УИД 32RS0027-01-2023-002799-59
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2023 г. г. Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Петрачковой И.В.,
при секретаре Рождественской И.А.,
с участием представителя истца Ответчиковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кравцова Анатолия Михайловича к Советской районной администрации г.Брянска об отмене решения, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
УСТАНОВИЛ:
Кравцов А.М. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что имеет статус выехавшего добровольно из зоны отселения с периодом проживания с <дата> по <дата>
21 марта 2023 г. он обратился в Советскую районную администрацию г.Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет как нуждающегося в жилом помещении, приложив все необходимые для этого документы. Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р ему отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на пункты 1 и 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункты «а» и «б» статьи 6 Закона Брянской области от 09 июня 2006 г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области».
Основанием для отказа послужило то, что истец не доказал отсутствие приобретенного им в браке с Кравцовой А.А. совместно нажитого недвижимого имущества, при этом, после расторжения брака не истек трехлетний срок исковой давности обращения с иском в суд о разделе совместно нажитого имущества. Кроме того, при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий не учтен договор найма жилого помещения от <дата>, заключенный между нанимателем Кравцовым А.М. и собственником В., поскольку площадь указанного жилого помещения составляет более 10 кв.м, указанных в договоре.
Считает данный отказ необоснованным, поскольку в браке с Кравцовой А.А. недвижимого имущества не приобреталось; ответчиком не учтено, что договор найма жилого помещения от <дата> заключен не на все жилое помещение, а на его часть, равную 10 кв.м, при этом указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности другому лицу; правового значения для принятия решения о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий данный договор не имеет.
С учетом уточненных исковых требований истец просит суд отменить распоряжение Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р в части отказа в принятии на жилищный учет Кравцова А.М. в качестве нуждающегося в жилом помещении; обязать Советскую районную администрацию г.Брянска принять Кравцова А.М. на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи – 1 человек с момента его обращения, то есть, с 21 марта 2023 г.
Определением суда от 18 октября 2023 г. осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Кравцова А.А., Департамент строительства Брянской области.
Представитель истца Ответчикова Ю.С. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика Советской районной администрации г.Брянска Мозжов Д.Н. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении, указал, что распоряжение Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р является законным, поскольку на момент обращения истца с заявлением о постановке на жилищный учет как нуждающегося в жилом помещении, не были приложены документы, подтверждающие отсутствие совместно нажитого с Кравцовой А.А. имущества.
В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Кравцов (до <дата> имел фамилию Н.) А.М., <дата> рождения, в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован <адрес>.
С <дата> по <дата> был зарегистрирован <адрес>.
С <дата> по <дата> был зарегистрирован <адрес>.
С <дата> по <дата> был зарегистрирован <адрес>.
С <дата> по <дата> был зарегистрирован <адрес>.
С <дата> истец зарегистрирован <адрес>; собственником жилого помещения является дядя истца – В.
<дата> между В. (собственник) и Кравцовым А.М. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, согласно которому собственник обязуется сдать в наем нанимателю жилое помещение площадью 10 кв.м <адрес>.
<дата> Кравцову А.М. выдано удостоверение как лицу, выехавшему добровольно из зоны отселения с указанием периода проживания <адрес> с <дата> по <дата>
Согласно справке исх.№101 от 20 января 2023 г., выданной администрацией Гордеевского района Брянской области, Кравцову (Н.) А.М. в период регистрации и проживания с <дата> по <дата> по <адрес> предоставлялось благоустроенное жилье (договор социального найма №... от <дата>), социальная выплата для приобретения жилого помещения, в рамках реализации государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», не выплачивалась.
Согласно информации, представленной Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 18 января 2023 г., с 16 апреля 2018 г. по 31 декабря 2021 г. в Департамент заявление на компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества в связи с выездом за пределы зоны радиоактивного загрязнения в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от Кравцова А.М. не поступало, компенсация за имущество не выплачивалась.
Согласно сведениям ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» от 6 апреля 2023 г., по данным архива учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации Брянской области по состоянию на 1 января 1999 г. за Кравцовым А.М. жилых помещений, квартир, индивидуальных домовладений в г.Брянске и Брянской области не значится.
Согласно сведениям ЕГРН, в собственности Кравцова А.М. за период с 1 января 2000 г. по 29 марта 2023 г. отсутствуют объекты недвижимости на территории РФ.
21 марта 2023 г. Кравцов А.М. обратился в Советскую районную администрацию г.Брянска с заявлением о постановке на жилищный учет как нуждающегося в жилом помещении.
Распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р Кравцову А.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении со ссылкой на пункты 1 и 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункты «а» и «б» статьи 6 Закона Брянской области от 09 июня 2006 г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области».
Основанием для отказа послужило то, что в период с <дата> истец зарегистрирован в жилом помещении <адрес>, общей площадью 36,9 кв.м, собственником квартиры является В.; с <дата> в указанном жилом помещении зарегистрирована Н.Н.; при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий не учтен договор найма жилого помещения от <дата>, заключенный между Кравцовым А.М. и В., так как он заключен на жилое помещение площадью 10 кв.м, которое отсутствует в квартире. Кроме того, в обоснование отказа в постановке на учет указано на то, что истец не доказал отсутствие приобретенного им в браке с Кравцовой А.А. в период с <дата> по <дата> совместно нажитого недвижимого имущества, при этом, после расторжения брака не истек трехлетний срок исковой давности обращения с иском в суд о разделе совместно нажитого имущества.
В оспариваемом распоряжении Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р содержится также указание на предоставление Кравцову А.М. в 2018 г. по договору социального найма №... от <дата> квартиры, расположенной <адрес>, площадью 45,5 кв.м.
Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» определена государственная политика в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в числе других относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.
В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации один раз (пункт 7 статьи 17 указанного Закона).
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе, граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Законом Брянской области от 9 июня 2006 г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области» установлен порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 1 данного Закона, органы местного самоуправления осуществляют принятие на учет по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Положением, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 31 октября 2007 г. № 816, Советская районная администрация города Брянска является территориальным органом Брянской городской администрации, образованным для управленческих функций, осуществляющим свои полномочия на территории Советского внутригородского административного района города Брянска.
Основной задачей администрации является исполнение Конституции Российской Федерации, законов и иных нормативных актов Российской Федерации и Брянской области, Устава города Брянска, муниципальных правовых актов города Брянска в целях решения вопросов местного значения городского округа на территории района. Администрация ведет учет муниципального жилищного фонда на территории района, ведет учет граждан, нуждающихся в получении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Заключает соответствующие договоры на заселение жилых помещений.
В статье 2 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. № 37-З указано, что нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В этой же статье Закона указано, что нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, являются граждане, относящиеся к определенной федеральными законами или законом Брянской области категории граждан, которые в соответствии с данными законами имеют право на предоставление жилых помещений без подтверждения статуса малоимущего гражданина.
В соответствии с Постановлением Брянской городской администрации от 25 мая 2005 г. № 1824-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска» учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В соответствии пунктами 1, 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае непредставления предусмотренных частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также в случае представления документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, указанные обстоятельства являются основанием для отказа гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Аналогичные основания для отказа гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях содержатся в пунктах «а» и «б» статьи 6 Закона Брянской области от 9 июня 2006 г. № 37-З «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области».
Судом установлено, что с <дата> Кравцов А.М. зарегистрирован <адрес>, общей площадью 36,9 кв.м. Собственником жилого помещения является дядя истца - В. С <дата> по указанному адресу зарегистрирована также мать истца - Н.Н.
<дата> между В. (собственник) и Кравцовым А.М. (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, согласно которому собственник обязуется сдать в наем нанимателю жилое помещение площадью 10 кв.м <адрес> без оплаты, наниматель обязуется своевременно оплачивать коммунальные платежи за снимаемое жилье, поддерживать в жилом доме чистоту и порядок, не нарушать правил проживания.
Согласно поквартирной карточке, Кравцов А.М. вселен собственником В. без указания родства, в графе «степень родства» стоит прочерк.
Поскольку жилое помещение <адрес> принадлежит на праве собственности лицу, членом семьи которого истец не является, вследствие чего оснований принимать для расчета нуждаемости истца в улучшении жилищных условий площадь помещения, являющегося личной собственностью иного лица, не имеется.
Судом установлено, что Кравцов А.М. в период с <дата> по <дата> состоял в браке с Кравцовой А.А.
Согласно сведениям ЕГРН, представленным по запросу суда, в собственности Кравцовой А.А. за период с <дата> по настоящее время отсутствуют объекты недвижимости на территории РФ.
Таким образом, совместно нажитое в период брака супругами Кравцовыми имущество, зарегистрированное на Кравцову А.А., отсутствует.
При этом, суд отмечает, что согласно положениям части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Относительно указания в оспариваемом распоряжении Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р на предоставление Кравцову А.М. в 2018 г. по договору социального найма жилого помещения, суд отмечает следующее.
Действительно, <дата> между Мирнинской сельской администрацией Мирнинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области (наймодатель) и Н. (в настоящее время – Кравцовым) А.М. (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения №.... Согласно договору наймодатель передает нанимателю в бессрочное пользование квартиру <адрес>, общей площадью 45,5 кв.м для проживания.
В указанном жилом помещении истец был зарегистрирован в период с <дата> по <дата>
Постановлением Мирнинской сельской администрации Мирнинского сельского поселения Гордеевского муниципального района Брянской области №... от <дата> действие указанного выше договора социального найма прекращено на основании части 1 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации и в связи с заявлением нанимателя – Н. (Кравцова) А.М. с 23 октября 2023 г.
Согласно части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Аналогичные основания для расторжения договора социального найма предусмотрены и разделом 4 заключенного с Н. (Кравцовым) А.М. договора социального найма жилого помещения №... от <дата>
Учитывая приведенные положения действующего законодательства, фактические обстоятельства дела, то, что истец снят с регистрационного учета по <адрес>, <дата> в связи с выездом в <адрес>, суд приходит к выводу, что оснований принимать для расчета нуждаемости истца в улучшении жилищных условий площадь указанного помещения, не имеется.
Принимая во внимание, что истец на момент обращения с заявлением о постановке на жилищный учет, а также в настоящее время в собственности жилья не имел и не имеет, совместно нажитого в браке с Кравцовой А.А. недвижимого имущества, подлежащего разделу между бывшими супругами, также не имеет, не является нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма, зарегистрирован в квартире, принадлежащей лицу, не являющемуся членом его семьи, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
При таких обстоятельствах, распоряжение Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Кравцова А.М. подлежит отмене с возложением на Советскую районную администрацию г.Брянска обязанности поставить Кравцова А.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи - 1 человек с момента его обращения, то есть, с 21 марта 2023 г.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Кравцова Анатолия Михайловича к Советской районной администрации г.Брянска об отмене решения, обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, удовлетворить.
Распоряжение Советской районной администрации г.Брянска от 19 апреля 2023 г. №176-р об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Кравцова Анатолия Михайловича отменить.
Обязать Советскую районную администрацию города Брянска принять Кравцова Анатолия Михайловича на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи - 1 человек с момента его обращения, то есть, с 21 марта 2023 г.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Петрачкова
Решение принято в окончательной форме 19 декабря 2023 г.