Решение по делу № 2-230/2022 от 31.01.2022

Дело № 2-230/2022

Решение

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 Рі.                            Рі. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при секретаре Сайфетдиновой Е.В.,

с участием прокурора Сугяна А.А., истца Батмановой К.Р.,

представителя ответчика Морозова А.В.,

представителя третьего лица Шаховой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батмановой Кристины Родионовны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с заявлением в интересах Батмановой Кристины Родионовны к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Батмановой К.Р., <дата> года рождения, являющейся инвалидом с детства, о нарушении ее жилищных прав, как лица, оставшегося без попечения родителей. Проверкой установлено, что Батманова К.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 лишена родительских прав решением Воркутинского городского суда республики Коми от <дата>, отец юридически отсутствует. На основании приказа № от 24 июня 2009 г. над несовершеннолетней Батмановой К.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО2, за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с переездом несовершеннолетней Батмановой К.Р. для проживания в город Вышний Волочек, на основании распоряжения начальника ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района от 1 июля 2009 г. № несовершеннолетняя Батманова К.Р. поставлена на учет в органе опеки и попечительства города Вышний Волочек, местом ее пребывания является место жительства опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации города Воркута от 17 октября 2007 г. по результатам обследования жилой дом по адресу: <адрес>, признано не пригодным для проживания. Согласно акту от 13 мая 2014 г. признано невозможным проживание Батмановой К.Р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с его непригодностью. Истец не имеет в собственности объектов недвижимого имущества. 12 мая 2014 г. Батманова К.Р. обратилась в ГКУ ТО «ЦСПН» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения после окончания профессионального обучения. Согласно письму Министерства социальной защиты населения Тверской области от 1 октября 2014 г. № 09/1505 Батманова К.Р. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. 30 июня 2021 г. Батманова К.Р. закончила обучение в ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж» по специальности сестринское дело. Однако, до настоящего времени истцом не реализовано право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с достижением истцом восемнадцати лет у него возникло право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определением суда от 2 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сугян А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Истец Батманова К.Р. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Морозов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в части сроков предоставления истцу жилого помещения. Также пояснил, что поскольку Батманова К.Р. не включена в список лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением в 2022 г., у ответчика отсутствует возможность предоставить ей в 2022 г. жилое помещение.

Представители ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области в судебное заседание не явились, представили отзывы относительно заявленных требований, в которых указывают, что Батманова К.Р. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В список на обеспечение жильем в 2022 г. Батманова К.Р. не вошла по причине недостаточности денежных средств. Батманова К.Р. будет включена в список в 2023 г. Законом Тверской области от 28 декабря 2020 г. № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в таблице № 31 утверждены субвенции местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в связи с чем до 15 сентября 2022 г. будет возможно утвердить Батманову К.Р. в список на 2023 г. Просят предоставить отсрочку исполнения решения на срок до 1 июня 2023 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области Шахова Е.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, поддержала отзыв Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Батманова Кристина Родионовна, <дата> года рождения, уроженка <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Матерью Батмановой Кристины Родионовны, <дата> года рождения, является ФИО1. Сведения об отце ФИО3 внесены в запись акта о рождении № от <дата> г. на основании заявления матери ребенка.

Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <дата> ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Батмановой Кристины Родионовны, <дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>. Указанное решение суда вступило в законную силу.

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута № от 24 июня 2009 г. над несовершеннолетней Батмановой К.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО2 За несовершеннолетней Батмановой К.Р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута № от 24 июня 2009 г. несовершеннолетняя Батманова К.Р. снята с учета в Управлении социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута в связи с выездом по месту жительства опекуна.

Согласно распоряжению ТОСЗН города Вышнего Волочка от 1 июля 2009 г. № несовершеннолетняя Батманова К.Р. поставлена на учет в ТОСЗН города Вышнего Волочка, местом пребывания несовершеннолетней определено место жительства опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>.

Батманова К.Р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

17 октября 2007 г. жилой дом по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы МО «Город Воркута», № от 15 июня 2007 г., признан подлежащим расселению, эксплуатация дома по указанному адресу экономически нецелесообразна на 2006-2010 гг. Жилой дом законсервирован.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования помещений от 17 октября 2007 г., заключением межведомственной комиссии от 17 октября 2007 г.

Согласно акту об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 13 мая 2014 г., заключению ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области № от 13 мая 2014 г. проживание Батмановой К.Р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, признано невозможным.

Батманова К.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 13 января 2022 г. по 13 июля 2022 г., что подтверждается адресной справкой от 12 февраля 2022 г., собственником указанного жилого помещения истец не является.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Батмановой К.Р. на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют.

В период с 1 сентября 2017 г. по 1 июля 2021 г. истец обучалась в ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж» по программе «Сестринское дело».

По сведениям Министерства социальной защиты населения Тверской области от 1 октября 2014 г. Батманова К.Р. включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее - Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п.п. 6, 7, 10, 11).

По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Как следует из информации Министерства социальной защиты населения Тверской области, содержащейся в отзыве на исковое заявление от 21 февраля 2022 г., Батманова К.Р. не включена в Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье в 2022 г. за счет средств областного бюджета.

Законом Тверской области от 28 декабря 2020 г. № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что сведений о включении Батмановой К.Р. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на 2022 г. не имеется.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа данной категории во внеочередном порядке жилыми помещениями является обязанностью муниципального образования, исполнение которой в силу закона не зависит от финансовых возможностей для осуществления возложенных полномочий, а также от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако данная обязанность администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области до настоящего времени в отношении Батмановой К.Р. не исполнена.

Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление указанной категории лиц специализированного жилья не зависит от какой-либо очередности, а связано только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Судом установлено, что Батманова К.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об обеспечении Батмановой К.Р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).

Таким образом, учитывая, что учет лиц названной категории, а также главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляет и является Министерство социальной защиты населения Тверской области, заявленные требования подлежат удовлетворению, на Министерство социальной защиты населения Тверской области подлежит возложению обязанность по обеспечению финансирования расходов на приобретение истцу благоустроенного жилого помещения.

Доводы ответчиков о необходимости предоставления отсрочки до 1 июня 2023 г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

С учетом изложенного, исключительных обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда до 1 июня 2023 г. на момент принятия решения суда по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батмановой Кристины Родионовны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Батмановой Кристине Родионовне, <дата> года рождения, благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области после поступления денежных средств на приобретение жилого помещения предоставить Батмановой Кристине Родионовне, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                            Рќ.Р’. Белякова

УИД 69RS0006-01-2022-000233-72

Дело № 2-230/2022

Решение

Именем Российской Федерации

24 февраля 2022 Рі.                            Рі. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляковой Н.В.,

при секретаре Сайфетдиновой Е.В.,

с участием прокурора Сугяна А.А., истца Батмановой К.Р.,

представителя ответчика Морозова А.В.,

представителя третьего лица Шаховой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батмановой Кристины Родионовны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с заявлением в интересах Батмановой Кристины Родионовны к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению Батмановой К.Р., <дата> года рождения, являющейся инвалидом с детства, о нарушении ее жилищных прав, как лица, оставшегося без попечения родителей. Проверкой установлено, что Батманова К.Р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее мать ФИО1 лишена родительских прав решением Воркутинского городского суда республики Коми от <дата>, отец юридически отсутствует. На основании приказа № от 24 июня 2009 г. над несовершеннолетней Батмановой К.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО2, за несовершеннолетней сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. В связи с переездом несовершеннолетней Батмановой К.Р. для проживания в город Вышний Волочек, на основании распоряжения начальника ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района от 1 июля 2009 г. № несовершеннолетняя Батманова К.Р. поставлена на учет в органе опеки и попечительства города Вышний Волочек, местом ее пребывания является место жительства опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>. Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации города Воркута от 17 октября 2007 г. по результатам обследования жилой дом по адресу: <адрес>, признано не пригодным для проживания. Согласно акту от 13 мая 2014 г. признано невозможным проживание Батмановой К.Р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, в связи с его непригодностью. Истец не имеет в собственности объектов недвижимого имущества. 12 мая 2014 г. Батманова К.Р. обратилась в ГКУ ТО «ЦСПН» города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и предоставлении жилого помещения после окончания профессионального обучения. Согласно письму Министерства социальной защиты населения Тверской области от 1 октября 2014 г. № 09/1505 Батманова К.Р. внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. 30 июня 2021 г. Батманова К.Р. закончила обучение в ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж» по специальности сестринское дело. Однако, до настоящего времени истцом не реализовано право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с достижением истцом восемнадцати лет у него возникло право на предоставление жилого помещения в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Определением суда от 2 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Сугян А.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Истец Батманова К.Р. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области Морозов А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в части сроков предоставления истцу жилого помещения. Также пояснил, что поскольку Батманова К.Р. не включена в список лиц, подлежащих обеспечением жилым помещением в 2022 г., у ответчика отсутствует возможность предоставить ей в 2022 г. жилое помещение.

Представители ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области в судебное заседание не явились, представили отзывы относительно заявленных требований, в которых указывают, что Батманова К.Р. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В список на обеспечение жильем в 2022 г. Батманова К.Р. не вошла по причине недостаточности денежных средств. Батманова К.Р. будет включена в список в 2023 г. Законом Тверской области от 28 декабря 2020 г. № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в таблице № 31 утверждены субвенции местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, в связи с чем до 15 сентября 2022 г. будет возможно утвердить Батманову К.Р. в список на 2023 г. Просят предоставить отсрочку исполнения решения на срок до 1 июня 2023 г. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ ТО «ЦСПН» Вышневолоцкого городского округа Тверской области Шахова Е.Г. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований не возражала, поддержала отзыв Министерства социальной защиты населения Тверской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Тверской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. О времени и месте судебного заседания извещался по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом положений части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Батманова Кристина Родионовна, <дата> года рождения, уроженка <данные изъяты>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Матерью Батмановой Кристины Родионовны, <дата> года рождения, является ФИО1. Сведения об отце ФИО3 внесены в запись акта о рождении № от <дата> г. на основании заявления матери ребенка.

Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от <дата> ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери Батмановой Кристины Родионовны, <дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>. Указанное решение суда вступило в законную силу.

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута № от 24 июня 2009 г. над несовершеннолетней Батмановой К.Р. установлена опека, опекуном назначена ФИО2 За несовершеннолетней Батмановой К.Р. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

На основании приказа Управления социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута № от 24 июня 2009 г. несовершеннолетняя Батманова К.Р. снята с учета в Управлении социальной защиты населения Агентства республики Коми по социальному развитию по городу Воркута в связи с выездом по месту жительства опекуна.

Согласно распоряжению ТОСЗН города Вышнего Волочка от 1 июля 2009 г. № несовершеннолетняя Батманова К.Р. поставлена на учет в ТОСЗН города Вышнего Волочка, местом пребывания несовершеннолетней определено место жительства опекуна ФИО2 по адресу: <адрес>.

Батманова К.Р. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.

17 октября 2007 г. жилой дом по адресу: <адрес>, межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы МО «Город Воркута», № от 15 июня 2007 г., признан подлежащим расселению, эксплуатация дома по указанному адресу экономически нецелесообразна на 2006-2010 гг. Жилой дом законсервирован.

Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования помещений от 17 октября 2007 г., заключением межведомственной комиссии от 17 октября 2007 г.

Согласно акту об установлении факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях от 13 мая 2014 г., заключению ТОСЗН города Вышний Волочек и Вышневолоцкого района Тверской области № от 13 мая 2014 г. проживание Батмановой К.Р. в жилом помещении по адресу: <адрес>, признано невозможным.

Батманова К.Р. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с 13 января 2022 г. по 13 июля 2022 г., что подтверждается адресной справкой от 12 февраля 2022 г., собственником указанного жилого помещения истец не является.

В Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах Батмановой К.Р. на имеющиеся у нее объекты недвижимости отсутствуют.

В период с 1 сентября 2017 г. по 1 июля 2021 г. истец обучалась в ГБПОУ «Вышневолоцкий медицинский колледж» по программе «Сестринское дело».

По сведениям Министерства социальной защиты населения Тверской области от 1 октября 2014 г. Батманова К.Р. включена в список на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Статьей 2 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу пункта 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения закреплены в статье 2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г. № 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

В силу статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» (далее - Закон Тверской области № 78-ЗО) органы государственной власти Тверской области в пределах компетенции при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.

В силу статьи 6 Закона Тверской области № 78-ЗО финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, предусматриваются в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и на плановый период и предоставляются в форме субвенций, размер которых определяется по каждому муниципальному образованию.

Субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на другие цели, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сверх установленных федеральными, областными нормативными правовыми актами.

Порядок расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан утвержден постановлением Правительства Тверской области от 5 апреля 2012 г. № 142-пп (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка субвенции из областного бюджета Тверской области на реализацию переданных органам местного самоуправления государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот предусматриваются ежегодно в областном бюджете Тверской области на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с Законом Тверской области от 7 декабря 2011 г. № 78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» и предоставляются местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований Тверской области, возникающих при выполнении государственных полномочий на основании муниципальных контрактов, заключенных в установленном порядке органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным органом по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений определено Министерство социальной защиты населения Тверской области.

В соответствии со статьей 2 Закона Тверской области № 78-ЗО органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения категориям лиц, указанным в настоящей статье, осуществляется в порядке, установленном Правительством Тверской области (абз. 4 ст. 8 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 г. № 150-ЗО «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Тверской области»).

Такой порядок установлен Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Данный порядок (приложение № 6 к Постановлению Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. № 62-пп) предусматривает ведение Министерством социальной защиты населения Тверской области учета лиц названной категории, направление в органы местного самоуправления списков данных лиц, утвержденных комиссией по формированию таких списков; представление Министерством социальной защиты населения Тверской области по сведениям органов местного самоуправления в Министерство финансов Тверской области отчета о приобретении жилых помещений и расходовании средств на обеспечение жилыми помещениями (п.п. 6, 7, 10, 11).

По смыслу вышеприведенных положений закона реализация органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий неразрывно связана с исполнением возложенных функций Министерством социальной защиты населения Тверской области.

Как следует из информации Министерства социальной защиты населения Тверской области, содержащейся в отзыве на исковое заявление от 21 февраля 2022 г., Батманова К.Р. не включена в Список лиц из числа детей-сирот, которым будет приобретено жилье в 2022 г. за счет средств областного бюджета.

Законом Тверской области от 28 декабря 2020 г. № 84-ЗО «Об областном бюджете Тверской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление государственных полномочий по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Судом установлено, что сведений о включении Батмановой К.Р. в список лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, за счет субвенций областного бюджета на 2022 г. не имеется.

Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа данной категории во внеочередном порядке жилыми помещениями является обязанностью муниципального образования, исполнение которой в силу закона не зависит от финансовых возможностей для осуществления возложенных полномочий, а также от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом. Однако данная обязанность администрацией Вышневолоцкого городского округа Тверской области до настоящего времени в отношении Батмановой К.Р. не исполнена.

Согласно статье 5 Федерального закона № 159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В связи с изложенным, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения в данном случае должна быть возложена на двух ответчиков: администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области, как орган местного самоуправления, непосредственно обязанный обеспечивать жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также на Министерство социальной защиты населения Тверской области, которое в пределах возложенных на него полномочий обязано решать вопросы предоставления жилых помещений лицам указанной категории.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что предоставление указанной категории лиц специализированного жилья не зависит от какой-либо очередности, а связано только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Судом установлено, что Батманова К.Р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении последней 18-летнего возраста, в связи с чем она имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об обеспечении Батмановой К.Р., как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению указанного жилого помещения подлежит возложению на администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области.

Вместе с тем, реальное осуществление делегированных муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета (субвенции).

Таким образом, учитывая, что учет лиц названной категории, а также главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области, выделяемых на финансирование обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляет и является Министерство социальной защиты населения Тверской области, заявленные требования подлежат удовлетворению, на Министерство социальной защиты населения Тверской области подлежит возложению обязанность по обеспечению финансирования расходов на приобретение истцу благоустроенного жилого помещения.

Доводы ответчиков о необходимости предоставления отсрочки до 1 июня 2023 г. не могут быть приняты судом во внимание, поскольку предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

С учетом изложенного, исключительных обстоятельств, являющихся основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда до 1 июня 2023 г. на момент принятия решения суда по делу не установлено.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Вышневолоцкого межрайонного прокурора, действующего в интересах Батмановой Кристины Родионовны (в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), к администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области, Министерству социальной защиты населения Тверской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области обеспечить финансирование расходов администрации Вышневолоцкого городского округа Тверской области на приобретение Батмановой Кристине Родионовне, <дата> года рождения, благоустроенного жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязать администрацию Вышневолоцкого городского округа Тверской области после поступления денежных средств на приобретение жилого помещения предоставить Батмановой Кристине Родионовне, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в пределах норм (технических, санитарных, норм площади), установленных действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                            Рќ.Р’. Белякова

УИД 69RS0006-01-2022-000233-72

1версия для печати

2-230/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Батманова Кристина Родионовна
Вышневолоцкий межрайонный прокурор
Ответчики
министерство социальной защиты населения
администрация Вышневолоцкого городского округа Тверской области
Другие
ГКУ Тверской области "ЦСПН"Вышневолоцкого городского округа Тверской области
Правительство Тверской области
Министерство финансов Тверской области
Суд
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области
Дело на сайте суда
vyshnevolocky.twr.sudrf.ru
31.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.01.2022Передача материалов судье
02.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2022Судебное заседание
03.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее