Дело № 2 - 97/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Оссора Карагинского района Камчатского края 4.09.2019 г.
Карагинский районный суд Камчатского края в составе: судья - Фоменко Е.И., при секретаре судебного заседания Дольчук А.Н., с участием:
- прокурора( сторона истца) – старшего помощника прокурора Карагинского района Бойцова В.В.,
- представителя ответчика – муниципального бюджетного образовательного учреждения "Оссорская средняя школа"(далее – МБОУ) – Чернушич Е.Г.,
- представителя 3-го лица – Администрации Карагинского муниципального района Новиковой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Карагинского района Дмитриева В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории),
УСТАНОВИЛ :
прокуратурой Карагинского района проведена проверка законодательства об организации отдыха и оздоровления детей. В ходе проверки усмотрены невыполнения требований законодательства о противодействии терроризму. В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. "О противодействии терроризму" Правительство России своим постановлением № 1235 от 7.10.2017 г. утвердило требования к антитеррористической защищённости образовательных объектов, в том числе учреждений. Постановление предусматривало в 12-месячный срок с момента установления категории антитеррористической защиты выполнение всех необходимых требований. При том, что МБОУ 26.06.2018 г. была установлена вторая категория, предусматривающая, в том числе, обеспечение охраны путём привлечения сотрудников охраны объектов силами охранных организаций, вопрос с охраной в соответствии с установленными требованиями не разрешён. В связи с чем истцом и заявлено требование обязать ответчика в срок до 1.09.2020 г. обеспечить охрану школы сотрудниками частных организаций или подразделений вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал, обратил внимание суда на то, что паспорт безопасности школы не отменён.
Представитель ответчика с иском не согласилась. Указала, что Правительством России принято новое постановление 2.08.2019 г., в котором пересмотрены порядок формирования комиссии для категорирования объектов, изменены критерии категорий, увеличены сроки реализации мер защиты до двух лет. Категорирование в соответствии с предыдущими требованиями выполнены, однако весь объём защиты не обеспечен.
Представитель третьего лица на стороне ответчика заявила о несогласии с иском по основаниям, указанным представителем ответчика.
Выслушав участников, исследовав материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения иска.
Принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним установлены Федеральным законом № 35-ФЗ от 6.03.2006 г. "О противодействии терроризму". Статьёй 5 Закона Правительство России наделено правом организовывать разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма; устанавливать обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса.
Правительство России в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" приняло два постановления, посвящённых одному и тому же вопросу - утверждению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) образовательных учреждений - № 1006 от 2.08.2019 г. (далее - постановление 2019 г.) и № 1235 от 7.10.2017 г.(далее – постановление 2017 г.), имеющих одинаковую структуру, одинаковое количество подразделов, разрешающих одни и те же задачи, расходящихся в деталях.
Так, в соответствии с постановлением 2019 г. комиссию по обследованию и категорированию объекта (территории) возглавляет руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченное им лицо (далее - председатель комиссии), по постановлению 2017 г. - должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), в обоих документах – абз. 3 п. 10.
В постановлениях различаются категории опасности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. Так, по одному из критериев к объектам опасности второй категории по постановлению 2017 г. относятся объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек, а по постановлению 2019 г. - прогнозируемое количество пострадавших от 801 до 1100 человек.
Постановлением 2019 г. предусмотрено обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны ( пп. "б" п. 25), в то время как постановление 2017 г. допускает обеспечение охраны объектов (территорий) только сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны
Также в постановлениях определены разные сроки выполнения мероприятий по защите в полном объёме - два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом по постановлению 2019 г. (п.п. "е" п. 11 ); и всего лишь 12 месяцев со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта (территории) по постановлению 2017 г.
Таким образом, в соответствии с требованиями Постановления правительства № 1006 от 2.08.2019 г. весь объём по защите МБОУ должен быть выполнен к 31 декабря 2021 г., при условии категорирования объекта с учётом новых требований в 2019 г.
При этом на ответчике лежит обязанность создать комиссию в установленные постановлением сроки, оценить категорию опасности, выполнить согласования и определить перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий.
По общему правилу большую юридическую силу имеет документ с более поздним сроком принятия (вступления в законную силу).
Соответственно, сроки исполнения антитеррористических мероприятий для ответчика будут определяться компетентной комиссией на период 2020-2021 г.
При таких обстоятельствах требование прокурора обязать ответчика обеспечить выполнение положений постановления Правительства № 1235 от 7.10.2017 г. к 1.20.2019 г. противоречит требованиям постановления Правительства № 1006 от 2.08.2019 г. и не может быть удовлетворено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований прокурора Карагинского района Дмитриева В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Оссорская средняя школа" о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории), отказать.
Решение суда может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Карагинский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено 9.09.2019 г.
Судья -