Дело № 33-11962
Судья Баширова А.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2016 года город Пермь
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А., судей Кириенко Е.В. и Владыкиной О.В., при секретаре Ощепковой В.В., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Чусовского городского суда Пермского края от 04 июля 2016 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам от 10. 02. 2016 г. № 2.
Возложить обязанность на территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам включить Фахрудинову Е.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Фахрудиновой Е.А., ** года рождения, благоустроенное жилое помещение в пределах территории Чусовского муниципального района Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.».
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения прокурора Бабушкиной О.В., истца Фахрутдиновой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чусовской городской прокурор в интересах Фахрудиновой Е.А. обратился в суд с иском к ТУ Минсоцразвития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам о признании решения №2 от 10.02.2016 г. незаконным, возложении обязанности включить Фахрудинову Е.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, о возложении обязанности на Правительство Пермского края предоставить Фахрудиновой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение специализированного жилищного фонда, благоустроенное применительно к условиям Чусовского муниципального района, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв. м., либо с ее согласия в другом муниципальном образовании Пермского края. Требования мотивированы тем, что Фахрудинова Е.А. является лицом, из числа детей, оставшимися без попечения родителей, поскольку ее родители лишены в отношении нее родительских прав. Жилое помещение, в котором зарегистрирована Фахрудинова Е.А. по адресу: ****, находилось в собственности ее бабушки К1., которая в 2014 году умерла. В настоящее время указанная квартира принадлежит на праве собственности Д., не являющейся родственником Фахрудиновой Е.А. Фахрудинова Е.А. проживает на территории Пермского края, не является собственником или нанимателем жилого помещения, а также не является членом семьи нанимателя. В связи с этим имеет право после окончания обучения на предоставление жилья в специализированном жилищном фонде. Ответчик незаконно отказал включить Фахрудинову Е.А. в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Определением Чусовского городского суда от 28.06.2016г. по делу в качестве третьего лица привлечено Министерство социального развития Пермского края.
В судебном заседании Фахрудинова Е.А. требования прокурора поддержала. Суду пояснила, что ее родители были лишены в отношении нее родительских прав. Ее опекуном была назначена бабушка К1. Фахрудинова Е.А. проживала с ней в квартире, принадлежащей бабушке по адресу: ****. В 2014 году бабушка умерла и с того времени у нее доступа в квартиру нет, новые собственники, которые родственниками ей не являются, не пускают ее в квартиру. Просила включить ее в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда и предоставить ей жилое помещение на территории Чусовского муниципального района, так как жилья собственного не имеет, проживает временно в съемной квартире. О предоставлении жилья на территории другого муниципального района не заявляет.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как постановленного с нарушением требований материального права при неверном определении юридически значимых обстоятельств дела, просит в апелляционной жалобе представитель ответчика Правительства Пермского края. Судом не принято во внимание, что постановление главы администрации г. Чусового от 31.12.1999 года о закреплении за Фахрутдиновой Е.А. жилого помещения по адресу: **** не оспаривалось, в настоящее время не отменено. Право пользования данным жилым помещением у истца возникло как у члена семьи собственника и до сих пор не утрачено. Следовательно, истец не отвечает критериям, при наличии которых возникает право на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения.
В письменных возражениях прокурор, участвующий в деле указал на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании прокурор Бабушкина О.В., поддержав письменные возражения, просит судебное решение оставить без изменения.
Истец Фахрутдинова Е.А. с доводами апелляционной жалобы не согласна.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле расписками. Представители Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений ( в соответствии с положениями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Часть 2 статьи 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статьей 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. N 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 14.12.2012 г. N 147-ПК) "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: лицо проживает в Пермском крае; лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Материалами дела установлено, что Фахрудинова Е.А. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее родители ( л.д.9- свидетельство о рождении, о заключении брака) лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением главы администрации г. Чусового №1395 от 31.12.1999г. ( л.д.10) за несовершеннолетней Фахрудиновой Е.А. закреплено жилье по адресу: ****. По указанному адресу Фахрудинова Е.А. зарегистрирована с 28.10.1999 г., что подтверждается копией паспорта (л.д. 10) по настоящее время ( л.д.11,15 - справка ООО «РКЦ»). Данное жилое помещение принадлежало на праве долевой собственности ее бабушке истицы К1., что подтверждается сведениями ГУП «ЦТИ». 04.04.2014г. К1. умерла. Наследниками, принявшими наследство по закону являлись муж наследодателя К2. и дочь наследодателя- М., которым выдано 05.12.2014г. свидетельство о праве на наследство по закону на 1/2 долю каждому на квартиру, расположенную по адресу: **** ( л.д.46- сведения нотариуса).
В настоящее время указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Д., что подтверждается выпиской из ЕГРП ( л.д.16), которой Фахрудинова Е.А. членом семьи не приходится.
У Фахрудиновой Е.А. жилья в собственности не имеется (л. д. 16).
Согласно решению Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по Чусовскому и Горнозаводскому муниципальным районам №2 от 10.02.2016г., оформленное протоколом ( л.д.22-23), Фахрудиновой Е.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения по причине отсутствия обстоятельств, установленных подпунктом 2.1 части 3 статьи 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года №1939-149 « О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей ( л.д.13- уведомление).
Признавая незаконным решение об отказе истцу в признании за ней права на обеспечение жилым помещением специализированного жилфонда Пермского края по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению истца жильем по заявленному основанию, суд первой инстанции исходил из того, что у истицы не возникло какого-либо права на закрепленное за ней жилое помещение, поскольку на момент закрепления за ней права пользования жилым помещением по адресу: г. ****, данное жилое помещение принадлежало на праве собственности опекуну К1., закреплено было за несовершеннолетней в связи с тем, что последняя проживала совместно с опекуном по данному адресу. Удовлетворяя заявленные исковые требования в части предоставления жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу, что у истца возникло право на получение жилья из государственного специализированного жилищного фонда Пермского края. При этом суд первой инстанции пришел к выводу, что закрепление за истцом жилого помещения по адресу ул**** г. Чусового Пермский край, принадлежащего на праве собственности ее бабушке К1., не свидетельствовало о том, что несовершеннолетняя обеспечена жилым помещением для постоянного проживания. Суд также пришел к обоснованному выводу, что права несовершеннолетней как члена семьи собственника являются производными от прав собственника и от его намерения предоставлять в пользование члена семьи жилое помещение, что свидетельствует о том, что на момент закрепления данного жилья за несовершеннолетней, жилищные права последней не защищены. Единственным основанием для закрепления спорного дома являлось постоянное проживание опекаемого с опекуном (бабушкой). Кроме того, фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что после смерти опекуна, квартира, право пользование которой закреплено за истцом, в порядке наследования перешла в собственность иных лиц, членами семьи которых истец не является. Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на: сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Из смысла указанных норм следует, что дети сохраняют право собственности на принадлежащее им жилое помещение либо сохраняют право пользования жилым помещением, которым они пользовались на условиях договора социального найма или как члены семьи своих родителей, когда жилое помещение принадлежит на праве собственности родителям.
Установив, что, несмотря на закрепление за несовершеннолетней права пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности опекуну, фактически несовершеннолетняя жильем обеспечена не была, суд пришел к правильному выводу о незаконности отказа ей во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку на момент разрешения спора, Фахрутдинова Е.А. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является ни собственником, ни нанимателем жилого помещения, не относится к числу членов семьи собственника либо нанимателя жилого помещения, то есть жильем не обеспечена, в силу указанных выше правовых норм, она подлежит обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы, которые не содержит предусмотренных законом оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: