АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Петрозаводск 13 июня 2024 года
Верховный Суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Хомяковой Е.В., при ведении протокола помощником судьи Сахошко Л.М., с участием прокурора Кутилова К.А., участвующего в режиме видеоконференц-связи осужденного Мамедова Т.Р.о., защитника адвоката Матвеева Д.Н., переводчика Багирова М.М.о., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционное представление помощника Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чудова А.В. на постановление Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 марта 2024 года, которым удовлетворено представление Федеральной службы исполнения наказаний РФ и принято решение о передаче в Азербайджанскую Республику для дальнейшего отбывания наказания по приговору суда в отношении осужденного Мамедова Т. Романа оглы, ХХ.ХХ.ХХ рождения, уроженца г(.....), гражданина Азербайджанской Республики.
Заслушав доклад председательствующего о содержании постановления, существе апелляционного представления прокурора Чудова А.В., возражений на него защитника адвоката Матвеева Д.Н., выступления прокурора Кутилова К.А., поддержавшего доводы представления, осужденного Мамедова Т.Р.о. и защитника адвоката Матвеева Д.Н. о законности судебного решения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Приговором Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27 июня 2017 годаМамедов Т.Р.о. осужден по п.п. «а,в,з» ч.2 ст.126 УК РФ к 9 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Осужденный отбывает лишение свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия. Дата окончания срока наказания - 06 апреля 2025 года.
Заместитель директора федеральной службы исполнения наказаний России обратился в суд с представлением, осужденный Мамедов Т.Р.о. - с ходатайством о передаче осужденного для отбывания наказания в Республику Азербайджан.
Обжалуемым постановлением принято решение о передаче Мамедова Т.Р.о. в Азербайджанскую Республику для дальнейшего отбывания лишения свободы.
В апелляционном представлении помощник Карельского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чудов А.В. считает вынесенное судом постановление не соответствующим требованиям ст.7 УПК РФ. Указывает, что осужденный не был своевременно извещен о судебном заседании, что препятствовало его полноценной подготовке. Суд не обеспечил участие в судебном заседании представителя уголовно-исполнительной системы. В случае передачи в Республику Азербайджан Мамедов Т.Р.о. будет отбывать лишение свободы в исправительной колонии общего режима, что несопоставимо с текущими условиями отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима, и является препятствием для передачи осужденного. Суд не запросил сведения о других уголовных делах в отношении осужденного, данные о которых имелись в личном деле. В постановлении неверно отражена позиция сотрудника прокуратуры, просившего отказать в передаче Мамедова Т.Р.о. в Азербайджанскую Республику. Просит отменить постановление и отказать в удовлетворении представления.
В возражениях защитник адвокат Матвеев Д.Н. указывает на то, что апелляционное представление прокурора подано по истечению срока апелляционного обжалования, без его восстановления и не подлежит рассмотрению. Доводы прокурора находит безосновательными, так как осужденный и защитник имели достаточное время для подготовки к судебному заседанию, ФСИН России извещалась о рассмотрении представления надлежащим образом. Несоответствие условий отбывания наказания, на которые обращается внимание прокурором, не являются существенными и не могли служить основанием к отказу в удовлетворении представления. Сведения о делах, производство по которым осуществляется на территории Республики Азербайджан, не могли влиять на разрешение вопроса о передаче Мамедова Т.Р.о. для отбывания лишения свободы, на территории РФ уголовное преследование в отношении осужденного не ведется. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Апелляционное представление прокурора, согласно регистрационному штампу, поступило в Петрозаводский городской суд 09 апреля 2024 года, то есть в пределах срока апелляционного обжалования, установленного ст.389.4 УПК РФ, который в соответствии с ч.1 ст.128 УПК РФ истекал в 24 часа 09 апреля 2024 года, в связи с чем препятствий для его рассмотрения не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, заслушав выступления участников судебного заседания, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст.469 УПК РФ, лицо, осужденное судом Российской Федерации к лишению свободы, может быть передано для отбывания наказания в государство, гражданином которого оно является, решением суда в соответствии с международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 «Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания» от 6 марта 1998 года, подписанной и ратифицированной Азербайджанской Республикой и Россией, граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица без гражданства, постоянно проживающие на ее территории, осужденные к лишению свободы в другой Договаривающейся Стороне, могут передаваться для отбывания наказания Договаривающейся Стороне, гражданами которой они являются или на территории которой постоянно проживают (если являются лицами без гражданства).
Согласно ст.5 Конвенции от 6 марта 1998 года передача осужденного к лишению свободы может быть осуществлена при наличии следующих условий: приговор суда об осуждении лица к лишению свободы вступил в законную силу; имеется ходатайство о передаче; имеется письменное согласие осужденного; лицо осуждено за такие деяния, которые по законам Договаривающихся Сторон, осуществляющих прием - передачу, являются преступлениями, влекущими наказание в виде лишения свободы; на момент получения просьбы о передаче срок лишения свободы, который не отбыт, составляет не менее шести месяцев; имеется согласие Государства вынесения приговора и Государства исполнения приговора о передаче и приеме осужденного.
Аналогичные условия передачи осужденных для отбывания наказания предусмотрены положениями Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года.
В соответствии с ч.1 ст.470 УПК РФ представление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области исполнения наказаний, а равно обращение осужденного, его представителя, компетентных органов иностранного государства о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого это лицо является, рассматриваются судом в порядке и сроки, которые установлены статьями 396, 397 и 399 УПК РФ, с учетом положений статей 471 и 472 УПК РФ.
Требования данных норм законодательства судом первой инстанции соблюдены в полной мере.
Нарушения процедуры рассмотрения представления и процессуальных прав участников судебного заседания судом не допущено.
Доводы представления прокурора об ограничении права осужденного на подготовку к судебному заседанию являются несостоятельными.
Как видно из представленных материалов, 12 марта 2024 года Мамедов Т.Р.о. был извещен о том, что 25 марта 2024 года судом будет рассматриваться вопрос о передаче осужденного для отбывания лишения свободы в Республику Азербайджан. В судебном заседании 25 марта 2024 года, как это следует из протокола судебного заседания, выяснялся вопрос о том, готов ли Мамедов Т.Р.о. к судебному заседанию, или ему необходимо время для дополнительной подготовки. Осужденный пояснил, что готов к судебному заседанию, необходимости в его отложении не имеется. Ходатайств об отложении судебного заседания ни от осужденного, ни от его защитника не поступало.
Обсудив вопрос о возможности продолжения судебного заседания со сторонами, а также удостоверившись, что Мамедов Т.Р.о. имел достаточное время для подготовки к защите с учетом конкретных обстоятельств дела и уточненного волеизъявления сторон, суд правомерно, с учетом требований, изложенных в п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015года №29 «О практике применения судами законодательства, обеспечивающего права на защиту в уголовном судопроизводстве», принял решение о проведении судебного заседания.
Представителями стороны защиты соблюдение процессуальных прав Мамедова Т.Р.о., в том числе на подготовку к судебному заседанию в суде первой инстанции, не оспаривается.
Требование об извещении лиц, указанных в ч.1 и ч.2 ст.399 УПК РФ судом выполнено, в связи с чем неявка представителя службы исполнения наказания не являлась препятствием для рассмотрения представления в отношении осужденного Мамедова Т.Р.о. Возражений на это от участников не поступало.
Суд, всесторонне исследовав и надлежаще оценив материалы дела, данные о том, что осужденный Мамедов Т.Р.о., являющийся гражданином Азербайджанской Республики, изъявил желание отбывать наказание в Азербайджанской Республике; деяние, совершенное им на территории РФ, признается преступлением по УК Республики Азербайджан, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 8 до 12 лет с отбыванием в исправительной колонии общего режима; Азербайджанская сторона представила согласие о принятии для дальнейшего отбывания наказания Мамедова Т.Р.о. и гарантировала признание и исполнение приговора Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 27 июня 2017 годана основании решения компетентного суда Азербайджанской Республики в соответствии со ст.12 Конвенции о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания; гражданский иск по делу не заявлялся и исполнительных листов в отношении осужденного не имеется, - пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения представления в отношении Мамедова Т.Р.о.
При принятии решения суд дал оценку сопоставимости условий и порядка отбывания осужденным наказания, определенных законодательством Республики Азербайджан и Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционного представления, суд сделал обоснованный вывод о том, что различие в режимах исправительного учреждения двух государств, не свидетельствует о несопоставимости условий и порядка отбывания осужденным наказания, не препятствует достижению цели наказания, в связи с чем не является препятствием для передачи осужденного в Республику Азербайджан.
Вывод суда об этом в постановлении подробно мотивирован, основан на правильном применении закона, оснований ставить его под сомнение не имеется.
Других значимых различий в условиях и порядке отбывания наказания в Российской Федерации и Азербайджанской Республики, которые бы свидетельствовали об их несопоставимости с точки зрения достижения цели наказания - восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений, - автором представления не приведено, по представленным материалам не установлено.
Обстоятельств, препятствующих в соответствии со ст.471 УПК РФ передаче осужденного Мамедова Т.Р.о. для дальнейшего отбывания наказания в государство, гражданином которого он является, по представленным материалам не выявлено.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения представления в отношении Мамедова Т.Р.о и отсутствии препятствий для передачи осужденного в Республику Азербайджан с целью отбывания лишения свободы, основаны на правильной оценке юридически значимых обстоятельств, в постановлении надлежащим образом мотивированы, подтверждаются материалами, исследованными в судебном заседании.
Постановление суда отвечает требованиям ч.4 ст.7 УПК РФ о законности, обоснованности и мотивированности.
Ссылка в постановлении суда на положения Конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 года не свидетельствует о неправильном применении закона.
Неверное отражение в постановлении позиции прокурора не повлияло на законность принятого решения.
Все заявленные сторонами ходатайства судом рассмотрены с соблюдением процедуры, установленной уголовно-процессуальным законом.
Суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного прокурором ходатайства об истребовании уголовных дел, возбужденных в отношении Мамедова Т.Р.о. в Республике Азербайджан, поскольку указанные сведения не относятся к обстоятельствам, подлежащим установлению по настоящему материалу, и не могли иметь существенного значения для исхода дела.
Оснований считать, что отказ в запросе указанных сведений повлиял на законность принятого решения, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения доводов апелляционного представления прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28 и 389.33 УПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 марта 2024 года в отношении Мамедова Т. Романа оглы, оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное постановление вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции в кассационном порядке в соответствии со ст.ст.401.10-401.12 главы 47.1 УПК РФ.
Осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Хомякова