Дело № 2а-5695/2021
22RS0068-01-2021-008119-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2021 года г. Барнаул
Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
судьи Мальцевой О.А.
при секретаре Мамедовой Д.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению комитета жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края о признании незаконным предписания,
УСТАНОВИЛ:
комитет жилищно-коммунального хозяйства .... (далее –Комитет, КЖКХ ....) обратился в суд с иском к указанному административному ответчику, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета поступило предписание Управления государственной охраны объектов культурного наследия .... от ДД.ММ.ГГГГ № о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия «Особняк купеческий», расположенного по адресу: ..... Указанным предписанием на истца возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить капитальный ремонт, реставрацию объекта культурного наследия (с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства - ст. 56.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Истец указывает на незаконность предписания, полагая, что у органа местного самоуправления отсутствует обязанность по финансированию реставрационных работ спорного объекта культурного наследия, поскольку таковое в силу действующего законодательства должно осуществляться за счет средств государственных органов охраны памятников.
Статьей 190.1 ЖК РФ определены особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения, совокупность которых в данном случае отсутствует. Проведение бывшим наймодателем капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется путем финансирования оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Поскольку оспариваемое предписание возлагает на органы местного самоуправления дополнительные обязанности, оно является незаконным.
В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц заместитель начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия .... ФИО5, собственники жилых помещений в многоквартирном доме ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО10, комитет по управлению муниципальной собственностью .....
В ФИО1 заседание стороны не явились, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца на требованиях настаивал по изложенным в иске основаниям. Представитель административного ответчика Управления государственной охраны объектов культурного наследия .... (далее Управление) в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований, указывая, что многоквартирный жилой дом по .... в .... является объектом культурного наследия регионального значения, утверждено охранное обязательство. В рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, на основании задания от ДД.ММ.ГГГГ осуществлен визуальный осмотр объекта, по результатам которого составлен акт технического состояния с указанием перечня работ по сохранению объектов, установлены сроки и периодичность их выполнения.
По результатам проведенных мероприятий правообладателям объекта культурного наследия, в том числе и КЖКХ г Барнаула, выданы предписания о выполнении перечня работ для исполнения. Порядок осуществления контрольных мероприятий предусмотрен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", административным регламентом, утв. приказом Минкультуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на спорные правоотношения не распространяется.
В соответствии с п.1 ст.56.1 Федерального закона №73-ФЗ обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства. Обязанность наймодателя своевременно производить капитальный ремонт установлена в ст. 141 Жилищного кодекса РСФСР, ст.16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», п. 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.19991 №.
Учитывая отсутствие сведений о выполнении капитального ремонта жилого дома и истечение сроков эффективной эксплуатации здания Комитет ЖКХ .... в силу своих полномочий по управлению жилищным фондом муниципального образования, обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия, указанные в оспариваемом предписании. При этом, под сохранением объекта культурного наследия действующее законодательство понимает как его реконструкцию, так и капитальный ремонт, основной целью которых является обеспечение физической сохранности объекта. Конкретные виды работ, которые должны быть выполнены Комитетом будут определены в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. .... от ДД.ММ.ГГГГ N 32-ЗС "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в ....", Положения об управлении государственной охраны объектов культурного наследия ...., утвержденного указом .... от ДД.ММ.ГГГГ N 174 органом исполнительной власти ...., уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности ...., и государственной охраны объектов культурного наследия краевого и федерального значения является Управление государственной охраны объектов культурного наследия .....
Предписания органа охраны объектов культурного наследия ...., изданные в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения юридическими и физическими лицами.
Как установлено в ФИО1 заседании и подтверждено материалами дела, многоквартирный жилой дом по .... в .... принят на государственную охрану на основании постановления ....вого Законодательного Собрания "Об историко-культурном наследии ...." от ДД.ММ.ГГГГ №, в качестве объекта культурного наследия регионального значения "Особняк купеческий", нач. ХХ в., зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ приказом Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ему присвоен регистрационный номер.
Решением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений жилищного фонда .... от ДД.ММ.ГГГГ объект признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации .... от ДД.ММ.ГГГГ №-р жилой дом по .... признан аварийным и подлежащим реконструкции, а физические и юридические лица, подлежащими отселению.
С целью осуществления государственного контроля (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на основании задания № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного заместителем начальника Управления, проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия "Особняк купеческий" по .... в .....
Актом технического состояния объекта от ДД.ММ.ГГГГ №, составленным по результатам контрольных мероприятий установлено неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия, в связи с чем, определен перечень работ, которые собственник или иной законный владелец обязан выполнить в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и создания благоприятных условий для его функционального использования, а именно: в срок до ДД.ММ.ГГГГ установить на фасаде здания информационную надпись и обозначение об объекте культурного наследия; в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить капитальный ремонт, реставрацию объекта культурного наследия (с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства - ст. 56.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Комитета на основании Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ», закона .... от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в ....», акта технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ № выдано предписание № о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия, возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить капитальный ремонт, реставрацию объекта культурного наследия (с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства - ст. 56.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ собственникам многоквартирного дома Управлением выданы предписания, которыми на правообладателей объекта возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ разместить на фасаде здания информационную надпись (обозначение) об объекте культурного наследия.
Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия утверждено приказом .... по культуре и архивному делу от ДД.ММ.ГГГГ № в приложении № к которому указаны аналогичные работы по сохранению объекта культурного наследия.
Оценивая по существу законность выданного предписания, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия.
Статьей 47.6 Закона N 73-ФЗ регламентированы требования к содержанию и порядку оформления охранного обязательства, согласно которым в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, указываются требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ охранным обязательством устанавливаются обязанности лица (лиц), указанного (указанных) в пункте 11 настоящей статьи по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия.
В силу п. 11 ст. 47.6 Закона № 73-ФЗ содержащиеся в охранном обязательстве требования, предусмотренные статьями 47.2 - 47.4 настоящего Федерального закона, в отношении объекта культурного наследия, являющегося многоквартирным домом либо жилым или нежилым помещением в многоквартирном доме, подлежат выполнению лицами, указанными в статье 56.1 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 56.1 указанного закона обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ч. 1).
В случае, если объектом культурного наследия или его частью является многоквартирный дом либо жилое или нежилое помещение в многоквартирном доме, требования в отношении объекта культурного наследия в зависимости от предмета охраны могут быть установлены в отношении такого дома в целом, жилых или нежилых помещений в нем, а также общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2).
Таким образом, из положений вышеприведенных норм специального Закона N 73-ФЗ, следует, что обязанность по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена на его собственников с учетом обязанности бывшего наймодателя производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию городской округ – .... края на праве собственности принадлежит 6/25 доли в спорном многоквартирном жилом доме. При этом, органами местного самоуправления в отношении жилых помещений договоры социального найма не заключены с учетом аварийности жилого дома.
Пунктом 3.5 Положения о Комитете ЖКХ .... предусмотрено, что одной из основных функций Комитета является исполнение осуществление полномочий муниципального заказчика при заключении муниципальных контрактов на поставку товаров, оказание услуг и выполнение работ для муниципальных нужд, в том числе при проведении капитального ремонта муниципального жилищного фонда, приобретении жилых помещений, специальной техники для подведомственных муниципальных предприятий и учреждений.
Учитывая, наличие в спорном многоквартирном жилом доме доли, находящейся в муниципальной собственности, обязанность по исполнению требований в отношении объекта культурного наследия, установленных Законом № 73-ФЗ возлагается на КЖКХ .....
Таким образом, Управление, установив, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, а орган муниципальной власти, уполномоченный на распоряжение жилищным фондом муниципального образования, не исполняет принятые на себя обязанности по его сохранению, правомерно выдало предписание о выполнении перечня работ по его реконструкции и сохранению. Состав работ (капитальный ремонт и реставрация) отвечает понятию «сохранение объекта культурного наследия», закрепленному в ст. 40 Закона № 73-ФЗ.
Кроме того, как уже указывалось выше, в соответствии со ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ обязательства собственников жилых помещений, приватизированных гражданами в домах, требовавших капитального ремонта, по выполнению требований к сохранению объекта культурного наследия определяются с учетом обязанности бывшего наймодателя соответствующего жилого помещения производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами жилищного законодательства (ч. 1).
Обязанность наймодателя своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории ранее содержалась в ст. 141 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, с последующими изменениями и дополнениями, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со ст.16 Закона «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» (в первоначальной редакции) приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.
Данное законоположение, имеющее обеспечительно-гарантийный характер, распространяется на всех без исключения бывших наймодателей подлежащих приватизации жилых помещений, требующих капитального ремонта, - безотносительно к тому, находились ли такие помещения прежде в собственности государственных или муниципальных образований.
Обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
При этом обязанность наймодателя по проведению капитального ремонта не ставится в зависимость от наличия у дома статуса объекта культурного наследия. Наличие такового влечет лишь необходимость соблюдения требований законодательства об охране объектов культурного наследия при проведении капитального ремонта.
На территории .... органом местного самоуправления, на котором лежит обязанность по организации и проведению капитального ремонта жилых домов, является КЖКХ .... (ст.ст.57, 63.4 Устава городского округа – .... края, пункт 3.5 Положения о комитете жилищно-коммунального хозяйства ...., утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №).
Таким образом, КЖКХ .... как бывший наймодатель обязан осуществлять капитальных ремонт многоквартирных домов в силу закона и независимо от выдачи предписания.
Материалами дела подтверждается, что на момент приватизации первого жилого помещения (ДД.ММ.ГГГГ) объект культурного наследия находился в муниципальной собственности, при этом, техническое состояние многоквартирного жилого дома с учетом даты его постройки (начало ХХ в.), процента износа его конструктивных элементов, оцениваемых, как аварийных, установленных сроков службы зданий (не менее 50 лет), требовало проведения капитального ремонта, сведения о проведении которого отсутствуют.
Согласно технического заключения, составленного НП "Палата ФИО1" № от ДД.ММ.ГГГГ эксплуатационные характеристики строительных конструкций многоквартирного жилого дома свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, что представляет угрозу для жизни и здоровья людей, дальнейшая эксплуатация жилого дома невозможна.
Таким образом, Управление, установив, что объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии, правомерно выдало комитету, являющему органом муниципальной власти, уполномоченным на распоряжение жилищным фондом муниципального образования, предписание о выполнении перечня работ по сохранению объекта культурного наследия как собственнику жилых помещений в доме и как бывшему наймодателю, не исполнившему надлежащим образом обязанность по проведению капитального ремонта на дату первой приватизации жилого помещения в многоквартирном доме.
Ссылки в административном иске на нормы Жилищного кодекса Российской Федерации несостоятельны, так как соответствующая обязанность бывшего наймодателя возникла на основании ранее действовавшего законодательства и сохраняется как неисполненная. Предписание выдано во исполнение положений ст. 56.1 Закона № 73-ФЗ. Конкретный перечень работ не подлежал обязательному указанию предписаниях и может быть определен только по итогам комплексного обследования жилых домов.
То обстоятельство, что охранное обязательство утверждено после вынесения предписания, не свидетельствует о его незаконности и не освобождает комитет от исполнения указанных в нем работ по сохранению объекта культурного наследия, поскольку согласно пункту 9 статьи 48 Закона N 73-ФЗ в случае, если к моменту заключения договоров в отношении объекта культурного наследии не оформлены охранные документы, лицо, у которого на основании указанных договоров возникает право собственности на объект культурного наследия, включенный в реестр, обязано выполнять требования в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, предусмотренные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона, в том числе осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, до момента вручения такому лицу охранного обязательства, предусмотренного статьей 47.6 настоящего Федерального закона.
Кроме того, предписание и охранное обязательство направлено правообладателям объекта культурного наследия одновременно, соответственно на момент получения предписания охранное обязательство уже было утверждено, и у комитета возникла обязанность по исполнению охранного обязательства и предписания.
Порядок выдачи предписания не нарушен. Оно выдано уполномоченным должностным лицом Управления в рамках мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия в соответствии со ст.11 Закона N 73-ФЗ, Административным регламентом, на которые (мероприятия) нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не распространяются, что соответствует правовой позиции изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 915-О.
На основании изложенного оспариваемое Комитетом предписание не противоречит закону и не нарушает прав Комитета, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Учитывая, что административный иск поступил ДД.ММ.ГГГГ, оспариваемое предписание получено истцом - ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения в суд не пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
административный иск комитета жилищно-коммунального хозяйства .... - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.А. Мальцева