Судья Дубынин Е.А. № 33А-1581/2016 А-30
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 февраля 2016 года г. Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда
в составе председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Мирончика И.С., Андриишина Д.В.,
при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю к Лебедеву А.В. о взыскании суммы задолженности по земельному налогу,
по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю Кузора К.К.. на решение Уярского районного суда Красноярского края от 07 декабря 2015 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований административного искового заявления Межрайонкой ИФНС России № 12 по Красноярскому краю к Лебедеву А.В. о взыскании суммы задолженности по налогам - отказать»,
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) обратилась с административным иском к Лебедеву А.В. о взыскании задолженности по земельному налогу, мотивируя тем, что Лебедев А.В. не исполнил обязанность по уплате земельного налога в сумме 1 103 рубля 70 копеек за период 2010-2012 годы. В связи с неуплатой налогоплательщиком в установленные законодательством сроки налогов, инспекцией начислена пеня по земельному налогу в сумме 158 рублей 04 копейки. До настоящего времени указанная сумма задолженности не уплачена. Просила взыскать с сумму задолженности по налогу и пени в общем размере 1 261 рубль 74 копейки.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России № 12 по Красноярскому краю Кузора К.К., ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение отменить. Указывает на то, что поводом для обращения с административным исковым заявлением, послужила отмена 22 мая 2015 года судебного приказа о взыскании с Лебедева А.В. задолженности по налогу, в связи с чем, шестимесячный срок на подачу административного иска необходимо исчислять с этой даты.
Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
По мнению судебной коллегии, такие нарушения были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании ст.389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Статьей 391 Налогового кодекса РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1)
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4).
Согласно ст.397 Налогового кодекса РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1). Налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п. 4).
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Частью 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ (вступил в силу с 15 сентября 2015 года) предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ч. 5 ст. 138 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, сославшись на положения ч. 5 ст. 138, ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, исходил из вывода о том, что налоговым органом без уважительных причин пропущен срок подачи административного иска о взыскании задолженности по земельному налогу за 2010-2012 годы. В обоснование данного вывода суд указал, что с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 16 мая 2015 года, то есть по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пени, который истек 18 июля 2012 года по требованию № 9805, 22 июля 2013 года по требованию № 32559, 08 января 2015 года по требованию № 3992.
Судебная коллегия не может согласиться с вышеприведенным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года № 20-ФЗ, в ранее действующей редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 324-ФЗ сумма составляла 1 500 рублей).
Согласно п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абзац 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ).
Из вышеприведенных положений Налогового кодекса РФ следует, что если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей (ранее – 1 500 рублей) налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
На основании п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08 марта 2015 года № 23-ФЗ) с 15 сентября 2015 года рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение указанных дел производилось в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, которое предусматривает приказное производство.
При этом абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ определено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из материалов дела, срок исполнения самого раннего требования № 9805 от 22 декабря 2011 года был установлен 19 января 2012 года, при этом общая сумма земельного налога и пени после выставления последующих требований № 32559 от 26 декабря 2012 года и № 3992 от 08 апреля 2014 года не превысила 3 000 рублей.
В этой связи налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования № 9805 от 22 декабря 2011 года (со сроком исполнения до 19 января 2012 года), т.е. не позднее 19 июля 2015 года.
В пределах указанного срока Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю в соответствии с требованиями ранее действующего законодательства обратилась к мировому судье судебного участка № 129 г. Уяра Красноярского края с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по налогу и пени.
По заявлению налогового органа мировым выдан судебный приказ №2-384-129/2015 от 16 марта 2015 года о взыскании с Лебедева А.В. задолженности по земельному налогу в сумме 1 388 рублей 22 копейки.
Определением мирового судьи от 22 мая 2015 года вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с возражениями Лебедева А.В.
При таких обстоятельствах налоговый орган был вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в порядке искового производства в течение шести месяцев со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, т.е. не позднее 23 ноября 2015 года (с учетом правил переноса последних дней срока, выпадающих на нерабочий день).
Поскольку административный иск был отправлен в суд первой инстанции через организацию почтовой связи 13 ноября 2015 года и поступил в суд 16 ноября 2015 года, срок на обращение с настоящим административным иском нельзя считать пропущенным.
По мнению судебной коллегии, в рассматриваемой ситуации суд первой инстанции необоснованно применил положения части 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, вступление данного Кодекса в силу с 15 сентября 2015 года не влечет сокращение предусмотренных статьей 48 Налогового кодекса РФ сроков на обращение в суд, течение которых началось до 15 сентября 2015 года.
Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и оно на основании ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ подлежит отмене, как вынесенное с нарушением вышеприведенных норм материального и процессуального права.
Учитывая, что судом первой инстанции принято решение без исследования фактических обстоятельств дела, без оценки правовой оценки обоснованности иска в части размера земельного налога и пени, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уярского районного суда Красноярского края от 07 декабря 2015 года – отменить и направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий:
Судьи: