Судья Попов С.Г. Дело № 33-4792/2019
2-3/131/2019
25 ноября 2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бакиной Е.Н.,
судей Обуховой С.Г., Лысовой Т.В.
при секретаре Кругловой И.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове дело по апелляционной жалобе Рычкова А.И. на решение Слободского районного суда Кировской области от 23 сентября 2019 года, которым постановлено:
В иске Рычкову А.И. к администрации Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в качестве Ветерана боевых действий -отказать.
Заслушав доклад судьи Обуховой С.Г., представителя Рычкова А.И. – адвоката Карабалинова С.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Рычков А.И. обратился в суд с иском к администрации Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в качестве Ветерана боевых действий, указывая, что является Ветераном боевых действий в связи с участием в контртеррористических операциях <данные изъяты>. При наличии статуса Ветерана боевых действий у него имеется право на предоставление ему жилого помещения в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», а также п.5 ст.3 Закона Кировской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» от 04.05.2007 г. № 104-30. В собственности жилого помещения у него не имеется, он проживает совместно с ребенком и супругой в доме, принадлежащем супруге на праве собственности, который не является совместно нажитым. В случае расторжения брака и прекращения семейных отношений у него будет отсутствовать какое-либо жилое помещение для проживания. Он обратился с заявлением в администрацию Нагорского района Кировской области с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как Ветерана боевых действий. В ответе на заявление администрация разъяснила ему, что он имеет право на предоставление жилого помещение как малоимущий, а не как Ветеран боевых действий.
Просил суд обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в качестве Ветерана боевых действий, взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате юридических услуг в размере 11 000 руб.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Рычков А.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Не соглашается с выводами суда о том, что граждане из числа ветеранов боевых действий, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и принятые на соответствующий учет после 01.01.2005г., приобретают право на получение жилых помещения по договору социального найма на общих основаниях. Указывает, что статус Ветерана боевых действий приобретен им до 2005г. в связи с непосредственным участием в контртеррористических операциях на <данные изъяты>. Удостоверение ветерана боевых действий ему выдано после 2005г. Ввиду отсутствия у него удостоверения Ветерана боевых действий до 01.01.2005г. по независящим от него обстоятельствам не имел возможности встать в льготную очередь на предоставление ему жилого помещения как ветерану боевых действий. Приложение данного документа к заявлению о постановке на учет на предоставление жилья является обязательным. Полагает, что право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возникло у него до 01.01.2005г., независимо от наличия у него удостоверения ветерана боевых действий, в связи с чем на него распространяется установленное подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Администрация Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области в возражениях доводы апелляционной жалобы опровергает, считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя жалобы Рычкова А.И. –адвокат Карабалинов С.Н. дополнительно указал, что в <дата> Рычкову А.И. выдан дубликат удостоверения ветерана боевых действий, дата выдачи удостоверения судом не установлена. Поскольку Рычков А.И. не состоял на учете нуждающихся до 01.01.2005г., полагает, что он должен быть поставлен на учет нуждающихся администрацией городского поселения как ветеран боевых действий в порядке, предусмотренном ст.6,7 Закона Кировской области «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма».
Проверив материалы дела в соответствии с правилами статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов и доводов возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда не подлежит отмене по доводам жалобы.
Как установлено судом 1 инстанции и подтверждено материалами дела, Рычков А.И. является ветераном боевых действий.
<дата>. Рычкову А.И. выдан дубликат удостоверения №, в соответствии с которым истец имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».
Как следует из военного билета, в период с <дата>. по <дата>., с <дата>. по <дата>. проходил службу в составе ОГВ по проведению контртеррористических операций <данные изъяты>, в течении 5 дней принимал непосредственное участие в контртеррористических операциях.
На 01.01.2005г. Рычков А.И. не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в соответствии с ФЗ «О ветеранах».
Рычков А.И. зарегистрирован и проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности его супруге – Рычковой Е.В., согласно выписке из ЕГРП сведения о наличии зарегистрированных прав Рычкова А.И. на жилые помещения отсутствуют.
05.04.2019г. Рычков А.И. обратился в администрацию Нагорского района Кировской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий в качестве Ветерана боевых действий и постановке на учет в качестве нуждающегося.
Письмом от 18.04.2019г. администрация Нагорского района Кировской области разъяснила истцу Рычкову А.И. действующий с 01.01.2005г. порядок принятия на учет ветеранов боевых действий, нуждающихся в жилых помещениях, и указала список дополнительных документов, необходимых для принятия на учет нуждающихся.
12.09.2019г. жилищной комиссией при администрации Нагорского городского поселения Рычкову А.И. отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ, т.к. представлены документы, которые не подтверждают право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, Рычков А.И. не признан малоимущим. При этом, полученные в порядке информационного взаимодействия документы не отражают доходов заявителя, самостоятельно заявителем справки о доходах не представлены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь положениями пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах», исходил из отсутствия у Рычкова А.И. права на предоставление мер социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета, поскольку Рычков А.И. с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве ветерана боевых действий в администрацию Нагорского городского поселения Нагорского района Кировской области до 01.01.2005г. не обращался, доказательств обратного не представил.
Кроме того, не усмотрел оснований для возложения на администрацию городского поселения обязанности постановки на учет Рычкова А.И. в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Рычков А.И. с заявлением о принятии на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма ввиду проживания в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, не обращался, малоимущим не признан, документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий в администрацию не представил.
Выводы суда 1 инстанции судебная коллегия находит соответствующими установленным по делу обстоятельствам, основанными на правильном применении норм права.
Согласно подп. 3 п.1 ст.16 Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005г. обеспечиваются жильем в соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч.2-3 ст.49 данного Кодекса)
В соответствии с ч.2, ч.3 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Соответственно, жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).
Действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на внеочередное бесплатное обеспечение жильем, непосредственно не предусмотрены (ч.2 ст.57 ЖК РФ); те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 01.01.2005г. согласно Жилищному кодексу РФ приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Жилые помещения предоставляются таким гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия данных граждан на учет (ч.1 ст.57 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, Рычков А.И., являясь ветераном боевых действий, до 01.01.2005г. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял, дубликат удостоверения ветерана боевых действий получен им <дата>., службу в составе ОГВ Рычков А.И. проходил до <дата>.
Доказательств в подтверждение того, что Рычков А.И. обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся до 01.01.2005г. и что ему было отказано в поставке на такой учет, стороной истца ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, не представлено.
Напротив, из совокупности имеющихся в материалах дела доказательств следует, что Рычков А.И. обратился к ответчику с заявлением об обеспечении его жильем только в 2019г., при этом документы, требуемые для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с положениями жилищного законодательства РФ, им не представлены, в связи с чем жилищной комиссией при администрации городского поселения в постановке на учет ему отказано.
При таких обстоятельствах, суд 1 инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для обеспечения Рычкова А.И. жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.2000г. № 40-ФЗ, либо из муниципального фонда по договору социального найма на общих основаниях.
Аргументы заявителя жалобы о том, что истец приобрел статус ветерана боевых действий до 2005г., т.е. до введения в действие нового правового регулирования жилищных правоотношений, в связи с чем на него распространяется установленное подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании вышеприведенных норм права.
Юридически значимым по делу обстоятельством в силу пп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» для определения наличия льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов является не наличие статуса ветерана боевых действий, а признание его нуждающимся в жилом помещении, о чем свидетельствует факт постановки на учет уполномоченным органом. Введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г., было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Соответственно, граждане из числа лиц, перечисленных в п.п. 1-4 п.1 ст.3 Федерального закона «О ветеранах», которые по состоянию на 01.01.2005г. имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Поскольку до 01.01.2005г. Рычков А.И. не состоял на учете нуждающихся в жилом помещении, суд 1 инстанции правомерно не усмотрел оснований для обеспечения Рычкова А.И. жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с подп.3 п.1 ст.16 Федерального закона «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 02.01.2000г. № 40-ФЗ.
Ссылки заявителя жалобы на отсутствие возможности постановки на учет для предоставления ему жилого помещения как ветерану боевых действий до 01.01.2005г. ввиду того, что удостоверение ветерана боевых действий ему выдано после 2005г., правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют и отмену оспариваемого решения не влекут. Исходя из вышеизложенного, дополнительно указанные доводы о том, что время фактического получения Рычковым А.И. удостоверения ветерана боевых действий судом не установлено, также подлежат отклонению.
Доводы представителя Рычкова А.И. – адвоката Карабалинова С.Н., озвученные в суде апелляционной инстанции о том, что судом не применены положения ст.ст. 6,7 Закона Кировской области от 04.05.2007г. № 104-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма», согласно которым Рычков А.М. должен быть обеспечен жилым помещением в соответствии с положениями Закона Кировской области как ветеран боевых действий, не являются основаниями для отмены постановленного судебного решения.
Статьей 3 Закона Кировской области от 04.05.2007г. № 104-ЗО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» установлено, что ветераны боевых действий, проживающие на территории области и признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на получение жилого помещения из жилого фонда Кировской области.
Жилые помещения предоставляются ветеранам боевых действия, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года. (пп.2 п.1 ст.4 ЗКО № 104-ЗО от 04.05.2007г.)
В силу ст.6 Закона Кировской области от 04.05.2007г. № 104-ЗО гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма за счет жилищного фонда области, признаются граждане, указанные в статье 51 Жилищного кодекса РФ и относящиеся к категориям, установленным статьей 3 данного Закона.
Пунктами 1, 2 части 1 ст.51 ЖК РФ предусматривается, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
При этом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (п.2 ст.52 ЖК РФ).
Таким образом, порядок постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях установлен положениями жилищного законодательства, которые предусматривают признание малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, иные основания постановки на учет для категории ветеранов боевых действий законом субъекта РФ не предусмотрены.
В силу ч.2 ст.51 ЖК РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Статьей 9 Закона Кировской области от 02.08.2005г. N 349-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» установлен перечень документов, необходимых для принятия гражданина на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в числе которых указано на наличие документа, подтверждающего, что гражданин относится к категории малоимущих и (или) относится к категориям, установленным ст.3 Закона Кировской области «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма».
Поскольку представленные Рычковым А.И. документы не подтверждали его право состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, в предоставлении сведений о доходах по межведомственным запросам администрации отказано, самостоятельно указанные сведения заявителем не представлены, решением жилищной комиссии администрации Нагорского городского поселения от 12.09.2019г. в соответствии со ст.54 ЖК РФ обоснованно отказано в постановке Рычкова А.И. на учет.
Разрешая спор, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст.67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна.
Иных доводов правового характера, указывающих на наличие существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Слободского районного суда Кировской области от 23 сентября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: