Дело № 2-1629(2024)
59RS0005-01-2024-001017-92
Ре ш е н и е
Именем Российской Федерации
16 мая 2024 года
Мотовилихинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Опря Т.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Москаленко О.А.
с участием представителя истца Поносова Г.В. представителей ответчика Фонаревой Н.В., Рыбинцевой Я.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Мотовилихинского района г.Перми к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», о возложении обязанности,
установил:
прокурор Мотовилихинского района г. Перми (далее – истец), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковыми требованиями с учетом уточненных требований к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», (далее – ответчик или ФКП «Российская государственная цирковая компания»,) о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми рассмотрена информация из 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее - 1 ОНДиПР) по факту нарушений требований законодательства о пожарной безопасности ФКП «Пермский государственный цирк», осуществляющего деятельность по организации зрелищных мероприятий для детей и взрослых по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки выявлено 58 нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем ФКП «Пермский государственный цирк» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком устранения до 01.07.2023. При повторной проверке, проведенной в рамках контроля исполнения предписания, установлено, что не устранены 24 нарушения пожарной безопасности, а именно:
1. Для здания объекта защиты отсутствует проектная, исполнительная и техническая документация, содержащая пожарно-технические характеристики строительных материалов, инженерного оборудования и строительных материалов, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты,;
2. Дверь выхода, ведущего из коридора 3-го этажа в лестничную клетку АБК (№ 46 согласно плану технического паспорта) не оборудована приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах;
3. В коридоре №11 (согласно плану технического паспорта) транзитный воздуховод системы вентиляции не оборудован нормально открытыми клапанами в местах пересечения ограждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости;
4. В помещениях (кинопроекционной, осветительной) («№№ 18, 22 согласно плану технического паспорта) воздуховоды системы вентиляции не оборудованы нормально открытыми клапанами в местах пересечения охлаждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости;
5. В помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№9 № 1, 8, 22 согласно плану технического паспорта) заполнение оконных проемов в противопожарных преградах выполнены пределом огнестойкости менее EI30;
6. Для покрытия пола в зрительном зале (№ 1 согласно плану, технического паспорта) применен материал с неизвестными показателями пожарной опасности (фанера, ДВП) (сертификаты на материалы не предоставлены);
7. Глубина кресел в зрительном зале не обеспечивает ширину проходов между рядами не менее 0,45 м. (по факту 0,4м., 0,3 м.);
8. В зрительном зале для сидений применены обивочные, набивочные и прокладочные материалы с неизвестными показателями по токсичности продуктов горения (сертификат не представлен);
9. Двери выходов из зрительного зала не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах;
10. Высота эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе 8 согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№9 14, 1.5 согласно плану технического паспорта) в свету выполнена менее 1,9 м. (по факту 1,8 м.);
11. Ширина эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№ 14, согласно плану технического паспорта) в свету выполнена менее 1,2 м.;
12. В лестничных клетках №№ 14, 15 (согласно плану технического паспорта) при выходе в них из фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа допущен перепад высоты высотой менее 45 см. в лестничной клетке № 14 (согласно плану технического паспорта) 1 ступень, в лестничной клетке № 15 (согласно плану технического паспорта) 2 ступени;
13. Двери эвакуационных выходов ведущих из лестничных клеток №Л9 12, 22 (согласно Плану технического паспорта) на 1-м этаже непосредственно наружу блокируются створками вторых дверей» препятствует их свободному и беспрепятственному открытию;
14. Двери эвакуационных выходов правой и левой части вестибюля (№ 26 согласно плану технического паспорта) ведущих непосредственно наружу блокируются створками вторых дверей, что препятствует их свободному и беспрепятственному открытию;
15. Ширина лестничных площадок в лестничных клетках №№ 5, 20 (подвал), №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж), №№ 5, 6 (4 этаж) (согласно плану технического паспорта) в основном здании выполнена менее ширины маршей указанных лестничных клеток;
16. В наружных стенах лестничных клеток №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж) (согласно плану технического паспорта) на каждом надземном этаже здания цирка не предусмотрены окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств. Устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м. от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Площадь остекления должна быть не менее 1,2 м. с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м. в наружных стенах на каждом этаже;
17. В здании объекта защиты на путях эвакуации не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016;
18. Из коридоров №№ 19, 26 (согласно плану технического паспорта) 3-го этажа (тех. этаж) длиной более 15 м. не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции;
19. Зрительный зал цирка вместимостью более 400 мест и площадью сцены (манежа) более 100 м2 не защищен автоматической установкой пожаротушения;
20. На кровле здания цирка отсутствует ограждение, выполненное в соответствии с ГОСТ Р 53254;
21. Конструкции пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009 (шкафы выполнены в деревянном исполнении);
22. Несущие металлические конструкции, размещенные в лестничных клетках (№№ 14, 15 согласно плану технического паспорта) на 2-м этаже основного здания не защищены огнезащитным составом;
23. В проектной документации (Проект АПС. СОУЭ П 25-2019 АПС. СОУЭ) отсутствует информация, описывающая технические характеристики извещателей дымовых и ручных;
24. В помещении дежурного персонала АБК (№ 49 согласно плану технического паспорта) допущена установка приборов приемно-контрольных на горючем основании (деревянная обрешетка).
В связи с выявленными нарушениями 1 ОНДиПР выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до 24.11.2024. По информации ФКП «Пермский государственный цирк» установлено, что в настоящее время устранены нарушения указанного предписания в п.17, 20, 21, 22, 23, 24, с указанием на то, что остальные нарушения требований пожарной безопасности будут устраняться по мере подготовки проектной документации и реконструкции цирка, сроки проведения которой встают в зависимость от принятия решения о финансировании в рамках федеральной адресной инвестиционной программы. Истец считает, что ФКП «Российская государственная цирковая компания», как учредитель, должно выделить денежные средства для приведения здания «Пермского государственного цирка» в нормативное состояние. ФКП «Пермский государственный цирк» длительное время осуществляет свою деятельность с нарушениями требований пожарной безопасности, что создает реальную угрозу жизни и здоровью людей, в том числе несовершеннолетних, находящихся в помещениях вышеуказанного предприятия, в случае возникновения пожара.
Просит возложить на ФКП «Российская государственная цирковая компания» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на объекте защиты, «Пермский государственный цирк», нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- разработать проектную, исполнительную и техническую документацию, содержащую пожарно-технические характеристики строительных материалов, инженерного оборудования и строительных материалов, необходимую для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты,
- оборудовать транзитный воздуховод системы вентиляции в коридоре №11 (согласно плану технического паспорта) открытыми клапанами в местах пересечения ограждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости,
- оборудовать воздуховоды системы вентиляции открытыми клапанами в местах пересечения охлаждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости в помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№№ 18, 22 согласно плану технического паспорта),
- в помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№9 № 1, 8, 22 согласно плану технического паспорта) заполнение оконных проемов в противопожарных преградах выполнить пределом огнестойкости соответствующим показателем EI 30,
- демонтировать покрытие пола в зрительном зале (№ 1 согласно плану, технического паспорта) и оборудовать покрытие пола пожаростойким материалом,
- расширить проходы между рядами до соответствующей нормы 0,45м.,
- в зрительном зале заменить кресла на кресла с пожаростойкими обивочные, набивочные и прокладочные материалы,
- оборудовать двери выходов из зрительного зала устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах,
- привести в норму (1,9м.) высоту эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе 8 согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№9 14, 1.5 согласно плану технического паспорта),
- привести в норму (1,2м.) ширину эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки №№ 14, согласно плану технического паспорта),
- в лестничных клетках №№ 14, 15 (согласно плану технического паспорта) при выходе в них из фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа установить пандус размером 1:6 либо лестницу с числом ступеней не менее 3-х,
- обеспечить беспрепятственное открытие двери эвакуационных выходов ведущих из лестничных клеток №Л9 12, 22 (согласно плану технического паспорта) на 1-ом этаже,
- обеспечить беспрепятственное открытие дверей эвакуационных выходов правой и левой части вестибюля (№ 26 согласно плану технического паспорта) ведущих непосредственно наружу,
- увеличить ширину лестничных площадок в лестничных клетках №№ 5, 20 (подвал), №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж), №№ 5, 6 (4 этаж) (согласно плану технического паспорта) до нормативного,
- установить в наружных стенах лестничных клеток №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14,15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж) (согласно плану технического паспорта) на каждом надземном этаже здания цирка окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств. Устройства для открывания окон должны быть расположить не выше 1,7 м. от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Площадь остекления установить не менее 1,2 м. с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м. в наружных стенах на каждом этаже,
- установить систему вытяжной противодымной вентиляции у коридоров №№ 19, 26 (согласно плану технического паспорта) 3-го этажа (тех. этаж),
- оборудовать автоматической установкой пожаротушения зрительный зал цирка.
В судебном заседании представитель истца на уточненных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил иск удовлетворить, поскольку требования соблюдения пожарной безопасности до настоящего времени не исполнены
В судебном заседании представители ответчиков ФКП «Российская государственная цирковая компания», частично согласились с исковыми требованиями, пояснив, что устранение некоторых нарушений требует реконструкции здания, которая планируется в 2027 году. Просили установить разумные сроки исполнения. Суду представлен письменный отзыв (л.д.59-61).
Представитель третьего лица Отделения надзорной деятельности г. Перми по Мотовилихинскому району 1 Отдела надзорной деятельности по г. Перми, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал, указав, что требования предписания в полном объеме не устранены.
Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст.ст.38, 41 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», детство находится под защитой государства, каждый имеет право на охрану здоровья, что признается государством как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ), пожарная безопасность состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения утверждены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ), Федеральным законом от 27.12.2002 № 184ФЗ «О техническом регулировании», а также Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Указанные Федеральные законы приняты в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила) содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми информация из 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Перми ГУ МЧС России по Пермскому краю (далее - 1 ОНДиПР) по факту нарушений требований законодательства о пожарной безопасности ФКП «Пермский государственный цирк», осуществляющего деятельность по организации зрелищных мероприятий для детей и взрослых по адресу: <адрес>.
Установлено, что в ходе проведенной проверки 1 ОНДиПР выявлено 58 нарушений требований пожарной безопасности, в связи с чем ФКП «Пермский государственный цирк» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара со сроком устранения до 01.07.2023 (л.д.14-19).
При повторной проверке, проведенной в рамках контроля исполнения предписания, установлено, что ФКП «Пермский государственный цирк» не устранены 24 нарушения пожарной безопасности, что подтверждается решением о проведении выездной проверки от 31.10.2023 (л.д.20-21) и актом выездной проверки от 21.011.2023 (л.д.22-25).
Согласно акту, установлены следующие нарушения:
1. Для здания объекта защиты отсутствует проектная, исполнительная и техническая документация, содержащая пожарно-технические характеристики строительных материалов, инженерного оборудования и строительных материалов, необходимая для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты, что не соответствует ч. 4 ст. 4., ст. 78, ст. 80 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, ч. 1 ст. 5, 10 ст. 15 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3, п. 13, п. 16 (д, о), п. 23, п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09 2020т. № 1479; ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ;
2. Дверь выхода, ведущего из коридора 3-го этажа в лестничную клетку АБК (№ согласно плану технического паспорта) не оборудована приспособлением для самозакрывания и уплотнением в притворах, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ; п. 4,4.6 СП 1.13130.2020;
3. В коридоре №11 (согласно плану технического паспорта) транзитный воздуховод системы вентиляции не оборудован нормально открытыми клапанами в местах пересечения ограждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости, что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-03, п. 6.22 СП 7.13130.2013, п. 5.2.4 СП 2.13130.2020;
4. В помещениях (кинопроекционной, осветительной) («№№ 18, 22 согласно плану технического паспорта) воздуховоды системы вентиляции не оборудованы нормально открытыми клапанами в местах пересечения охлаждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости, что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 88 Федерального закона от № 123-03; п. 6.22 СП 7.13130.2013; п. 5.2.4 СП 2.13130.2020;
5. В помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№9 № 1, 8, 22 согласно плану технического паспорта) заполнение оконных проемов в противопожарных преградах выполнены пределом огнестойкости менее EI30, что не соответствует ч. 3 таблица № 24, ч. 8 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 123-ФЗ;
6. Для покрытия пола в зрительном зале (№ 1 согласно плану, технического паспорта) применен материал с неизвестными показателями пожарной опасности (фанера, ДВП) (сертификаты на материалы не предоставлены), что не соответствует ч. 6. ст. 134, таблица 29 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ;
7. Глубина кресел в зрительном зале не обеспечивает ширину проходов между рядами не менее 0,45 м. (по факту 0,4м., 0,3 м.), что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 7.3.2 СП 1.13130. 2020;
8. В зрительном зале для сидений применены обивочные, набивочные и прокладочные материалы с неизвестными показателями по токсичности продуктов горения (сертификат не представлен), что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 5.4.13 СП 4.13130. 2013;
9. Двери выходов из зрительного зала не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 562 123-Ф3; п. 7.3.1 СП 1.13130.2020;
10. Высота эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе 8 согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№9 14, 1.5 согласно плану технического паспорта) в свету выполнена менее 1,9 м. (по факту 1,8 м.), что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 4.2.18 СП 1.13130.2020;
11. Ширина эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№ 14, согласно плану технического паспорта) в свету выполнена менее 1,2 м. (по ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 4.2.19 СП 1.13130.2020;
12. В лестничных клетках №№ 14, 15 (согласно плану технического паспорта) при выходе в них из фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа допущен перепад высоты высотой менее 45 см. в лестничной клетке № 14 (согласно плану технического паспорта) 1 ступень, в лестничной клетке № 15 (согласно плану технического паспорта) 2 ступени, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3, п. 4.3.5 СП 1.13130.2020;
13. Двери эвакуационных выходов ведущих из лестничных клеток №Л9 12, 22 (согласно Плану технического паспорта) на 1-м этаже непосредственно наружу блокируются створками вторых дверей» препятствует их свободному и беспрепятственному открытию, что не соответствует п.п. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479;
14. Двери эвакуационных выходов правой и левой части вестибюля (№ 26 согласно плану технического паспорта) ведущих непосредственно наружу блокируются створками вторых дверей, что препятствует их свободному и беспрепятственному открытию, что не соответствует п.п. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479;
15. Ширина лестничных площадок в лестничных клетках №№ 5, 20 (подвал), №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж), №№ 5, 6 (4 этаж) (согласно плану технического паспорта) в основном здании выполнена менее ширины маршей указанных лестничных клеток, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 12Э-ФЗ, п. 4.4.2 СП 1.13130.2020;
16. В наружных стенах лестничных клеток №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж) (согласно плану технического паспорта) на каждом надземном этаже здания цирка не предусмотрены окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств. Устройства для открывания окон должны быть расположены не выше 1,7 м. от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Площадь остекления должна быть не менее 1,2 м. с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м. в наружных стенах на каждом этаже, что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 40, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 5.4.16 СП 2.13130.2020; п. 4.4.12 СП 1.13130.2020;
17. В здании объекта защиты на путях эвакуации не предусмотрено аварийное (эвакуационное) освещение в соответствии с требованиями СП 52.13330.2016, что не соответствует 4 ст. 4, ст. 53, ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ; п. 4.3.12 СП 1.13130.2020; п. 37 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020г. № 1479;
18. Из коридоров №№ 19, 26 (согласно плану технического паспорта) 3-го этажа (тех. этаж) длиной более 15 м. не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системой вытяжной противодымной вентиляции, что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 85 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п.п. «в» п. 7.2 СП 7.13130.2009;
19. Зрительный зал цирка вместимостью более 400 мест и площадью сцены (манежа) более 100 м2 не защищен автоматической установкой пожаротушения, ч. 4 ст. 4, ст. 83 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 4.1, таблица № 3 СП 486.1311500.2020;
20. На кровле здания цирка отсутствует ограждение, выполненное в соответствии с ГОСТ Р 53254, что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 7.16 СП 4.13130.2013;
21. Конструкции пожарных шкафов системы внутреннего противопожарного водопровода выполнены не в соответствии с ГОСТ Р 51844-2009 (шкафы выполнены в деревянном исполнении), что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 86 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; ГОСТ Р 51844-2009;
22. Несущие металлические конструкции, размещенные в лестничных клетках (№№ 14, 15 согласно плану технического паспорта) на 2-м этаже основного здания не защищены огнезащитным составом, что не соответствует ч. 4 ст. 4, ст. 57, ст. 58 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.4.3 СП 2.13130.2020;
23. В проектной документации (Проект АПС. СОУЭ П 25-2019 АПС. СОУЭ) отсутствует информация, описывающая технические характеристики извещателей дымовых и ручных, что не соответствует п.п. «к» п. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проект-ной документации и требованиях к их содержанию»;
24. В помещении дежурного персонала АБК (№ согласно плану технического паспорта) допущена установка приборов приемно-контрольных на горючем основании (деревянная обрешетка), что не соответствует ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3; п. 5.14 СП 484.1311500.202, п. 13.14.6 СП 5.13130.2009.
В связи с выявленными нарушениями 1 ОНДиПР выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений в срок до 24.11.2024 (л.д.26-29).
По информации ФКП «Пермский государственный цирк», предоставленной в прокуратуру Мотовилихинского района г.Перми, устранены нарушения указанного предписания в п.17, 20, 21, 22, 23, 24, с указанием на то, что остальные нарушения требований пожарной безопасности будут устраняться по мере подготовки проектной документации и реконструкции цирка, сроки проведения которой встают в зависимость от принятия решения о финансировании в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (л.д.30).
Таким образом, установлено, что ФКП «Пермский государственный цирк» осуществляет деятельность с нарушением требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки нарушения пожарной безопасности, ставят под угрозу безопасность нахождения лиц в помещениях указанных зданий в случае возникновения пожара.
Доказательств, что установленные нарушения требований пожарной безопасности, устранены, на момент рассмотрения спора, суду не представлено.
Доводы представителя ответчика, что здание Пермского цирка построено до введения в действие правил и регламентов по требованию к пожарной безопасности, не могут является основанием к отказу в исковых требованиях.
Применительно к нормам п. 1 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п. 4 ст. 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Принятие правовых норм после введения указанного здания в эксплуатацию не освобождает ответчика, как эксплуатирующую организацию, от их соблюдения и обязанности принятия мер, направленных на приведение здания в соответствии с установленными требованиями, поскольку в результате соблюдения последних обеспечивается безопасность жизни и здоровья людей в случае возникновения пожара.
Согласно пункту 14 Устава ФКП «Российская государственная цирковая компания», имущество предприятия находится в федеральной собственности и принадлежит ФКП «Российская государственная цирковая компания» на праве оперативного управления (л.д.42-53). Пермский государственный цирк входит в перечень филиалов ФКП «Российская государственная цирковая компания».
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, помимо прочих, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. ФКП «Российская государственная цирковая компания» является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности в филиале «Пермский государственный цирк», как объекте защиты, на ответчика, следует возложить обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности, в филиале «Пермский государственный цирк».
Суд, руководствуясь положениями ст. 206 ГПК РФ, для реализации требований с учетом разумности предоставляемого срока и его достаточности для исполнения решения суда, приходит к выводу о необходимости предоставления ответчику для выполнения указанных в решении действий в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы ответчика, что некоторые пункты, могут быть устранены только при реконструкции здания, не являются основанием для увеличения установленного срока, с учетом того, что нарушения касаются охраны жизни и здоровья лиц в том числе и несовершеннолетних, посещающих данное учреждение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Прокурора Мотовилихинского района г.Перми к Федеральному казенному предприятию «Российская государственная цирковая компания», о возложении обязанности, - удовлетворить.
Возложить на Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания» обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить на объекте защиты в филиале Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» «Пермский государственный цирк», нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- разработать проектную, исполнительную и техническую документацию, содержащую пожарно-технические характеристики строительных материалов, инженерного оборудования и строительных материалов, необходимую для использования в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности объекта защиты,
- оборудовать транзитный воздуховод системы вентиляции в коридоре №11 (согласно плану технического паспорта) открытыми клапанами в местах пересечения ограждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости,
- оборудовать воздуховоды системы вентиляции открытыми клапанами в местах пересечения охлаждающих строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости в помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№№ 18, 22 согласно плану технического паспорта),
- в помещениях (кинопроекционной, осветительной) (№9 № 1, 8, 22 согласно плану технического паспорта) заполнение оконных проемов в противопожарных преградах выполнить пределом огнестойкости соответствующим показателем EI 30,
- демонтировать покрытие пола в зрительном зале (№ 1 согласно плану, технического паспорта) и оборудовать покрытие пола пожаростойким материалом,
- расширить проходы между рядами до соответствующей нормы 0,45м.,
- в зрительном зале заменить кресла на кресла с пожаростойкими обивочные, набивочные и прокладочные материалы,
- оборудовать двери выходов из зрительного зала устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах,
- привести в норму (1,9м.) высоту эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе 8 согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки (№№9 14, 1.5 согласно плану технического паспорта),
- привести в норму (1,2м.) ширину эвакуационных выходов ведущих из помещения фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа в лестничные клетки №№ 14, согласно плану технического паспорта),
- в лестничных клетках №№ 14, 15 (согласно плану технического паспорта) при выходе в них из фойе № 8 (согласно плану технического паспорта) 2-го этажа установить пандус размером 1:6 либо лестницу с числом ступеней не менее 3-х,
- обеспечить беспрепятственное открытие двери эвакуационных выходов ведущих из лестничных клеток №Л9 12, 22 (согласно плану технического паспорта) на 1-ом этаже,
- обеспечить беспрепятственное открытие дверей эвакуационных выходов правой и левой части вестибюля (№ 26 согласно плану технического паспорта) ведущих непосредственно наружу,
- увеличить ширину лестничных площадок в лестничных клетках №№ 5, 20 (подвал), №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14, 15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж), №№ 5, 6 (4 этаж) (согласно плану технического паспорта) до нормативного,
- установить в наружных стенах лестничных клеток №№ 12, 22 (1 этаж), №№ 14,15 (2 этаж), №№ 30, 31 (3 этаж) (согласно плану технического паспорта) на каждом надземном этаже здания цирка окна, открывающиеся изнутри без ключа и других специальных устройств. Устройства для открывания окон должны быть расположить не выше 1,7 м. от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа. Площадь остекления установить не менее 1,2 м. с одним из габаритных размеров остекленной части не менее 0,6 м. в наружных стенах на каждом этаже,
- установить систему вытяжной противодымной вентиляции у коридоров №№ 19, 26 (согласно плану технического паспорта) 3-го этажа (тех. этаж),
- оборудовать автоматической установкой пожаротушения зрительный зал цирка.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья подпись
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2024
Копия верна судья