Дело № 2-4921/2024 25RS0029-01-2024-009017-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2024 года г. Уссурийск
Уссурийский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Денисовой Ю.С.,
при секретаре судебного заседания Бормотко Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваль П. В. к Администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по устройству автомобильной дороги местного значения,
выслушав истца,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с настоящим иском, указав, что ДД.ММ.ГГ направил обращение к ответчику о строительстве проезда к земельному участку с кадастровым номером XXXX, расположенному относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир часть жилого дома. Участок находится примерно в 60 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX. Через два месяца на указанное обращение истец получил ответ об отсутствии денежных средств на строительство проезда к земельному участку, о том, что информация о строительстве подъездных путей к земельному участку будет использована в дальнейшей работе при составлении перспективных планов последующих лет. Предварительно ответчиком было оформлено разрешение на строительство жилого дома, однако бездействие ответчика в выполнении подъезда к земельному участку стало причиной невозможности начать и проводить строительство индивидуального жилого дома. В течении года ответчиком никаких действий для организации проезда к земельному участку не принято. Указанный земельный участок был увеличен, ответчик реализовал истцу смежный земельный участок и при слиянии с участком, который находился в собственности истца, ДД.ММ.ГГ был сформирован земельный участок, площадью 2722 кв.м, с кадастровым номером XXXX. Увеличение площади земельного участка не решило вопрос с проездом к нему. На земельном участке, предназначенном для заезда на земельный участок с кадастровым номером XXXX, находятся несколько деревьев, которые препятствуют проезду строительной техники. Истец повторно обратился к ответчику по указанному вопросу, на что получил ответ, что подъезд к участку Администрация УГО делать не будет, предложено осуществлять заезд через смежный земельный участок, который принадлежит истцу на праве собственности, или за свой счет осуществить капитальное строительство подъездных путей. Полагал, что ответчик обязан выполнить возложенные на него государством обязанности по строительству подъездных путей к участку, предназначенному для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем просил обязать ответчика организовать устройство автомобильной дороги местного значения к земельному участку в срок, необходимый для проектирования и строительства дороги.
Истец в судебном заседании на иске настаивал, полагал возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда 6 месяцев, с учетом того, что в зимнее время строительство дорог не ведётся. Пояснил, что ранее земельный участок принадлежал его родителям, затем перешел в его собственность. На земельном участке в конце огорода был пустырь, который он отмежевал, участку присвоен кадастровый номер «567», затем к участку в порядке перераспределения был присоединен другой участок, объединенному участку присвоен кадастровый номер «574».
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в подготовке повесткой под расписку. Возражений на иск не представлено, равно как и ходатайств об отложении судебного заседания. Дело рассмотрено в его отсутствие.
Суд, выслушав истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
К дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу частей 1, 2 статьи 5 названного Федерального закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения и частные автомобильные дороги. В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ от «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В силу пункта 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
Как установлено в судебном заседании, Коваль П.В. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 2722 кв.м, с кадастровым номером XXXX, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир часть жилого дома. Участок находиться примерно в 60 м. по направлению на северо-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешительного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Кроме того, Коваль П.В. является собственником земельного участка площадью 3931 кв.м., с кадастровым номером XXXX, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГ, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX. Категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешительного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Данные земельные участки являются смежными.
Земельный участок с кадастровым номером XXXX прилегает к автомобильной дороге общего пользования.
Как следует из выписок ЕГРН, земельный участок, площадью 5131 +/- 50 кв.м., с кадастровым номером XXXX, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, Уссурийский р-он, XXXX, являлся исходным, имел доступ к автомобильной дороге общего пользования, снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГ, из него образованы земельные участки с кадастровыми номерами XXXX и XXXX.
ДД.ММ.ГГ между истцом и ответчиком было заключено соглашение XXXX о перераспределении земель, находящихся в муниципальной собственности и земельного участка, находящегося в частной собственности, в результате чего земельный участок, площадью 1200 +/- 12 кв.м., с кадастровым номером XXXX снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГ, из него образован земельный участок с кадастровым номером XXXX, площадью 2722 кв.м.
Из представленной схемы и карты расположения земельного участка с кадастровым номером XXXX следует, что данный участок проезда к автомобильной дороге общего пользования не имеет, граничит с земельными участками с кадастровыми номерами, последние цифры которых 1015, 616, 615, 424, 566, 1071, на месте предполагаемого проезда к участку произрастают деревья.
Истец обращался к ответчику с вопросом организации подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером XXXX, на что получил ответ от ДД.ММ.ГГ, со ссылкой на ограниченность доходов бюджета УГО, а также на то, что муниципальной программой «Уссурийские дороги» на 2016-2024 годы строительство подъездных дорог в 2023 году не предусмотрено.
Как следует из ответа ответчика на повторное обращение Коваль П.В. от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ специалистами отдела дорожного хозяйства управления жизнеобеспечения администрации УГО и МКУ «СЭЗЗ» проведено обследование места лесного массива, предполагаемого под устройство проезда, установлено, что земельный участок с кадастровым номером XXXX вплотную прилегает к земельному участку с кадастровым номером XXXX. Оба участка имеют один почтовый адрес: Приморский край, г. Уссурийск, XXXX., собственником данных участков является Коваль П.В.
В соответствии с ответом Думы УГО от ДД.ММ.ГГ, предлагаемый дополнительный проезд к земельному участку с кадастровым номером XXXX покрыт зелеными насаждениями, снос деревьев необходимо выполнять в соответствии с административным регламентом, который предполагает компенсацию стоимости за снос 19 единиц зеленых насаждений в размере 100 410,21 руб.
Не разрешение вопроса об организации дополнительного подъездного пути к земельному участку с кадастровым номером XXXX, послужило основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О «По жалобе Администрации <...> на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Исходя из вышеуказанной правовой позиции Конституционного Суда РФ, для возложения на орган местного самоуправления обязанности по обеспечению земельного участка истца дорожной инфраструктурой, необходимо установить, что данный земельный участок предоставлен ему в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение его потребностей в жилище.
Вместе с тем, спорный земельный участок не был предоставлен истцу в качестве меры социальной поддержки, фактически был самостоятельно образован истцом из исходного земельного участка площадью 5131 +/- 50 кв.м., с кадастровым номером XXXX, который имел подъездной путь к автомобильной дороге общего пользования.
Осуществляя действия по межеванию находящегося в его собственности земельного участка и приобретению части земельного участка из муниципальной собственности, истец должен был и мог иметь информацию об отсутствии дорожной инфраструктуры к этому участку, а потому имел возможность оценить целесообразность выделения данного земельного участка как отдельного объекта недвижимости. В рассматриваемом случае право истца на свободный доступ к месту проживания ответчиком не нарушалось, на спорном земельном участке отсутствовал жилой дом истца, истец имел намерения по его постройке, без учета сложившейся транспортной инфраструктуры XXXX.
Согласно подпункту 4 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГ, в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельный участок в обязательном порядке обеспечивается доступом - в виде прохода (шириной не менее 1 метра) или проезда (шириной не менее 3.5 метра). Земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Из буквального толкования приведенного положения Методических рекомендаций следует, что на орган местного самоуправления не возлагается безусловная обязанность по строительству автомобильных дорог к каждому образованному земельному участку.
Применительно к спорным правоотношениям, само по себе отсутствие подъездных путей к земельному участку, принадлежащему истцу, не может служить основанием для возложения на Администрацию УГО обязанности обеспечить Коваль П.В. удобную для него эксплуатацию частной собственности, ограничивая тем самым права органа местного самоуправления на реализацию возложенных в силу закона на него полномочий при осуществлении дорожной деятельности в порядке, установленном градостроительным законодательством.
Восстановление права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия допускается только в том случае, если эта обязанность безусловно может быть исполнена этим органом в рамках своих полномочий. Возложение обязанности совершить определенные действия без их сопоставления с кругом полномочий соответствующего органа не отвечает требованию исполнимости судебного акта.
Исходя из анализа положений ч. 5 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ, полномочия по реализации генерального плана поселения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. При этом обязанность разрабатывать самостоятельную программу транспортной инфраструктуры для отдельной территории, а не для сельского поселения в целом, градостроительным законодательством на орган местного самоуправления не возложена.
Кроме того, обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом, иначе будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Следовательно, понуждение Администрации УГО к строительству автомобильной дороги к самостоятельно образованному истцом земельному участку является по существу ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, что противоречит ст. ст. 12, 130 Конституции РФ, которые предусматривают самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения. При планировании дорожной деятельности органом местного самоуправления должны обеспечиваться наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности уже существующей дорожной сети.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о возложении обязанности по устройству автомобильной дороги местного значения на Администрацию УГО.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коваль П. В. к Администрации Уссурийского городского округа о возложении обязанности по устройству автомобильной дороги местного значения – оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд, в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Денисова Ю.С.
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2024 года.