Решение по делу № 2-4935/2017 от 24.07.2017

Дело № 2-4935/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Волжский городской суд Волгоградской области

В составе: председательствующего судьи Поповой И.Н.

При секретаре Шелогуровой Е.А.

С участием: истца Алексеева В.А., представителя ответчика ООО «Волжские тепловые сети» Бутова С.В.

16 октября 2017 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеева Валентина Александровича к ООО «Волжские тепловые сети» о признании незаконными действия по установке общедомовых приборов учета,

УСТАНОВИЛ :

    

Истец Алексеев В.А. обратился в суд с иском к ООО «Волжские тепловые сети» о признании незаконными действий по оснащению дома общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, обязании произвести установку единого прибора учета потребления тепловой энергии, произвести перерасчет платы установки приборов учета потребления тепловой энергии.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком, с привлечением подрядной организации, в доме, где он (истец) проживает, установлены шесть общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии вместо одного, что противоречит требованиям действующего законодательства. Общедомовой прибор учета потребления тепловой энергии должен быть установлен на границе сетей собственников дома и РСО, которой является стена дома, с ее внутренней стороны. Оснащение дома шестью приборами учета потребления тепловой энергии законодательно не закреплено, является следствием низкой квалификации исполнителей, полным отсутствием контроля за действиями подрядчика со стороны ответчика. Установка для каждого подъезда отдельного прибора учета потребления тепловой энергии ведет к выделению в натуре собственниками дома принадлежащей им доли в общедомовом имуществе, что противоречит требованиям жилищного законодательства.

В судебном заседании истец Алексеев В.А. поддержал основания предъявленного им иска, просил иск удовлетворить.

Пояснил также, что прибор учета располагается на границе балансовой принадлежности. В доме, где он проживает, не имеется шести границ балансовой принадлежности, а представленные ответчиком акты балансовой принадлежности носят вспомогательный характер и необходимы лишь для разрешения споров между эксплуатирующими организациями и РСО. Прибор учета должен быть установлен один и на границе стены дома с внутренней ее стороны. Установленные в доме приборы учета тепловой энергии в количестве 6 штук не дают правильного учета потребления тепловой энергии, так как средние подъезды дома потребляют тепла больше, чем показывает прибор учета. Инженерное оборудование ( тепловая сеть), находящаяся в подвальном помещении дома, принадлежит собственникам МКД и не может принадлежать органу местного самоуправления со дня передачи жилых помещений в доме в собственность гражданам, соответственно договор аренды тепловых сетей, представленный ответчиком не имеет юридической силы.

Представитель ответчика ООО « Волжские тепловые сети» Бутов С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал; просил в удовлетворении иска истцу отказать.

Поддержал письменные возражения на иск, из которых усматривается, что требованиями действующего законодательства на собственников помещений многоквартирного дома в срок до "."..г. была возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета тепловой энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Однако собственники МКД, в указанный выше срок общедомовые приборы учета не установили; приборы учета потребления тепловой энергии были установлены ответчиком с выставлением собственникам счетов на оплату расходов по их установке, пропорциональном долям в праве общей собственности на общее имущество. Приборы учета устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором не определена иная точка учета. В соответствии с требованиями п. 19 Правил №1034 узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте. Согласно п. 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения, граница балансовой принадлежности это линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иного законного основания. Границами балансовой принадлежности по адресу <адрес> на момент установки ОДПУ являлись первые фланцевые соединения входной запорной арматуры каждого теплового узла данного МКД. Тепловая сеть, включая компенсаторы и отводы до тепловых узлов, является муниципальной собственностью и на основании договора аренды передана в аренду ООО «<...>», правопреемником которого является ответчик. Согласно паспорту теплофикационной магистрали и исполнительной схемы тепловой сети к дому, в теплосеть включен как ее участок от тепловой камеры ТК-1А до многоквартирного дома в проекционных отметках на исполнительной схеме 31,26м, так и участок теплосети, проходящий через подвальные помещения многоквартирного дома. Соответственно, граница балансовой принадлежности установлена в месте соединения тепломагистрали, принадлежащей муниципалитету с трубопроводами каждого имеющегося в МКД теплового узла, принадлежащего собственникам помещений в данном МКД, то есть на первых фланцевых соединениях входной запорной арматуры. Количество тепловых узлов в данном МКД – шесть, соответственно шесть приборов учета и было установлено.

Представитель третьего лица ООО «УК «ЖЭУ» привлеченного определением суда, в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Истец Алексеев В.А. является собственником квартиры №..., расположенной в многоквартирном доме №... по <адрес>.

Управление данным многоквартирным домом осуществляется ООО « Управляющая компания « Жилищное Эксплуатационное Управление» на основании договора управления №... от "."..г..

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе к системам централизованного водоснабжения и теплоснабжения. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ч. 5 той же статьи, до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 того же Закона об энергосбережении, с 01.07.2012 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, подлежащем оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, в установленный срок (до 1 июля 2012 года) не установили в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ приборы учета используемых энергетических ресурсов и не обратились об установке соответствующего прибора в организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу в порядке, предусмотренном ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении, то с 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета (ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении).

Таким образом, вышеуказанные нормы права прямо предусматривают обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов. Если же собственники помещений многоквартирного дома в установленный срок не выполнили данную обязанность, то оснащение приборами учета выполняется независимо от их воли и за их счет. Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что после 1 июля 2012 года обязанность по установке общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме лежит на ресурсоснабжающей организации.

Как следует из пояснений сторон, собственники помещений в доме №... по <адрес> не исполнили требования пункта 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, в срок до "."..г. не установили коллективные (общедомовые) приборы учета, что явилось основанием для установки ответчиком ООО «Волжские тепловые сети» приборов учета тепловой энергии.

Указанный многоквартирный дом оснащен шестью общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, с чем истец Алексеев В.А. не согласен, считает, что в доме должен быть установлен один прибор учета потребления тепловой энергии, в связи с чем просит признать действия ответчика по установке шести общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии незаконными, противоречащими положениям действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190 - ФЗ "О теплоснабжении", количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки энергии, теплоносителя, подлежат коммерческому учету.

Согласно пункту 2 указанной статьи, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов и должны содержать, в частности: порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета (подпункт 3 пункта 7 статьи 19 Закона "О теплоснабжении").

Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1034.

В силу пункта 15 указанных Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.

Как разъяснено в постановлении Правительства РФ от 08.08.2012 N 808

"Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" точка поставки это место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети; точка приема - место физического соединения источников тепловой энергии или тепловых сетей с тепловыми сетями теплосетевой организации, в котором исполняются обязательства теплоснабжающей организации по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя.

Узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте (пункт 19 Правил учета тепловой энергии).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" граница балансовой принадлежности - это линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлены приложением N 1 к Приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 627.

В силу п. 2 Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа, отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены.

Согласно п. 6 Критериев результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Таким образом, из норм действующего законодательства не следует, что в многоквартирном доме может быть установлен только один коллективный (общедомовой) прибор учета в точке поставки, а наоборот, нормы регулирующие данные правоотношения позволяют сделать вывод, что узлы учета оборудуются с учетом реальных возможностей на объекте.

Согласно актам обследования на предмет установления/отсутствия технической возможности установки общедомового учета тепловой энергии от "."..г. в доме №... по <адрес> имеется техническая возможность по установке общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии, которые необходимо расположить до входной опорной арматуры узла управления в каждом из подъездов.

ООО «<...>» была разработана проектная документация на предмет установки в доме общедомовых приборов учета тепловой энергии. Согласно данным этой проектной документации, теплоснабжение здания многоквартирного жилого дома №... по <адрес> осуществляется по тепловой сети ВТЭЦ -№...; система теплоснабжения – четырехтрубная открытая с циркуляцией ГВС. Существующая система отопления и ГВС здания многоквартирного дома имеет шесть самостоятельных узлов управления. Этими техническими решениями была предусмотрена установка общедомовых приборов учета потребления тепловой энергии на трубопроводах перед узлом управления в каждом из подъездов дома.

При разработке данных решений был принят во внимание акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленный ООО «<...>», в соответствии с которым установлены границы ответственности за техническое состояние и обслуживание тепловых сетей. Балансовой принадлежностью установлено по теплопроводам первое фланцевое соединение запорной арматуры, эксплуатационной ответственностью установлена внешняя стенка фундамента здания дома.

Используемый при составлении проектной документации акт разграничения балансовой принадлежности не противоречит акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей от "."..г., составленному ООО «Волжские тепловые сети» и ООО «УК «ЖЭУ», из которого также усматривается, что границей балансовой принадлежности тепловых сетей между теплоснабжающей организацией и потребителем являются первые фланцевые соединения входной запорной арматуры ОДПУ ( УУТЭиТ) жилого дома, то есть место соединения тепломагистрали, принадлежащей органу местного самоуправления с трубопроводом каждого имеющегося в доме теплового узла, принадлежащего собственникам помещений МКД.

Данное разграничение балансовой принадлежности тепловых сетей было определено с учетом принадлежности органу местного самоуправления внутридомовой сети, проходящей по подвалу многоквартирного дома №... по <адрес> до фланцев тепловых узлов, протяженностью <...> м, что следует из пояснений представителя ответчика.

Принадлежность органу местного самоуправления органу местного самоуправления внутридомовой сети, проходящей по подвалу многоквартирного дома №... по <адрес> до фланцев тепловых узлов, протяженностью <...> м, подтверждается ответом Управления муниципальным имуществом администрации городского округа- город Волжский от "."..г..

Данная сеть на основании договора аренды №... от "."..г. и дополнительного соглашения к нему была передана ООО «Волжские тепловые сети» во временное владение и пользование, на срок <...>, на условиях оплаты арендной платы.

Утверждения истца о принадлежности данной сети собственникам многоквартирного дома №... по <адрес> не состоятельны, поскольку доказательств принадлежности собственникам помещений МКД вышеназванной тепловой сети не представлено, названная сеть не исключена из реестра муниципальной собственности, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт этой сети производится за счет ответчика, что усматривается из п. 3.3.4 договора аренды.

В связи с указанным, у суда не имеется оснований сомневаться в правильности определения границ балансовой принадлежности.

Кроме этого, при установлении единого общедомового прибора учета потребления тепловой энергии на тепловой сети, расположенной в подвальном помещении дома, приближенно к стене дома, с внутренней его стороны, как того требует истец, приведет к возложению оплаты собственниками помещений МКД тепловых потерь в сетях, не являющихся общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома, что жилищным законодательством не предусмотрено и приведет к нарушению прав собственников помещений МКД.

Доказательств технической возможности установки единого общедомового прибора учета потребления тепловой энергии в доме, истцом в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что ответчиком, при оснащении жилого дома общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, не были нарушены требования действующего законодательства. Приборы учета были установлены после проведения обследования технической возможности их установки, с учетом определения границы балансовой принадлежности тепловой сети, разработаны технические условия установки приборов учета, проектная документация, приборы учета введены в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации «О теплоснабжении» и требованиями Правил № 1034.

В связи с указанным, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконными действий ООО « Волжские тепловые сети» по оснащению дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии и возложении обязанности на Общество установки единого прибора учета потребления тепловой энергии в многоквартирном доме №... по <адрес>.

Поскольку судом отказано в удовлетворении вышеназванных требований, суд не усматривает оснований и для удовлетворения требования вытекающего из основных о возложении на ответчика обязанности по проведению перерасчета платы за потребленную тепловую энергию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ :

Алексееву Валентину Александровичу отказать в удовлетворении требований, предъявленных к ООО «Волжские тепловые сети» о признании незаконными действия по оснащению многоквартирного дома №... по <адрес> шестью общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии, обязании произвести установку единого прибора учета потребления тепловой энергии, произвести перерасчет стоимости установки приборов учета.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения.

Председательствующий : подпись

СПРАВКА: Мотивированное решение составлено "."..г. ( "."..г.-"."..г. – выходные дни)

Судья Волжского горсуда     подпись                И.Н.Попова

2-4935/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев В.А.
Ответчики
ООО "Волжские тепловые сети"
Другие
ООО "УК "ЖЭУ"
ООО "УК"ЖЭУ"
Суд
Волжский городской суд Волгоградской области
Дело на странице суда
vol.vol.sudrf.ru
24.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.07.2017Передача материалов судье
25.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2017Подготовка дела (собеседование)
25.08.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.09.2017Предварительное судебное заседание
02.10.2017Судебное заседание
16.10.2017Судебное заседание
23.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее