ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 88А-8895/2021
г. Кемерово 3 июня 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В.,
судей Зиновьевой К.В., Никулиной И.А.,
с участием переводчика Косимова С.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи, обеспечиваемой Свердловским районным судом г. Красноярска, кассационную жалобу Курбонова Зафара Шодиевича, поданную через суд первой инстанции 29 марта 2021 г., на решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2021 г.
по административному делу № 2а-3421/2020 по административному исковому заявлению Курбонова Зафара Шодиевича к Федеральному казенному учреждению Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю и Федеральной службе исполнения наказаний России о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Красноярскому краю и взыскании денежной компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В., объяснения Курбонова З.Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Курбонов З.Ш. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Федерального казенного учреждения Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю, о взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что он, отбывая наказание в исправительном учреждении, в период с 15 ноября 2018 г. по 7 июня 2019 г. отправил более <данные изъяты> почтовых отправлений в различные инстанции: суды, прокуратуру, следственный комитет, Европейский суд по правам человека, однако, не все из указанных обращений, а именно в количестве <данные изъяты> штуки, были отправлены адресатам. Кроме того, 7 марта 2019 г. и 14 мая 2019 г. в его адрес приходили письма из Европейского суда по правам человека, которые не были ему вручены, а представленные административным ответчиком акты от 11 марта 2019 г. и от 15 мая 2019 г. сфальсифицированы и не соответствуют действительности. Кроме того, неоднократно административным ответчиком вскрывались конверты с ответами на его заявления, поступившие из государственных органов. Курбонов З.Ш. полагает, что указанными действиями ему причинены нравственные страдания, поскольку он постоянно переживает о судьбе поданных жалоб, от чего у него повышается <данные изъяты>, нарушается спокойный, здоровый сон, происходит упадок сил, подавленность, тревожность.
Решением Минусинского городского суда Красноярского края от 28 декабря 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2021 г., административные исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе административный истец просит отменить судебные акты. Полагает, что суды первой и апелляционной инстанций при вынесении решения пришли к неверным выводам, которые не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно определили обстоятельства имеющие значения для дела. Ссылаясь на постановление Конституционного Суда Российской Федерации, указывает о том, что судьи первой и второй инстанций не вправе были повторно участвовать в рассмотрении административного дела. Полагает, что, в связи с этим дело было рассмотрено в незаконном составе судами первой и апелляционной инстанций. Незаконное удаление судебными инстанциями административного истца из зала судебного заседания, лишило его права на участие в судебном разбирательстве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Из материалов дела следует и установлено судами, что Курбонов З.Ш. с ДД.ММ.ГГГГ отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ Тюрьма ГУ ФСИН России по Красноярскому краю.
За период с 15 ноября 2018 г. по 7 июня 2019 г. Курбоновым З.Ш. согласно журналам учета поступивших ответов на жалобы осужденных, журналов входящих документов, журналов регистрации жалоб и заявлений, списков почтовых отправлений (реестров), заявления, жалобы и ходатайства направлялись в различные органы: суды, прокуратуру, администрацию Президента Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Европейский Суд по правам человека, и т.д.
Согласно справке спецотдела ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю за период с 19 ноября 2018 г. по 26 июня 2019 г. Курбоновым З.Ш. было направлено в различные инстанции <данные изъяты> обращений.
Указанная справка (о направленных обращениях), содержащая в себе адреса направления обращений, даты направления и присвоенных обращениям номеров, была выдана Курбонову З.Ш. на руки, что подтверждается распиской от 10 июня 2019 г. с его подписью.
Все отправления были зарегистрированы, им присвоены исходящие номера, после чего отправления были направлены адресатам, а также были получены ответы на них, в том числе посредством электронной почты, о чем свидетельствуют представленные стороной административного ответчика копии реестров на отправку простой корреспонденции, журналов регистрации жалоб и заявлений, журналов учета входящей корреспонденции, справкой о входящей корреспонденции, скриншоты страниц электронного документооборота.
При этом судом установлено, что корреспонденция от 7 марта 2019 г. и от 14 мая 2019 г. вручалась административному истцу, а именно: 6 марта 2019 г. с ФГУП Почта России был возвращен закрытый конверт, адресованный в Европейский Суд по правам человека, в связи с тем, что он не был принят организацией почтовой связи, так как марки на конверте были «отмыты» (то есть раннее использованы, отмыты и приклеены на данный конверт), указанный конверт был вручен Курбонову З.Ш., однако, от подписи последний отказался, о чем свидетельствует акт от 11 марта 2019 г.
Кроме того, 14 мая 2019 г. Курбонову З.Ш. было вручено уведомление № из г. Страсбурга, от получения которого административный истец отказался, о чем составлен акт.
Также судом установлено, что поступившая из ГУФСИН России по Красноярскому краю корреспонденция от 12 апреля 2019 г. и от 29 апреля 2019 г. была подвергнута вскрытию, поскольку содержала иную корреспонденцию, неадресованную Курбонову З.Ш., и она была вручена административному истцу.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нарушений установленного порядка отправки корреспонденции осужденного Курбонова З.Ш. административным ответчика не допущено. Действия сотрудников исправительного учреждения были совершены в соответствии с пунктами 16, 54, 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ № 295 от 16 декабря 2016 г., пунктом 127 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 463, в пределах предоставленных им полномочий, со стороны администрации ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю не было совершено действий, нарушающих права и свободы заявителя, не было создано препятствий к осуществлению его прав и свобод, поскольку его обращения (жалобы, заявления, ходатайства) направлялись административным ответчиком соответствующим адресатам, а поступающие на них ответы своевременно вручались Курбонову З.Ш.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что административным ответчиком ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю права Курбонова З.Ш. не нарушались, письменные обращения осужденного направлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, таким образом, доводы Курбонова З.Ш., о том, что учреждением не отправлялась переданная им корреспонденция, в количестве <данные изъяты> письма, сотрудниками спецотдела ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю Курбонову З.Ш. не вручалась корреспонденция от 7 марта 2019 г. и 14 мая 2019 г., административным ответчиком неоднократно вскрывались конверты с ответами на его заявления, а именно незаконно были вскрыты <данные изъяты> отправлений на его имя, опровергаются представленными в материалы дела доказательства.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным истцом обстоятельств дела.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295, установлено, что получение и отправление осужденными за счет собственных средств писем, почтовых карточек и телеграмм без их ограничения производятся только через администрацию ИУ. С этой целью в каждом изолированном участке ИУ вывешиваются почтовые ящики, из которых ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, уполномоченными на то работниками ИУ корреспонденция изымается для отправления. В тюрьмах, ШИЗО, ЕПКТ, ПКТ, ТПП, одиночных камерах, при нахождении на особом режиме и в безопасных местах корреспонденцию для отправления осужденные передают администрации ИУ. Осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы без ограничения их количества (пункт 54).
Письма опускаются в почтовые ящики или передаются администрации ИУ в незапечатанном виде, за исключением адресованных в организации и должностным лицам, переписка с которыми не подлежит цензуре (пункт 55).
Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ (пункт 58).
Согласно пункту 127 Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 10 августа 2011 г. № 463 заказными письмами и бандеролями с уведомлением и без него направляются документы, требующие письменного подтверждения почтовым отделением факта их рассылки и/или получения адресатом.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, применив вышеперечисленные нормы материального права, пришли к обоснованным и правильным выводам о том, что административным ответчиком не было совершено действий, нарушающих права и свободы административного истца.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о незаконном составе суда при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, ввиду повторного участия судей при рассмотрении дела после отмены судебных актов, подлежат отклонению, поскольку материалами дела не подтверждается наличие оснований, предусмотренных статьей 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, препятствующих рассмотрению дела конкретными судьями.
Доводы о допущенных процессуальных нарушениях о незаконном удалении судами первой и апелляционной инстанций административного истца из зала судебного заседания и лишении права на участие в судебном разбирательстве, на наличие безусловных оснований, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке не указывает, поскольку удаление Курбонова З.Ш. из зала судебного заседания было произведено ввиду систематического нарушения истцом порядка в судебном заседании судов первой и апелляционной инстанций, в соответствии с положениями статьи 119 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, невозможность его участия в судебном заседании была вызвана действиями самого заявителя.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов по существу заявленных требований установленным обстоятельствам соответствуют, не допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, основания для отмены судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Минусинского городского суда Красноярского края от 28 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 24 марта 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 18 июня 2021 г.
Председательствующий
Судьи