прочего, устройством для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 01.09.2021 года № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» объекты защиты оснащаются автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации в соответствии с критериями оснащения зданий системой пожарной сигнализации и автоматическими установками.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что МАУК «ПЦКиД с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» является муниципальным бюджетным учреждением, к виду деятельности которого отнесена деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
При внеплановой проверке ОНД и ПР по Лев-Толстовскому, Чаплыгинскому и Добровскому районам УНД и ПР ГУ МЧС России по Липецкой области соблюдения законодательства о пожарной безопасности на объектах МАУК ПЦКиД Чаплыгинского района в период с 14 августа 2023 года по 25 августа 2023 года было установлено, что в здании МАУК «ПЦКиД с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» отсутствует автоматическая пожарной сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара.
Выявленные нарушения затрагивают права и законные интересы неопределенного круга лиц - работников и посетителей МАУК «ПЦКД с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области», иных лиц, которые могут находиться на объекте, а в случае возгорания помещения, могут повлечь за собой массовые разрушения здания и сооружений, порчу имущества, гибель людей.
Таким образом, суд приходит к выводу о доказанности бездействия ответчика, выразившегося в не принятии мер по выполнению требований пожарного законодательства.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному учреждению культуры «Поселенческий центр культуры и досуга с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» о возложении обязанности по установке пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное учреждение культуры «Поселенческий центр культуры и досуга с.Ведное Чаплыгинского района Липецкой области» в течение одного года со дня вступления решения в законную силу установить пожарную сигнализацию (АУПС) и систему оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Чаплыгинский районный суд Липецкой области.
Председательствующий А.А. Шмелева
Решение в окончательной форме принято 09 октября 2023 года.