Решение по делу № 33-5328/2022 от 04.08.2022

г. Сыктывкар      Дело № 2-602/2022 (№ 33-5328/2022)

УИД № 11RS0002-01-2022-000392-93

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Харманюк Н.В.,

судей Агранович Ю.Н., Сироткиной Е.Ф.,

при секретаре Куприенковой Л.А.,

рассмотрела в судебном заседании 29 августа 2022 года дело по апелляционной жалобе МУП "СТС" МО ГО "Воркута" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым

исковые требования Бобровой ФИО9 к МУП "СТС" МО ГО "Воркута" удовлетворены частично:

на МУП "СТС" МО ГО "Воркута" возложена обязанность установить Бобровой ФИО10 с <Дата обезличена> тарифную ставку (оклад) в размере 14611,74 руб., с <Дата обезличена> - 15920,43 руб., произвести перерасчёт заработной платы, отпускных с <Дата обезличена> и выплатить задолженность;

с МУП "СТС" МО ГО "Воркута" в пользу Бобровой ФИО11 взыскана денежная компенсация морального вреда в размере 5000,00 руб.;

в удовлетворении остальной части исковых требований Бобровой ФИО12 к МУП "СТС" МО ГО "Воркута" отказано;

с МУП "СТС" МО ГО "Воркута" в бюджет МО ГО "Воркута" взыскана государственная пошлина в размере 300,00 руб.

Заслушав доклад судьи Агранович Ю.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Боброва Н.Г. обратилась в суд с иском к МУП "СТС" о признании недействительным и неподлежащим применению с момента издания приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П "Об утверждении Положения об оплате труда" МУП "СТС"; о возложении следующих обязанностей: 1) установить истцу - старшему машинисту (кочегару) котельной 4 разряда тарифную ставку с <Дата обезличена> в размере 21304,14 руб., с <Дата обезличена> - 23212,23 руб., 2) произвести перерасчёт заработной платы, отпускных исходя из указанных тарифных ставок и выплатить образовавшуюся задолженность за период с <Дата обезличена> в сроки, установленные для получения заработной платы, 3) с <Дата обезличена> производить начисление премии на все часы сверхурочной работы, работы в праздничные и выходные дни, 4) с <Дата обезличена> включить все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплат за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет в расчёт оплаты труда за сверхурочную работу и работу в праздничные и выходные дни (производить начисления не на тарифную ставку, а на заработную плату); о взыскании денежной компенсации морального вреда за предоставление недостоверной информации об условиях труда в размере 50000,00 руб. и за нарушение трудовых прав 25000,00 руб.

В обоснование иска Боброва Н.Г. указала, что работает в МУП "СТС" в должности старшего машиниста (кочегара) котельной 4 разряда, с <Дата обезличена> работодателем установлен истцу оклад в размере 11516,00 руб. <Дата обезличена> между Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, выступающим от лица работодателей, и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения - от лица работников заключено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.". МУП "СТС" не представило в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий регулирование в сфере труда мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС, следовательно, указанное ОТС считается распространенным на ответчика. Согласно ОТС оклад работника определяется исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с применением тарифного коэффициента, соответствующего разряду по занимаемой должности. Приложением <Номер обезличен> к ОТС установлена месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда. Приказом Госстроя РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)" также установлена тарифная система оплаты труда и в основу заложена тарифная ставка рабочего первого разряда. В МУП "СТС" имеется коллективный договор на 2020-2022гг. и Положение об оплате труда работников, согласованные председателем Совета работников МУП "СТС" Каремовой Л.М., которые не подлежат применению, поскольку работники МУП "СТС" никогда не избирали какой-либо Совет, а равно председателя этого Совета Каремову Л.М., не наделяли её полномочиями от их имени вести переговоры с работодателем на предмет заключения коллективного договора. В приложении <Номер обезличен> к Положению об оплате труда работникам МУП "СТС" установлена тарифная система оплаты труда, согласно которой для работников 4 разряда установлен тарифный коэффициент 1,31, однако в соответствии с п. 2.1 раздела 2 Положения на предприятии применяется повременно-премиальная система оплаты труда на основании должностных окладов, то есть указанные положения об оплате труда противоречат друг другу. При этом Коллективный договор, Положение об оплате труда МУП "СТС" разработаны и приняты не на основании норм Трудового кодекса РФ, ОТС, Федерального закона от <Дата обезличена> № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "О ценообразовании в сфере теплоснабжения". Приказ Госстроя от <Дата обезличена> <Номер обезличен> "Об утверждении Методических рекомендаций по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства (практическое пособие)" является нормативно-правовым актом федерального органа исполнительной власти, содержащим нормы трудового права и подлежащим исполнению работодателем. Согласно этому приказу для работников 4 разряда установлен тарифный коэффициент 1,91. В соответствии с п. 2.8.2.1 ОТС доплаты (надбавки) к тарифным ставкам и должностным окладам стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда устанавливаются за сверхурочную работу - не менее чем в двойном размере. За совмещение профессий, расширение зоны обслуживания и т.д. в МУП "СТС" устанавливаются доплаты за фактическое время исполнения обязанностей, размер указанных доплат определяется по решению работодателя. Начисление премии на оплату труда в МУП "СТС" за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится на одинарную оплату. В МУП "СТС" установлен помесячный учёт рабочего времени, следовательно, учёт сверхурочной работы и оплата должна производиться помесячно. Оплата труда за сверхурочную работу, работу праздничные и выходные дни, за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания производится в повышенном размере и расчёт оплаты труда должен производиться не на тарифную ставку, а на заработную плату, помимо этого премия должна начисляться на все часы сверхурочной работы.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечена АМО ГО "Воркута".

Ответчик представил письменный отзыв, в котором указал на несогласие с иском, поскольку к указанному Отраслевому тарифному соглашению не присоединялся. Просил применить пропуск срока для обращения в суд, установленного ст. 392 Трудового кодекса РФ.

Истец, ответчик, третье лицо в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.

Представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик МУП "СТС" МО ГО "Воркута" просит решение суда отменить в удовлетворенной части.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого решения.

Судом установлено, что истец работает в МУП "СТС" МО ГО "Воркута" с <Дата обезличена> старшим машинистом (кочегаром) котельной 4 разряда, сторонами заключен трудовой договор <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.

По условиям трудового договора от <Дата обезличена> <Номер обезличен> истцу установлен должностной оклад в размере 9799 руб. в месяц; надбавка (за вредные условия труда) в размере 12%; премия (месячная, квартальная) в размере согласно действующему "Положению о премировании"; другие вознаграждения, предусмотренные коллективным договором, с начислением установленных законодательством районного коэффициента в размере 60% и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера в порядке действующего законодательства. С <Дата обезличена> истцу установлен оклад в размере 10218 руб., с <Дата обезличена> - 10657 руб., с <Дата обезличена> - 10978 руб., с <Дата обезличена> - 11516 руб.

В МУП "СТС" МО ГО "Воркута" действует коллективный договор на 2020-2022 годы, прошедший уведомительную регистрацию в Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми (регистрационный <Номер обезличен>-К/2020 от <Дата обезличена>), заключенный <Дата обезличена>, а также Положение об оплате труда, согласованное от имени работников председателем Совета работников и утвержденное представителем работодателя директором МУП "Северные тепловые сети" МО ГО "Воркута" <Дата обезличена>.

Профсоюзная организация в МУП "СТС" МО ГО "Воркута" отсутствует.

В соответствии с Положением об оплате труда МУП "СТС" МО ГО "Воркута" основой системы оплаты труда является схема должностных окладов (месячных тарифных ставок), установленных в зависимости от минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях и тарифного коэффициента соответствующей профессии. Схема тарифных коэффициентов разработана и принята Предприятием на основании 18-ти разрядной тарифной сетки.

Пунктом 2.10 Положения об оплате труда установлен размер минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1-го разряда основной специальности при работе в нормальных условиях труда при условии полной отработки нормы рабочего времени и выполнении норм труда на <Дата обезличена> - 8135 руб.

Размеры тарифных коэффициентов приведены в Приложении <Номер обезличен> к Положению об оплате труда.

Тарифной сеткой по оплате труда работников МУП "СТС" для 4 тарифного разряда установлен тарифный коэффициент 1,31.

С Коллективным договором и Положением об оплате труда истец ознакомлена.

Основным видом деятельности МУП "СТС" МО ГО "Воркута" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, то есть деятельность в сфере коммунального теплоснабжения.

<Дата обезличена> Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы" (далее ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы), действие которого продлено согласно положениям ч. 2 ст. 48 Трудового кодекса РФ до <Дата обезличена> включительно.

Как следует из представленных суду первой инстанции документов, МУП "СТС" МО ГО "Воркута" мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в порядке установленном ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ не направляло.

В соответствии с п. 1.12 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Минимальные месячные тарифные ставки рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства, а также рекомендуемая тарифная сетка оплаты труда работников организаций жилищно-коммунального хозяйства, включающая тарифные коэффициенты для определения тарифных ставок, указаны в Приложениях <Номер обезличен> и <Номер обезличен> к ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы.

В соответствии с п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению <Номер обезличен> к настоящему Соглашению, в соответствии с которым минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на <Дата обезличена>, в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения установлена в размере 10303 руб.

Заработная плата работника, рассчитанная на основании минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, не может быть менее законодательно установленного в субъекте Российской Федерации минимального размера оплаты труда и величины прожиточного минимума на душу населения, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 2.3.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы размер минимальной месячной тарифной ставки является основой для ежегодной (ежеквартальной) индексации фонда оплаты труда и дифференциации оплаты труда всех профессионально-квалификационных групп работников с учётом сложившихся отраслевых пропорций в уровнях оплаты труда.

Исходя из абз. 3 п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы рекомендации об индексации доводятся до сведения Организаций совместным письмом ОООР ЖКК и Профсоюза жизнеобеспечения, с указанием соответствующего документа Федеральной службы государственной статистики.

Совместным письмом председателя Профсоюза жизнеобеспечения и президента ОООР ЖКК от <Дата обезличена> на основании ст. 134 Трудового кодекса РФ и п. 2.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы "Об индексации минимального размера месячной тарифной ставки рабочего первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2020-2022 годы", рекомендованы минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с <Дата обезличена> не ниже 10746 руб., с <Дата обезличена> - 11154 руб. и с <Дата обезличена> - 11600 руб.

Действие ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы пролонгировано на 2020-2022 годы.

Совместным письмом Общероссийского Профсоюза работников жизнеобеспечения <Номер обезличен>, Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения <Номер обезличен>-АК/2021 от <Дата обезличена> "Об индексации минимальных месячных тарифных ставок рабочих первого разряда по организациям жилищно-коммунального хозяйства на 2022-2023 годы" минимальные месячные тарифные ставки по оплате труда рабочих первого разряда в жилищно-коммунальном комплексе с <Дата обезличена> установлены в размере 12153 руб., с <Дата обезличена> - 12639 руб.

По смыслу п. 2.1 и 2.2 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы система оплаты и стимулирования труда, доплаты и надбавки компенсационного характера (за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях) устанавливаются непосредственно в организациях согласно соглашениям, коллективным договорам, локальным нормативным актам.

Пунктом 2.3.4 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы предусмотрено, что в целях повышения квалификации и защиты прав работников отрасли, работодатель вправе организовать оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников, а также определение соответствующей тарификации в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации. По запросу работодателя или первичной профсоюзной организации любая из сторон Соглашения вправе направить согласованные сторонами рекомендации по тарифным сеткам и тарифным коэффициентам. Рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017-2019 годы приводится в Приложении <Номер обезличен>.

Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 45, 48, 135, 143 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что в отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к отраслевому тарифному соглашению, в отношении МУП "СТС" МО ГО "Воркута" действует ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, которое прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости, в связи с чем пришел к выводу о том, что п. 2.3 ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы в части установления минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда с индексацией является обязательным при формировании оплаты труда работников.

При этом суд обоснованно указал, что поскольку МУП "СТС" МО ГО "Воркута" не относится к организациям, финансируемым за счёт бюджетов, Методические рекомендации по организации оплаты труда работников жилищно-коммунального хозяйства, утвержденные Приказом Госстроя РФ <Номер обезличен>, не обязательны к применению при установлении условий оплаты труда, поскольку они носят рекомендательный характер.

Также суд обоснованно указал, что предусмотренный ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ срок истцом не пропущен по требованиям о заработной плате с <Дата обезличена>.

Определяя тарифную ставку (оклад), суд руководствовался приложением <Номер обезличен> к Положению об оплате труда работников МУП "СТС" МО ГО "Воркута", которым по 4 разряду установлен тарифный коэффициент 1,31, исходя из размера минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда, рассчитал тарифную ставку (оклад) с <Дата обезличена> - 11154,00 руб. х 1,31 = 14611,74 руб., с <Дата обезличена> - 12153,00 руб. х 1,31 = 15920,43 руб.

Поскольку заработная плата за спорный период истцу выплачена в меньшем размере, суд удовлетворил исковые требования о перерасчете заработной платы и отпускных с <Дата обезличена>, исходя из указанного размера тарифной ставки (оклада) и выплате образовавшейся задолженности, компенсации морального вреда в размере 5000 руб., размер которой соответствует требованиям ст. 237 Трудового кодекса РФ, а именно, характеру, степени и длительности установленных нарушений трудовых прав истца, не нарушает принципов разумности и справедливости.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что МУП "СТС" МО ГО "Воркута" не является членом Общероссийского объединения работодателей, в том числе членом региональных объединений, не уполномочивало от своего имени заключать ОТС в ЖКХ на 2017-2019 годы, к нему не присоединялось и данное Соглашение не распространяет свое действие в отношении МУП "СТС" МО ГО "Воркута", суд апелляционной инстанции считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст. 48 Трудового кодекса РФ по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Письмом Министра труда и социальной защиты РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-835 работодателям организаций жилищно-коммунального хозяйства официально предложено присоединиться к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному <Дата обезличена>, или представить в 30-дневный срок мотивированный отказ. В отсутствие мотивированного письменного отказа присоединиться к соглашению оно будет считаться распространенным на этих работодателей.

Пунктом 10.4 ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы предусмотрено условие о присоединении к данному соглашению любых работодателей, в том числе добровольно, либо организаций жилищно-коммунального хозяйства, согласно названному письму Министра труда и социальной защиты РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>/В-835 или представлении в 30-дневный срок мотивированного отказа.

Поскольку МУП "СТС" МО ГО "Воркута" не направляло мотивированный письменный отказ от присоединения к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, утвержденному <Дата обезличена>, действие данного соглашения считается распространенным на данное МУП.

Иные доводы в апелляционной жалобе о том, что МУП "СТС" МО ГО "Воркута" не оплачивался ежегодный целевой взнос при присоединении к ОТС в ЖКХ РФ на 2017 - 2019 годы, предприятие не включалось в реестр участников ОТС, а также ссылки на экономическое положение ответчика не опровергают выводов суда.

Отказывая в удовлетворении требований истца о признании недействительным и не подлежащим применению с момента издания приказа от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-П "Об утверждении Положения об оплате труда", суд исходил из того, что Боброва Н.Г. не является стороной Положения об оплате труда МУП "СТС" МО ГО "Воркута" и не вправе оспаривать акты, затрагивающие права и интересы всех работников предприятия. Оснований для компенсации морального вреда суд также не усмотрел, поскольку не установлен факт предоставления ответчиком истцу недостоверной информации об условиях труда и введения ее в заблуждение.

Отказывая в удовлетворении требований истца о возложении на ответчика обязанности производить начисление премии на все часы сверхурочной работы и работы в праздничные и выходные дни с <Дата обезличена>, суд исходил из того, что премия не является обязательной, безусловной и гарантированной выплатой, носит поощрительный характер, является правом, а не обязанностью работодателя.

Также суд отказал в удовлетворении требования истца о возложении на ответчика обязанности включить с <Дата обезличена> все компенсационные и стимулирующие выплаты (кроме выплаты за вредные условия труда), премиальные, выплаты за выслугу лет, в расчет оплаты труда за сверхурочную работу и работы в праздничные и выходные дни (начислять не тарифную ставку, а на заработную плату), поскольку указанные требования фактического обоснования не имеют.

Решение суда в указанной части сторонами по делу не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Воркутинского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу МУП "СТС" МОГО "Воркута" - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено <Дата обезличена>.

Председательствующий

Судьи

33-5328/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Боброва Наталья Геннадьевна
Ответчики
МУП Северные тепловые сети МО ГО Воркута
Другие
Мочалов Леонид Борисович
Администрация МО ГО Воркута
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Агранович Ю.Н.
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
08.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
01.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.09.2022Передано в экспедицию
29.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее