гражданское дело № 2-280/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Абаза 18 сентября 2024 года
Абазинский районный суд Республики Хакасия в составе председательствующего - судьи Ворошилова П.Д. при секретаре судебного заседания Елпатовой Е.Г.,
с участием помощника прокурора Медведева М.С.,
представителей ответчика по доверенности Сычевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Таштыпского района РХ, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Абаза-Энерго» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
прокурор обратился с иском в суд к ООО «Абаза-Энерго» об обязании совершить определенные действия, мотивировав требования тем, что прокуратурой района проведены надзорные мероприятия по исполнению объектами топливно-энергетического комплекса законодательства о противодействии терроризму, в ходе которых выявлены нарушения действующего законодательства.
В ходе проверки установлено, что 09.09.2020 согласован паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) г. Абаза, действующий до 09.09.2024.
Согласно пп.1 п.7 раздела 10 Паспорта безопасности на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, 2а необходимо оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой сигнализации в срок до 30.03.2023.
Согласно пп.11 п. 7 раздела 10 Паспорта безопасности на Водозаборной станции (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер В необходимо оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой охранной сигнализации, в машинном зале установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние извещатели, установить кнопку экстренного вызова полиции в срок до 30.03.2023.
Однако ООО «Абаза-Энерго» вышеперечисленные мероприятия не выполнило. С целью устранения нарушений прокуратурой района 22.06.2023 в адрес директора ООО «Абаза-Энерго» внесено представление, 22.06.2023 Обществом дан ответ на представление, не содержащий сведений о фактическом устранении нарушений.
Просит обязать ООО «Абаза-Энерго» не позднее 15.12.2024:
- на Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, 2а оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой сигнализации;
- на Водозаборной станции (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер В оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой охранной сигнализации, в машинном зале установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние извещатели, установить кнопку экстренного вызова полиции.
03.09.2024 от представителя ответчика ООО «Абаза-Энерго» по доверенности Сычевой О.И. в суд поступил отзыв на исковое заявление из которого следует, что требования прокурора основаны на выданном представлении от 22.06.2023.
Актуализированный паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ТЭЦ г. Абаза утвержден 31.05.2024 директором ООО «Абаза-Энерго» ФИО1 и согласован с Главой Республики Хакасия – председателем правительства Республики Хакасия, председателем антитеррористической комиссии в Республике Хакасия ФИО2 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса». Основанием для актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК явилось изменение количества моделей нарушителей в отношении объекта, базовых угроз для критических элементов объекта, компонентов организации охраны и защиты объекта и инженерно-технических средств его охраны, оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
После актуализации паспорт (действующий до 09.09.2024) является недействительным, а значит у ООО «Абаза-Энерго» отсутствуют обязательства по его выполнению.
Согласно п. 11 паспорта безопасности объекта ТЭК ТЭЦ г. Абаза, действующего с 01.05.2024 бессрочно, определен состав и тип инженерно-технических средств охраны, которыми объект подлежит оборудованию. Срок данных мероприятий установлен до 01.06.2025.
Учитывая, что деятельность ООО «Абаза-Энерго» является регулируемой со стороны государственных органов, то ООО «Абаза-Энерго» предпринимает все необходимые меры для выполнения всех мероприятий в предусмотренный срок.
Просит отказать в удовлетворении требований прокуратуры Таштыпского района в срок до 15.12.2024 в связи с отсутствием необходимого объема финансирования со стороны государственных органов, а также наличием иного срока, предусмотренного актуальным паспортом безопасности ТЭК от 31.05.2024.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Таштыпского района Медведев М.С. заявленные требования поддержал, уточнив, что срок для устранения выявленных недостатков просит определить по усмотрению суда.
Представитель ООО «Абаза-Энерго» Сычева О.И. в судебном заседании возражала против заявленных прокурором требования, пояснила, что ООО «Абаза-Энерго» является тарифообразуещей организацией. Все денежные средства, которые Общество может потратить на те, или иные действия, складываются в тарифы. В прошлом году ООО «Абаза-Энерго» было привлечены к административной ответственности по требованию прокуратуры Таштыпского района РХ, в связи с этим было вынесено постановление об административном правонарушении мировом судом судебного участника в границах г. Абазы, штраф оплачен. Документ, который указан в исковом заявлении, является не действующим, утилизирован, юридической силы не имеет. У Общества новый паспорт, который подписан уполномоченными лицами в установленном порядке. Срок исполнения обязательств, который прописан в новом паспорте - до 01.06.2025, не наступил. Таким образом, сроки, указанные в предыдущем паспорте, считаются недействительными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований. До 01.06.2025 в соответствие с новым паспортном с учетом получения инвестиций Общество постарается устранить выявленные недостатки.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закона), правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В пункте 4 статьи 3 Закона раскрыто понятие противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (п. 6 ст. 3 Закона).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» Федеральный закон устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, за исключением объектов атомной энергетики, в целях предотвращения актов незаконного вмешательства, определяет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность субъектов топливно-энергетического комплекса.
Согласно пп. 1, 4, 7 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» субъекты топливно-энергетического комплекса, владеющие на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, составляют паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса по форме и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса содержит мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объекта, реализуемые субъектами топливно-энергетического комплекса, владеющими на праве собственности или ином законном основании объектами топливно-энергетического комплекса, самостоятельно, либо в случаях, предусмотренных требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органами местного самоуправления, либо исключительно федеральными органами исполнительной власти.
Паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса подлежит актуализации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» для обеспечения физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса в зависимости от присвоенной ему категории опасности могут привлекаться подразделения и (или) организации федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, подразделения ведомственной охраны, частные охранные организации в зависимости от категории объекта и в соответствии с паспортом безопасностям объекта топливно-энергетического комплекса.
Из материалов дела следует, что 22.06.2023 в адрес ООО «Абаза-Энерго» вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, в том числе на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, 2а оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой сигнализации; на Водозаборной станции (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер В оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой охранной сигнализации, в машинном зале установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние извещатели, установить кнопку экстренного вызова полиции.
Причиной нарушения законодательства является ненадлежащее выполнение должностных обязанностей уполномоченными должностными лицами. Нарушения влекут негативные последствия в виде увеличения риска причинения физического, материального и морального вреда в результате возникновения чрезвычайных ситуаций и террористических атак.
22.08.2023 ООО «Абаза-Энерго» на представление дан ответ из которого следует, что издан приказ об актуализации паспорта безопасности и создана комиссия, изготовлена проектно-сметная документация по оборудованию периметра однорубежной системой сигнализации Теплоцентрали по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, 2а и Водозаборной станции по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер В, для дальнейшего размещения извещения о проведении открытого запроса предложений монтажа данной системы.
За ненадлежащее выполнение обязанностей к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо.
Из объяснений от 26.06.2023 директора ФИО3 следует, что предусмотренные паспортом безопасности мероприятия не выполнены.
В паспорте безопасности объекта топливно-энергетического комплекса Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) г. Абаза, согласованном 09.09.2020, указано, что на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, 2а необходимо оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой сигнализации; на Водозаборной станции (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер В необходимо оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой охранной сигнализации, в машинном зале установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние извещатели, установить кнопку экстренного вызова полиции, срок исполнения указан до 30.03.2023.
Директор ООО «Абаза-Энерго» 07.08.2024 обратился с письмом к Главе Республики Хакасия, председателю антитеррористической комиссии в Республике Хакасия с просьбой предусмотреть финансирование в 2025 году для обеспечения антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса ООО «Абаза-Энерго».
Инвестиционная программа ООО «Абаза-Энерго» по развитию систем коммунальной инфраструктуры в части теплоснабжения муниципального образования города Абаза на период 2025-2029 года направлена на согласование в Государственный комитет тарифного регулирования Республики Хакасия.
Из письма Госкомтарифа Хакасии от 05.09.2024 следует, что инвестиционная программа находится на рассмотрении. В инвестиционную программу также включены мероприятия по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, безопасности критической информационной инфраструктуры. Замечания к мероприятиям инвестиционной программы по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса отсутствуют.
Актуализированный паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса ТЭЦ г. Абаза утвержден 31.05.2024 директором ООО «Абаза-Энерго» ФИО1 и согласован с Главой Республики Хакасия – председателем правительства Республики Хакасия, председателем антитеррористической комиссии в Республике Хакасия ФИО2 в соответствии с Правилами по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса».
В пп. 3 п. 11 Паспорта указано об установлении по периметру территории Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) г. Абаза и Водозаборной станции ТЭЦ однарубежной системы охранной сигнализации со сроком до 01.06.2025.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований действующего законодательства об антитеррористической направленности ответчиками не устранены, что негативно влияет на обеспечение антитеррористической защищенности объекта от актов незаконного вмешательства.
Террористический акт в топливно-энергетическом комплексе может повлечь причинение крупного имущественного ущерба, дестабилизацию работы Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и Водозаборной станции (ТЭЦ), угрозу жизни и здоровья граждан.
Поскольку доказательств устранения нарушений не представлено, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Прим этом суд находит предложенный прокурором в исковом заявлении срок для устранения недостатков не разумным, считает, что срок необходимо установить, с учетом позиции прокурора в судебном заседании, а также нового Паспорта, финансовой возможности ответчика, объема необходимых работ по устранению недостатков, до 01.06.2025. При возникновении препятствий для исполнения решения в такой срок ответчик не лишен возможности обращения в суд за отсрочкой исполнения решения.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить.
Обязать ООО «Абаза-Энерго» (ОГРН 1041904001127, ИНН 1909051981) не позднее 01.06.2025:
- на Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. ТЭЦ, д.2а оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой сигнализации;
- на Водозаборной станции (ТЭЦ) по адресу: г. Абаза, ул. Береговая, 23 литер «В» оборудовать периметр территории (объекта) однорубежной системой охраной сигнализации, в машинном зале установить стационарную кнопку для извещения о тревоге с выводом на внешние извещатели, установить кнопку экстренного вызова полиции.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Абазинский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2024 года.
Председательствующий П.Д. Ворошилов