Решение по делу № 2а-1539/2021 от 19.08.2021

Дело №2а-1539/2021 (УИД 69RS0039-01-2021-002341-34)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года                                                                                г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шуляковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бондарева А.К. к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тверской области», призывной комиссии Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Тверской области, освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас,

у с т а н о в и л:

Бондарев А.К. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», в котором просил решение призывной комиссии Тверской области от 27.05.2021 о призыве его на военную службу признать незаконным и отменить, освободить его по состоянию здоровья от призыва на военную службу и зачислить в запас.

    В обоснование заявленных административных исковых требований ссылался на следующие обстоятельства. Ранее в отношении административного истца соответствующей призывной комиссией муниципального образования Калининский район Тверской области была установлена категория годности «В» и принято решение об освoбoждeнии его от призыва на военную службу ввиду наличия <данные изъяты>. Начиная с тринадцатилетнего возраста и до настоящего момента административный истец постоянно испытывает проблемы со здоровьем, такие как головные боли, плохой сон, вызываемый неконтролируемыми пробуждениями, одышка при любых видах физической нагрузки, даже незначительной, периодические кровотечения из носа. Изначально административный истец и его родители, близкие родственники не придавали этим тревожным симптомам существенного значения, полагая, что всё это издержки переходного возраста и вызваны эмоциональными изменениями.

В 2020 году административный истец, надлежащим образом исполняя обязанность по участию в мероприятиях, проводимых в рамках призывной компании, явился в военный комиссариат. По результатам прохождения медицинского освидетельствования военной врачебной комиссией принято решение о направлении административного истца на дополнительное медицинское обследование. Медицинским заключением о состоянии здоровья гражданина, изготовленным Лихославльской ЦРБ на основании амбулаторного медицинского обследования в ОКБ г.Твери установлен диагноз: <данные изъяты>. Согласно листу медицинского освидетельствования административного истца, ему установлена категория годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе сроком на 6 месяцев. Заключением военного комиссара Лихославльского и Спировского районов Тверской области от 01.03.2021 административный истец освобождён от призыва по состоянию здоровья. Решением призывной комиссии Тверской области от 24.12.2020 административному истцу также предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2021. С того времени состояние здоровья административного истца не изменилось.

В рамках военной призывной кампании 2021 года административный истец в очередной раз явился в военный комиссариат для медицинского освидетельствования. По результатам дополнительного медицинского обследования составлено медицинское заключение о состоянии здоровья административного истца, по данным которого подтверждён ранее поставленный диагноз <данные изъяты>. Кроме того, определяющим фактором, влияющим на отнесение к тому или иному пункту утверждённого Правительством РФ расписания болезней, является величина систолического давления: п.«в» ст.43 - это от 140 до 179 мм рт.ст., а всё, что ниже этих значений, - это п.«б» ст.47. Как следует из последних медицинских документов, систолическое давление административного истца никогда не бывает ниже 140 мм рт.ст., а зачастую достигает предельных значений.

Таким образом, по мнению административного истца, выводы призывной комиссии Тверской области противоречат как данным объективных исследований наиболее компетентных специалистов Тверской области, так и нормам специального закона, определяющего ограничения и допуск к военной службе. При таких обстоятельствах направление административного истца на военную службу создаёт реальную угрозу его жизни и здоровью, может повлечь тяжкие последствия.

Определением судьи от 30.06.2021, вынесенным при подготовке административного дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Тверской области, в качестве заинтересованного лица – призывная комиссия Калининского района Тверской области.

В судебное заседание административный истец Бондарев А.К. и его представитель не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» на основании доверенности Шулякова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, ссылалась на отсутствие к тому законных оснований, поддержала доводы письменных возражений на административный иск.

В письменных возражениях указано, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. Для установления категории годности к военной службе и принятии решения проводится медицинское освидетельствование. Врачи-специалисты военно-врачебной комиссии руководствуются в своей работе Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу - это комплекс мероприятий, направленных на уведомление граждан о необходимости явки в военный комиссариат (вручение повесток под личную роспись граждан), проведение медицинского освидетельствования с целью определения годности граждан к военной службе, заседание призывной комиссии, где принимается и оглашается принятое решение.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, и пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта РФ контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта РФ. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляется врачами-специалистами, включёнными в состав призывной комиссии субъекта РФ: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-отоларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Призывной комиссией Калининского района Тверской области Бондареву А.К. присвоена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе и принято решение об освобождении от призыва на военную службу по п.1а ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (гипертоническая болезнь). Призывная комиссия Тверской области 27.05.2021 отменила решение призывной комиссии Калининского района Тверской области, изменила категорию годности с категории «В» (ограниченно годен к военной службе) на категорию «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями». Решение принято единогласно, в материалах личного дела имеются результаты медицинских освидетельствований, которые проходил заявитель. Объективных данных для освидетельствования по категории годности «В» у медицинской комиссии не имелось.

Бондарев А.К. считает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, вместе с тем, его доводы, по мнению представителя административного ответчика, необоснованны и выражают субъективное желание получить отсрочку от призыва на военную службу.

Представители административного соответчика призывной комиссии Тверской области и заинтересованного лица призывной комиссии Калининского района Тверской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, возражений оп административному иску не представили, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

На основании положений ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шулякову Е.В., исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу п.1 ст.26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п.2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.

В соответствии с п.4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Приложениями к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Судом установлено, что административный истец Бондарев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с 18.01.2018 изначально в отделе военного комиссариата Тверской области Лихославльского и Спировского районов, затем - в военном комиссариате Калининского района Тверской области.

Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии Калининского района Тверской области в связи с наличием у Бондарева А.К. гипертонической болезни <данные изъяты>, ему установлена категория годности «В» с освобождением от призыва на военную службу и зачислением в запас по ст.43-в расписания болезней.

Пунктом 2 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.

По результатам проведённых мероприятий призывная комиссия Тверской области с вышеуказанным решением призывной комиссии Калининского района Тверской области не согласилась.

Решением от 27.05.2021 призывной комиссии Тверской области решение призывной комиссии Калининского района Тверской области отменено, Бондарев А.К. призван на военную службу. Решение принято единогласно. В соответствии со ст.47-б и 42-г расписания болезней Бондареву А.К. установлена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В суд с рассматриваемым иском административный истец обратился 25.06.2021, в связи с чем, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок им не пропущен.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункты 1, 2, 4).

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В силу п.5.1 указанной статьи, наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Указанные требования закона при проведении медицинского освидетельствования административного истца были соблюдены.

При этом, призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

Из материалов личного дела призывника, письменных пояснений начальника Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области ФИО1 следует, что Бондарев А.К. при первоначальной постановке на воинский учет в 2018 году жалоб не предъявлял и ему при медицинском освидетельствовании была определена категория годности Г (временно не годен) в связи с <данные изъяты>

В 2019 году в ходе медицинского освидетельствования Бондареву А.К. определена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статье 66 г (<данные изъяты>.), 13 д (<данные изъяты>), 59 в (<данные изъяты>).

В мае 2020 года в ходе медицинского освидетельствования Бондарева А.К. подтверждена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статье 66 г (<данные изъяты>.), 13 д (<данные изъяты>), 59 в (<данные изъяты>).

В вышеуказанные периоды действовала предоставленная Бондареву А.К. отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением им обучения. По окончании обучения и предоставленной отсрочки при прохождении очередного медицинского освидетельствования в связи с предъявленными Бондаревым А.К. жалобами на эпизоды повышения артериального давления ему определена категория Г (временно (6 мес.) не годен к военной службе) по статье 48 расписания болезней для лечения и дообследования с целью уточнения диагноза.

В апреле 2021 года в ходе медицинского освидетельствования призывной комиссией Калининского района Тверской области Бондареву А.К. определена категория годности В (ограниченно годен к военной службе по статье 43 в (<данные изъяты>.). Вместе с тем, при контрольном освидетельствовании 21.05.2021 в Центре военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области эта категория заменена на Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статьям 42 г <данные изъяты>.), 47 б (<данные изъяты>). Данные выводы комиссии отражены в листе контрольного медицинского освидетельствования от 21.05.2021.

К указанным выводам военно-врачебная комиссия и впоследствии призывная комиссия Тверской области пришли в связи с тем, что при анализе амбулаторной карты Бондарева А.К. установлено, что при посещении кардиолога контрольные замеры артериального давления составляли 125-130/80 мм рт.ст., гипертонический анамнез отсутствовал. Результаты СМАД от 10.03.2021, 19.11.2020, 12.10.2020 сложно интерпретировать, так как выполнены они при постоянной физической нагрузке с частотой сердечных сокращений более 110-130 в минуту в течение всех суток. При этом, повышенным считается артериальное давление только в покое. ЭХО-КГ 19.11.2020 - пролапс митрального клапана 2 ст. (6,7 мм), размеры полостей сердца без патологии. При стационарном лечении в феврале 2019 года в детской областной больнице по поводу хронического гастродуоденита и в феврале 2020 года в терапевтическом отделении ГБУЗ КГБ №7 но поводу пневмонии данных, указывающих на повышенное артериальное давление, не имеется. Врачами зафиксировано артериальное давление 110/70 мм рт.ст. При неоднократном контрольном измерении артериального давления на контрольном медицинском освидетельствовании в военном комиссариате выявлены нормальные показатели 130-120/80 мм рт.ст.

С решением призывной комиссии Тверской области административный истец не согласился, полагая, что призывной комиссией Калининского района Тверской области ему верно была установлена категория годности «В» с освобождением от призыва на военную службу с зачислением в запас по ст.43-в расписания болезней.

В обоснование своих доводов административным истцом на медицинское освидетельствование были представлены:

- результаты эхокардиографии от 20.10.2020 ГБУЗ «Областной клинический кардиологический диспансер» и от 19.11.2020 ГБУЗ «Областная клиническая больница», согласно которых у Бондарева А.К. выявлен пролапс митрального клапана умеренный (2 ст.);

- результаты СМАД от 12.10.2020, 19.11.2020, 10.03.2021;

- медицинские заключения кардиолога ГБУЗ «Областная клиническая больница» от 06.11.2020 и от 11.03.2021, согласно которого у Бондарева А.К. выявлена гипертензивная (гипертоническая) болезнь 1 стадии, стойкая систоло-диастолическая артериальная гипертензия 2 степени, риск 2, умеренный пролапс митрального клапана 2 степени.

Также при принятии решения призывная комиссия Калининского района Тверской области руководствовалась медицинским заключением о состоянии здоровья Бондарева А.К. за №27/2540 от 01.04.2021, составленным ГБУЗ «Калининская ЦРБ» по направлению военного комиссариата Калининского района Тверской области. Согласно данного заключения у Бондарева А.К. имеется <данные изъяты>

В соответствии с Приложением №1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, настоящий документ включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе категорий граждан, в частности, по I графе - граждан при призыве на военную службу (п.1).

В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.2).

В ст.43 Расписания болезней предусмотрена гипертоническая болезнь.

Поскольку Бондарев А.К. освидетельствован при призыве на военную службу, его годность к военной службе подлежит определению по I графе, предусматривающей категорию годности Д (не годен к военной службе) при выявлении гипертонической болезни со значительным нарушением функции «органов-мишеней» (ст.43 п.«а») и категорию годности В (ограниченно годен к военной службе) при выявлении гипертонической болезни с умеренным нарушением функции «органов-мишеней» и с незначительным нарушением и без нарушения функции «органов-мишеней» (ст.43 п.п.«б», «в»).

Из примечания к данной статье усматривается, что к пункту «а» относится гипертоническая болезнь III стадии.

На наличие гипертонической болезни такой стадии административный истец не ссылался.

Из примечания к ст.43 Расписания болезней следует, что к пункту «б» относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией II степени (в покое - систолическое давление составляет 160 мм рт.ст. и выше, диастолическое - 100 мм рт.ст. и выше), не достигающей оптимальных показателей без проведения постоянной медикаментозной терапии, подтвержденных в том числе результатами повторного суточного мониторирования артериального давления и умеренным нарушением функции «органов-мишеней».

В клинической картине II стадии гипертонической болезни с умеренным нарушением функции «органов-мишеней» преобладают сосудистые расстройства, которые не всегда тесно и непосредственно связаны с гипертензивным синдромом (инфаркт миокарда, стойкие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, наличие атеросклеротических изменений в магистральных артериях с умеренным нарушением функции и др.). Кроме того, возможны церебральные расстройства - гипертонические церебральные кризы, транзиторные ишемические атаки или дисциркуляторная энцефалопатия II стадии с двигательными, чувствительными, речевыми, мозжечковыми, вестибулярными и другими расстройствами, а также стенокардия напряжения II ФК и (или) хроническая сердечная недостаточность II ФК.

К пункту «в» относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции «органов-мишеней» (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции «органов-мишеней», а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения «органов-мишеней» отсутствуют.

Для II стадии гипертонической болезни характерны также гипертрофия левого желудочка (выявляемая при рентгенологическом исследовании (кардиоторакальный индекс > 50 процентов), электрокардиографии (признак Соколова-Лайона > 38 мм, Корнельское произведение > 2440 мм x мс), эхокардиографии (индекс массы миокарда левого желудочка > 125 г/м2 для мужчин и > 110 г/м2 для женщин) и 1 - 2 дополнительных изменения в других «органах-мишенях» - сосудах глазного дна (генерализованное или локальное сужение сосудов сетчатки), почках (микроальбуминурия 30 - 300 мг/сут., протеинурия и (или) уровень креатинина 115 - 133 мкмоль/л для мужчин и 107 - 124 мкмоль/л для женщин; клиренс креатинина 60 - 89 мл/мин (формула Кокрофта-Гаулта) и магистральных артериях (признаки утолщения стенки артерии (толщина комплекса «интима-медиа») при ультразвуковом исследовании больше 0,9 мм) и (или) атеросклеротические бляшки в них).

При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, «красный» стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней.

Кроме того, как указано в примечании к статье, наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

В связи с изложенным, для определения категории годности к военной службе необходимо не только наличие установленного диагноза, но и подтверждение его совокупностью двух видов медицинских документов: результатами обследования в стационарных условиях, а также результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с условиями неоднократного выполнения СМАД.

Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пунктов ст.43 Расписания болезней.

Такие доказательства административным истцом не были представлены ни при проведении медицинского освидетельствования, ни суду. Из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, что Бондарев А.К. обследовался в стационарных условиях, находился под диспансерным наблюдением с условием неоднократного выполнения СМАД.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области ФИО1 пояснила, что представленных медицинских документов и обоснований не было достаточно для определения Бондареву А.К. категории годности по п.«в» ст.43 Расписания болезней. Бондарев А.К. не состоял под диспансерным наблюдением, обследовался только амбулаторно. Представленные административным истцом результаты СМАД не были приняты во внимание, поскольку выполнялись, возможно, при физической нагрузке, на что указывает частота сердечных сокращений, намного превышающая норму на протяжении суток. При изучении анамнеза жизни призывника выяснилось, что он активно занимается спортом. При обращениях к различным специалистам по поводу лечения, замеры артериального давления Бондарева А.К. показывали нормальные результаты, как и неоднократные замеры при проведении медицинских обследований в военном комиссариате. Оснований для проведения дополнительного обследования Бондарева А.К. установлено не было.

С учётом фактически полученных данных о состоянии здоровья Бондарева А.К., заключений врачей-специалистов, данных медицинской документации, исследованной при проведении контрольного медицинского освидетельствования, административному истцу обоснованно была определена категория годности Б-4 по п.«б» ст.47 и п.«г» ст.42 Расписания болезней в связи с установленным диагнозом нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу и пролапс митрального клапана 2 ст.

Поставленный по результатам проведенного обследования диагноз административным истцом в установленном порядке оспорен не был.

Так, исходя из положений, содержащихся в ч.2 ст.25, ч.6 ст.61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №574.

Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

С таким заявлением административный истец не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Оснований для направления административного истца в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза заболевания установлено не было.

Исследованных данных о состоянии здоровья Бондарева А.К. было достаточно для дачи медицинского заключения о годности призывника к военной службе.

В соответствии с п.1 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии; военный комиссар - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы; представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации; представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.

Состав призывных комиссий муниципальных образований и призывной комиссии Тверской области утвержден распоряжением Губернатора Тверской области от 31.03.2020 №95-рг «О создании призывных комиссий в Тверской области» в связи с осуществлением в апреле - июле 2021 года призыва граждан призывного возраста, проживающих на территории Тверской области.

Оснований полагать, что решение призывной комиссией Тверской области принято в незаконном составе, у суда не имеется.

Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии вынесено уполномоченными лицами в пределах их компетенции в соответствии с требованиями закона и с соблюдением установленной процедуры, прав административного истца не нарушает.

Кроме того, в силу п.7 приложения №33 к приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663» по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы. При необходимости выносится новое решение призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое административным истцом, но нереализованное решение призывной комиссии, по окончании призыва его прав не затрагивает.

Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административным истцом судебные расходы в соответствии со ст.111 КАС РФ возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бондарева А.К. к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тверской области», призывной комиссии Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Тверской области, освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                             Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 01.10.2021.

Дело №2а-1539/2021 (УИД 69RS0039-01-2021-002341-34)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2021 года                                                                                г.Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Панасюк Т.Я.,

при секретаре Сакаевой А.А.,

с участием представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шуляковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бондарева А.К. к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тверской области», призывной комиссии Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Тверской области, освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас,

у с т а н о в и л:

Бондарев А.К. обратился в суд с административным иском к ФКУ «Военный комиссариат Тверской области», в котором просил решение призывной комиссии Тверской области от 27.05.2021 о призыве его на военную службу признать незаконным и отменить, освободить его по состоянию здоровья от призыва на военную службу и зачислить в запас.

    В обоснование заявленных административных исковых требований ссылался на следующие обстоятельства. Ранее в отношении административного истца соответствующей призывной комиссией муниципального образования Калининский район Тверской области была установлена категория годности «В» и принято решение об освoбoждeнии его от призыва на военную службу ввиду наличия <данные изъяты>. Начиная с тринадцатилетнего возраста и до настоящего момента административный истец постоянно испытывает проблемы со здоровьем, такие как головные боли, плохой сон, вызываемый неконтролируемыми пробуждениями, одышка при любых видах физической нагрузки, даже незначительной, периодические кровотечения из носа. Изначально административный истец и его родители, близкие родственники не придавали этим тревожным симптомам существенного значения, полагая, что всё это издержки переходного возраста и вызваны эмоциональными изменениями.

В 2020 году административный истец, надлежащим образом исполняя обязанность по участию в мероприятиях, проводимых в рамках призывной компании, явился в военный комиссариат. По результатам прохождения медицинского освидетельствования военной врачебной комиссией принято решение о направлении административного истца на дополнительное медицинское обследование. Медицинским заключением о состоянии здоровья гражданина, изготовленным Лихославльской ЦРБ на основании амбулаторного медицинского обследования в ОКБ г.Твери установлен диагноз: <данные изъяты>. Согласно листу медицинского освидетельствования административного истца, ему установлена категория годности к военной службе «Г» - временно не годен к военной службе сроком на 6 месяцев. Заключением военного комиссара Лихославльского и Спировского районов Тверской области от 01.03.2021 административный истец освобождён от призыва по состоянию здоровья. Решением призывной комиссии Тверской области от 24.12.2020 административному истцу также предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2021. С того времени состояние здоровья административного истца не изменилось.

В рамках военной призывной кампании 2021 года административный истец в очередной раз явился в военный комиссариат для медицинского освидетельствования. По результатам дополнительного медицинского обследования составлено медицинское заключение о состоянии здоровья административного истца, по данным которого подтверждён ранее поставленный диагноз <данные изъяты>. Кроме того, определяющим фактором, влияющим на отнесение к тому или иному пункту утверждённого Правительством РФ расписания болезней, является величина систолического давления: п.«в» ст.43 - это от 140 до 179 мм рт.ст., а всё, что ниже этих значений, - это п.«б» ст.47. Как следует из последних медицинских документов, систолическое давление административного истца никогда не бывает ниже 140 мм рт.ст., а зачастую достигает предельных значений.

Таким образом, по мнению административного истца, выводы призывной комиссии Тверской области противоречат как данным объективных исследований наиболее компетентных специалистов Тверской области, так и нормам специального закона, определяющего ограничения и допуск к военной службе. При таких обстоятельствах направление административного истца на военную службу создаёт реальную угрозу его жизни и здоровью, может повлечь тяжкие последствия.

Определением судьи от 30.06.2021, вынесенным при подготовке административного дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена призывная комиссия Тверской области, в качестве заинтересованного лица – призывная комиссия Калининского района Тверской области.

В судебное заседание административный истец Бондарев А.К. и его представитель не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, обоснованных ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли.

Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» на основании доверенности Шулякова Е.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, ссылалась на отсутствие к тому законных оснований, поддержала доводы письменных возражений на административный иск.

В письменных возражениях указано, что призывная комиссия принимает решение о призыве на военную службу в отношении призывника только после определения категории годности к военной службе. Для установления категории годности к военной службе и принятии решения проводится медицинское освидетельствование. Врачи-специалисты военно-врачебной комиссии руководствуются в своей работе Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденной постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565. Мероприятия, связанные с призывом на военную службу - это комплекс мероприятий, направленных на уведомление граждан о необходимости явки в военный комиссариат (вручение повесток под личную роспись граждан), проведение медицинского освидетельствования с целью определения годности граждан к военной службе, заседание призывной комиссии, где принимается и оглашается принятое решение.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, и пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования. По решению призывной комиссии субъекта РФ контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, может проводиться заочно путем изучения их личных дел и медицинских документов, представленных в призывную комиссию субъекта РФ. При необходимости проводится очное контрольное освидетельствование указанных граждан. Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляется врачами-специалистами, включёнными в состав призывной комиссии субъекта РФ: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-отоларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости - врачами других специальностей. В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение призывной комиссии, о чем сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта РФ принимает решение в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Призывной комиссией Калининского района Тверской области Бондареву А.К. присвоена категория годности «В» - ограниченно годен к военной службе и принято решение об освобождении от призыва на военную службу по п.1а ст.23 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (гипертоническая болезнь). Призывная комиссия Тверской области 27.05.2021 отменила решение призывной комиссии Калининского района Тверской области, изменила категорию годности с категории «В» (ограниченно годен к военной службе) на категорию «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями». Решение принято единогласно, в материалах личного дела имеются результаты медицинских освидетельствований, которые проходил заявитель. Объективных данных для освидетельствования по категории годности «В» у медицинской комиссии не имелось.

Бондарев А.К. считает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, вместе с тем, его доводы, по мнению представителя административного ответчика, необоснованны и выражают субъективное желание получить отсрочку от призыва на военную службу.

Представители административного соответчика призывной комиссии Тверской области и заинтересованного лица призывной комиссии Калининского района Тверской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, возражений оп административному иску не представили, обоснованных ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.

На основании положений ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Тверской области» Шулякову Е.В., исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующим выводам.

Частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Из положений ст.4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Порядок реализации права обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст.219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ следует, что по делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию административным истцом, являются нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, и соблюдение им сроков обращения в суд.

Соблюдение требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, подлежащие установлению судом, доказываются административным ответчиком.

Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется, в том числе, Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В силу п.1 ст.26 названного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п.2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.

В соответствии с п.4 Положения под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

Приложениями к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.

Судом установлено, что административный истец Бондарев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учете с 18.01.2018 изначально в отделе военного комиссариата Тверской области Лихославльского и Спировского районов, затем - в военном комиссариате Калининского района Тверской области.

Как следует из материалов дела, решением призывной комиссии Калининского района Тверской области в связи с наличием у Бондарева А.К. гипертонической болезни <данные изъяты>, ему установлена категория годности «В» с освобождением от призыва на военную службу и зачислением в запас по ст.43-в расписания болезней.

Пунктом 2 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.

По результатам проведённых мероприятий призывная комиссия Тверской области с вышеуказанным решением призывной комиссии Калининского района Тверской области не согласилась.

Решением от 27.05.2021 призывной комиссии Тверской области решение призывной комиссии Калининского района Тверской области отменено, Бондарев А.К. призван на военную службу. Решение принято единогласно. В соответствии со ст.47-б и 42-г расписания болезней Бондареву А.К. установлена категория годности «Б-4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями.

В суд с рассматриваемым иском административный истец обратился 25.06.2021, в связи с чем, предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок им не пропущен.

Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункты 1, 2, 4).

Пунктом 3 данной статьи предусмотрено, что порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.

В силу п.5.1 указанной статьи, наличие оснований для предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья и правильность их предоставления проверяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе. В случае выявления нарушений в правильности предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу по состоянию здоровья, освобождений от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, предоставленных в ходе работы призывной комиссии, по решению призывной комиссии субъекта Российской Федерации проводится контрольное медицинское освидетельствование указанных граждан.

Указанные требования закона при проведении медицинского освидетельствования административного истца были соблюдены.

При этом, призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.

Из материалов личного дела призывника, письменных пояснений начальника Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области ФИО1 следует, что Бондарев А.К. при первоначальной постановке на воинский учет в 2018 году жалоб не предъявлял и ему при медицинском освидетельствовании была определена категория годности Г (временно не годен) в связи с <данные изъяты>

В 2019 году в ходе медицинского освидетельствования Бондареву А.К. определена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статье 66 г (<данные изъяты>.), 13 д (<данные изъяты>), 59 в (<данные изъяты>).

В мае 2020 года в ходе медицинского освидетельствования Бондарева А.К. подтверждена категория годности Б-3 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статье 66 г (<данные изъяты>.), 13 д (<данные изъяты>), 59 в (<данные изъяты>).

В вышеуказанные периоды действовала предоставленная Бондареву А.К. отсрочка от призыва на военную службу в связи с прохождением им обучения. По окончании обучения и предоставленной отсрочки при прохождении очередного медицинского освидетельствования в связи с предъявленными Бондаревым А.К. жалобами на эпизоды повышения артериального давления ему определена категория Г (временно (6 мес.) не годен к военной службе) по статье 48 расписания болезней для лечения и дообследования с целью уточнения диагноза.

В апреле 2021 года в ходе медицинского освидетельствования призывной комиссией Калининского района Тверской области Бондареву А.К. определена категория годности В (ограниченно годен к военной службе по статье 43 в (<данные изъяты>.). Вместе с тем, при контрольном освидетельствовании 21.05.2021 в Центре военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области эта категория заменена на Б-4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями) по статьям 42 г <данные изъяты>.), 47 б (<данные изъяты>). Данные выводы комиссии отражены в листе контрольного медицинского освидетельствования от 21.05.2021.

К указанным выводам военно-врачебная комиссия и впоследствии призывная комиссия Тверской области пришли в связи с тем, что при анализе амбулаторной карты Бондарева А.К. установлено, что при посещении кардиолога контрольные замеры артериального давления составляли 125-130/80 мм рт.ст., гипертонический анамнез отсутствовал. Результаты СМАД от 10.03.2021, 19.11.2020, 12.10.2020 сложно интерпретировать, так как выполнены они при постоянной физической нагрузке с частотой сердечных сокращений более 110-130 в минуту в течение всех суток. При этом, повышенным считается артериальное давление только в покое. ЭХО-КГ 19.11.2020 - пролапс митрального клапана 2 ст. (6,7 мм), размеры полостей сердца без патологии. При стационарном лечении в феврале 2019 года в детской областной больнице по поводу хронического гастродуоденита и в феврале 2020 года в терапевтическом отделении ГБУЗ КГБ №7 но поводу пневмонии данных, указывающих на повышенное артериальное давление, не имеется. Врачами зафиксировано артериальное давление 110/70 мм рт.ст. При неоднократном контрольном измерении артериального давления на контрольном медицинском освидетельствовании в военном комиссариате выявлены нормальные показатели 130-120/80 мм рт.ст.

С решением призывной комиссии Тверской области административный истец не согласился, полагая, что призывной комиссией Калининского района Тверской области ему верно была установлена категория годности «В» с освобождением от призыва на военную службу с зачислением в запас по ст.43-в расписания болезней.

В обоснование своих доводов административным истцом на медицинское освидетельствование были представлены:

- результаты эхокардиографии от 20.10.2020 ГБУЗ «Областной клинический кардиологический диспансер» и от 19.11.2020 ГБУЗ «Областная клиническая больница», согласно которых у Бондарева А.К. выявлен пролапс митрального клапана умеренный (2 ст.);

- результаты СМАД от 12.10.2020, 19.11.2020, 10.03.2021;

- медицинские заключения кардиолога ГБУЗ «Областная клиническая больница» от 06.11.2020 и от 11.03.2021, согласно которого у Бондарева А.К. выявлена гипертензивная (гипертоническая) болезнь 1 стадии, стойкая систоло-диастолическая артериальная гипертензия 2 степени, риск 2, умеренный пролапс митрального клапана 2 степени.

Также при принятии решения призывная комиссия Калининского района Тверской области руководствовалась медицинским заключением о состоянии здоровья Бондарева А.К. за №27/2540 от 01.04.2021, составленным ГБУЗ «Калининская ЦРБ» по направлению военного комиссариата Калининского района Тверской области. Согласно данного заключения у Бондарева А.К. имеется <данные изъяты>

В соответствии с Приложением №1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565, настоящий документ включает в себя расписание болезней, в соответствии со статьями которого определяется годность к военной службе категорий граждан, в частности, по I графе - граждан при призыве на военную службу (п.1).

В расписании болезней предусматриваются следующие категории годности к военной службе: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (п.2).

В ст.43 Расписания болезней предусмотрена гипертоническая болезнь.

Поскольку Бондарев А.К. освидетельствован при призыве на военную службу, его годность к военной службе подлежит определению по I графе, предусматривающей категорию годности Д (не годен к военной службе) при выявлении гипертонической болезни со значительным нарушением функции «органов-мишеней» (ст.43 п.«а») и категорию годности В (ограниченно годен к военной службе) при выявлении гипертонической болезни с умеренным нарушением функции «органов-мишеней» и с незначительным нарушением и без нарушения функции «органов-мишеней» (ст.43 п.п.«б», «в»).

Из примечания к данной статье усматривается, что к пункту «а» относится гипертоническая болезнь III стадии.

На наличие гипертонической болезни такой стадии административный истец не ссылался.

Из примечания к ст.43 Расписания болезней следует, что к пункту «б» относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией II степени (в покое - систолическое давление составляет 160 мм рт.ст. и выше, диастолическое - 100 мм рт.ст. и выше), не достигающей оптимальных показателей без проведения постоянной медикаментозной терапии, подтвержденных в том числе результатами повторного суточного мониторирования артериального давления и умеренным нарушением функции «органов-мишеней».

В клинической картине II стадии гипертонической болезни с умеренным нарушением функции «органов-мишеней» преобладают сосудистые расстройства, которые не всегда тесно и непосредственно связаны с гипертензивным синдромом (инфаркт миокарда, стойкие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, наличие атеросклеротических изменений в магистральных артериях с умеренным нарушением функции и др.). Кроме того, возможны церебральные расстройства - гипертонические церебральные кризы, транзиторные ишемические атаки или дисциркуляторная энцефалопатия II стадии с двигательными, чувствительными, речевыми, мозжечковыми, вестибулярными и другими расстройствами, а также стенокардия напряжения II ФК и (или) хроническая сердечная недостаточность II ФК.

К пункту «в» относится гипертоническая болезнь II стадии с артериальной гипертензией I - II степени (в покое - систолическое давление составляет от 140 до 179 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 109 мм рт.ст.) с незначительным нарушением функции «органов-мишеней» (хроническая сердечная недостаточность I ФК, преходящие нарушения ритма сердца и (или) проводимости, дисциркуляторная энцефалопатия I стадии) или без нарушения функции «органов-мишеней», а также I стадии с повышенными показателями артериального давления (в покое систолическое давление составляет от 140 до 159 мм рт.ст., диастолическое - от 90 до 99 мм рт.ст.). При I стадии гипертонической болезни возможно кратковременное повышение артериального давления до более высоких цифр. Признаки поражения «органов-мишеней» отсутствуют.

Для II стадии гипертонической болезни характерны также гипертрофия левого желудочка (выявляемая при рентгенологическом исследовании (кардиоторакальный индекс > 50 процентов), электрокардиографии (признак Соколова-Лайона > 38 мм, Корнельское произведение > 2440 мм x мс), эхокардиографии (индекс массы миокарда левого желудочка > 125 г/м2 для мужчин и > 110 г/м2 для женщин) и 1 - 2 дополнительных изменения в других «органах-мишенях» - сосудах глазного дна (генерализованное или локальное сужение сосудов сетчатки), почках (микроальбуминурия 30 - 300 мг/сут., протеинурия и (или) уровень креатинина 115 - 133 мкмоль/л для мужчин и 107 - 124 мкмоль/л для женщин; клиренс креатинина 60 - 89 мл/мин (формула Кокрофта-Гаулта) и магистральных артериях (признаки утолщения стенки артерии (толщина комплекса «интима-медиа») при ультразвуковом исследовании больше 0,9 мм) и (или) атеросклеротические бляшки в них).

При наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, «красный» стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней.

Кроме того, как указано в примечании к статье, наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.

В связи с изложенным, для определения категории годности к военной службе необходимо не только наличие установленного диагноза, но и подтверждение его совокупностью двух видов медицинских документов: результатами обследования в стационарных условиях, а также результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения с условиями неоднократного выполнения СМАД.

Только совокупность названных условий позволяет установить административному истцу категорию годности на основании пунктов ст.43 Расписания болезней.

Такие доказательства административным истцом не были представлены ни при проведении медицинского освидетельствования, ни суду. Из имеющихся в материалах дела документов не усматривается, что Бондарев А.К. обследовался в стационарных условиях, находился под диспансерным наблюдением с условием неоднократного выполнения СМАД.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля начальник Центра военно-врачебной экспертизы военного комиссариата Тверской области ФИО1 пояснила, что представленных медицинских документов и обоснований не было достаточно для определения Бондареву А.К. категории годности по п.«в» ст.43 Расписания болезней. Бондарев А.К. не состоял под диспансерным наблюдением, обследовался только амбулаторно. Представленные административным истцом результаты СМАД не были приняты во внимание, поскольку выполнялись, возможно, при физической нагрузке, на что указывает частота сердечных сокращений, намного превышающая норму на протяжении суток. При изучении анамнеза жизни призывника выяснилось, что он активно занимается спортом. При обращениях к различным специалистам по поводу лечения, замеры артериального давления Бондарева А.К. показывали нормальные результаты, как и неоднократные замеры при проведении медицинских обследований в военном комиссариате. Оснований для проведения дополнительного обследования Бондарева А.К. установлено не было.

С учётом фактически полученных данных о состоянии здоровья Бондарева А.К., заключений врачей-специалистов, данных медицинской документации, исследованной при проведении контрольного медицинского освидетельствования, административному истцу обоснованно была определена категория годности Б-4 по п.«б» ст.47 и п.«г» ст.42 Расписания болезней в связи с установленным диагнозом нейроциркуляторная астения по гипертоническому типу и пролапс митрального клапана 2 ст.

Поставленный по результатам проведенного обследования диагноз административным истцом в установленном порядке оспорен не был.

Так, исходя из положений, содержащихся в ч.2 ст.25, ч.6 ст.61 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», заключение о годности граждан к военной службе дают соответствующие врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования; при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 №574.

Пунктами 7 и 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе предусмотрено, что независимая военно-врачебная экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение, и за счет средств этого гражданина (его законного представителя) в соответствии с договором о производстве независимой экспертизы.

С таким заявлением административный истец не обращался. Доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п.13 Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 №663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

Оснований для направления административного истца в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза заболевания установлено не было.

Исследованных данных о состоянии здоровья Бондарева А.К. было достаточно для дачи медицинского заключения о годности призывника к военной службе.

В соответствии с п.1 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации, в состав которой включаются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации - председатель комиссии; военный комиссар - заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением к месту прохождения военной службы; представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации; представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы).

В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.

Состав призывных комиссий муниципальных образований и призывной комиссии Тверской области утвержден распоряжением Губернатора Тверской области от 31.03.2020 №95-рг «О создании призывных комиссий в Тверской области» в связи с осуществлением в апреле - июле 2021 года призыва граждан призывного возраста, проживающих на территории Тверской области.

Оснований полагать, что решение призывной комиссией Тверской области принято в незаконном составе, у суда не имеется.

Таким образом, оспариваемое решение призывной комиссии вынесено уполномоченными лицами в пределах их компетенции в соответствии с требованиями закона и с соблюдением установленной процедуры, прав административного истца не нарушает.

Кроме того, в силу п.7 приложения №33 к приказу Министра обороны РФ от 02.10.2007 №400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663» по окончании призыва нереализованные решения призывной комиссии о призыве на военную службу отменяются призывной комиссией субъекта Российской Федерации с указанием причин, по которым они не были реализованы. При необходимости выносится новое решение призывной комиссией субъекта Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое административным истцом, но нереализованное решение призывной комиссии, по окончании призыва его прав не затрагивает.

Поскольку необходимой, предусмотренной ч.2 ст.227 КАС РФ совокупности условий для признания незаконным оспариваемого решения не установлено, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административным истцом судебные расходы в соответствии со ст.111 КАС РФ возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявленных административных исковых требований Бондарева А.К. к федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Тверской области», призывной комиссии Тверской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Тверской области, освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Центральный районный суд города Твери в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                                                             Т.Я. Панасюк

Мотивированное решение составлено 01.10.2021.

1версия для печати

2а-1539/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бондарев Александр Константинович
Ответчики
Военный комиссариат Тверской области
Другие
Призывная комиссия "Калининский район"
Призывная комиссия г.Твери
Суд
Центральный районный суд г. Тверь
Дело на странице суда
centralny.twr.sudrf.ru
19.08.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
19.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее