ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-17152/2023
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 05 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л.,
судей Симон Н.Б.,
Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 22RS0068-01-2022-003395-18 по иску Калининой Валентины Николаевнык администрации г. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйстваг. Барнаула о возложении обязанности
по кассационной жалобе Калининой Валентины Николаевнына решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского краяот 02 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф., судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Калинина В.Н. обратилась в суд с уточненным иском к администрацииг. Барнаула, Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула (далее – КЖКХ г. Барнаула), в котором просит обязать ответчиков предоставить жилое помещение, соответствующее по площади количеству членов семьи.
Требования мотивированы тем, что в период с 1970 по 2001 г.г. онас сыном поставлена на учет для предоставления жилого помещения.В настоящее время в собственности семьи имеется жилое помещениепо адресу: <адрес>, площадь которого не соответствует количеству членов семьи. В состав семьи сейчас входят истец, ее сын, сноха, внук, внучка. Полагает, что жилищные условия ее и членов ее семьи нарушены.
Решением Центрального районного суда г. Барнаулаот 02 ноября 2022 г. исковые требования удовлетворены в части.
На КЖКХ г. Барнаула возложена обязанность включить сведенияо Калининой В.Н. и членах ее семьи в список граждан, принятых на учетв качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемыхпо договорам социального найма муниципального жилищного фонда исходя из даты принятия на учет с 01 марта 2000 г. В остальной части иск оставлен без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 мая 2023 г. указанное решение районного суда оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, Калинина В.Н. обратилась в суд с кассационной жалобой и дополнениями к ней, ссылаясь на необходимость оказания содействия в правильном разрешении указанных ею вопросах, разобраться в ситуации, провести соответствующие проверки и предоставить жилье.
Дополнительные документы, представленные кассатором в материалы дела, не подлежат приобщению в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Кассационным судом в порядке главы 41 ГПК РФ проверена законность судебных актов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от 01 марта 2000 г. № 664 Калинина В.Н. в составе семьи 2 человек принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях.
Доказательств постановки истца на учет ранее 01 марта 2000 г. в материалах дела не имеется.
Постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от 26 февраля 2002 г. № 991 жилое помещение по адресу: <адрес> передано Калининой В.Н. в собственность, с учета семья не снята.
На основании договора дарения от 18 февраля 2012 г. указанная квартира передана ФИО7 и до настоящего времени находится в его собственности.
На основании заявления от 14 февраля 2013 г. состав семьи Калининой В.Н. изменен на 5 человек: Калинина В.Н., ФИО7 (сын), ФИО8 (сноха), ФИО11 P.O. (внук), ФИО9 (внучка).
Калинина В.Н. зарегистрирована и проживает в квартире по адресу:<адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данная квартира состоит из одной комнаты, площадью 17,0 кв.м, общая площадь жилого помещения составляет 29,6 кв.м. В данной квартире зарегистрированы также ФИО7 - с ДД.ММ.ГГГГ, и члены его семьи.
В настоящее время истец продолжает состоять в очереди на улучшение жилищных условий, на 01 декабря 2020 г. по Индустриальному районуг. Барнаула общая очередь № 296.
Удовлетворяя в части требования, суд пришел к выводу, что факт признания Калининой В.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., отсутствие оснований для ее снятия с указанного учета в настоящее время означает принятие муниципальным образованием г. Барнаул на себя обязательств по обеспечению истца жилым помещением муниципального жилищного фонда вне зависимости от признания ее малоимущей, в связи с чем возложил на КЖКХ г. Барнаула обязанность включить сведения о Калининой В.Н. и членах ее семьи в список граждан, на улучшение жилищных условий (среди малоимущих) в соответствии с датой принятия на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма 01 марта 2000 г.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции, поскольку его выводы мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела, основаны на действующем законодательстве и собранных по делу доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, исходя из следующего.
По существу судами спор разрешен правильно.
На момент постановки истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий действовал Жилищный кодекс РСФСР (далее - ЖК РСФСР).
Порядок учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устанавливался статьями 30 - 33 ЖК РСФСР.
В силу статьи 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам, состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Основанием для принятия на учет (согласно статье 31 ЖК РСФСР) служило заявление о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При этом, в силу части 2 статьи 29 ЖК РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР» были предусмотрены и конкретизированы основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, очередность предоставления гражданам жилых помещений, а также ряд иных, существенных при постановке на учет граждан, вопросов.
Согласно пункту 12 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335, для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ с 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, изменивший основания и порядок предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Статьей 49 ЖК РФ установлено, что по договорам социального найма жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются только малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, с соблюдением предусмотренного настоящим Кодексом порядка.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 6 указанного Федерального закона граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие ЖК РФ, то есть после 01 марта 2005 г., в соответствии с частью 2 статьи 49 и частью 2 статьи 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
В силу части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
По результатам исследования и оценки доказательств по делу, применив верно нормы права, регулирующие спорные правоотношения суды приняли законные и обоснованные судебные акты о частичном удовлетворении иска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Доводы кассатора, касаемые существа спора (в том числе о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке на указанный истцом состав), рассмотрены судами, получили должную правовую оценку и аргументировано отклонены с указанием соответствующих мотивов.
Также суды исходя из отсутствия оснований для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ), учитывали то, что материалами дела подтверждается, что Калинина В.Н. постановлением администрации Индустриального района г. Барнаула от 01 марта 2000 г. № 664 принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на общих основаниях, в связи с чем внеочередное предоставление жилья повлечет нарушение прав иных лиц.
Также суды исходили из того, что в силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими.
Не согласиться с выводами судов у судебной коллегии не имеется оснований, поскольку, разрешая спор, судебные инстанции правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
В целом все доводы жалобы рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского краяот 02 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегиипо гражданским делам Алтайского краевого суда от 30 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи