Решение по делу № 2-4453/2020 от 09.07.2020

50RS0039-01-2020-007307-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 сентября 2020 года                              г. Раменское

Раменский городской суд Московской области в составе:     председательствующего судьи Кочетковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Бажановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4453/2020 по иску ФИО3 к Федеральному агентству лесного хозяйства об устранении противоречий в сведениях ЕГРН, установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО3 (в порядке ст. 39 ГПК РФ) обратился в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства об устранении противоречий в сведениях ЕГРН, установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании свидетельства о праве на наследство после смерти его отца ФИО1 ему принадлежит земельный участок <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, с.<адрес>, с/т «Дубрава» (после реорганизации СНТ «Дубрава»), с кадастровым номером <номер>. ФИО1 земельный участок <номер> был передан на основании свидетельства о праве собственности на землю от <дата> <номер>, выданном ФИО2 <адрес> участка с <дата> года в пользовании и согласно оплаченных, членских взносов составляет 800 кв.м. После отца истцом был принят земельный участок в неизменном виде. На земельном участке истца находятся подсобные строения, границы земельного участка огорожены забором и не изменялись с момента его предоставления. Обратившись к кадастровому инженеру для уточнения границ земельного участка истцом была получена информация о пересечении границы его земельного участка с границами земельного участка Виноградовского лесничества с кадастровым номером <номер>. Данная ошибка является реестровой, так как границы земельного участка истца сложились исторически и не менялись более 15 лет. Реестровая ошибка является препятствием для оформления истцом права собственности на земельный участок, а также внесения достоверных и актуальных сведений в ЕГРН о координатах и фактических границах земельного участка. Исходя из вышеизложенного, ФИО3 вынужден был обратиться в суд с названным иском.

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещался судом о времени, дате и месте судебного заседания надлежащим образом (<...>).

Представитель истца по доверенности (<...>) и ордеру (<...>) адвокат ФИО6 в судебное заседание явилась, уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (<...>), просил рассмотреть дело в его отсутствие (<...>), направил письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в иске отказать, обосновывая тем, что земельный участок лесного фонда поставлен на кадастровый учет в действующих границах в соответствии с материалами лесоустройства; орган, осуществляющий постановку на кадастровый учет, каких-либо нарушений не выявил, в отличие от земельного участка истца, который был поставлен на кадастровый учет без установления границ (<...>).

Представитель третьего лица ФИО2 городского округа <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом (<...>), просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.173), представил письменное мнение на исковое заявление, в котором просил отказать в заявленных требованиях, обосновывая тем, что администрация не наделена полномочиями по ведению Единого государственного реестра недвижимости, в том числе по внесению сведений в ЕГРН о границах земельных участков, находящихся в собственности граждан и/или юридических лиц, к тому же, доказательств, свидетельствующих о заключении истцом сделок по приобретению земельного участка в большем размере или сделок по приращению (перераспределению) земельного участка с 600 кв.м. до 748 кв.м. в материалы дела не представлено (<...>).

Представитель третьего лица СНТ «Дубрава» по доверенности ФИО6 (<...>) в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований не возражала.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в силу ст. 167 ГПК РФ, дело постановлено рассмотреть в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о рассмотрении дела.

Суд, выслушав представителя истца, представителя СНТ «Дубрава», исследовав материалы дела, полагает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в соответствии с Решением Мособлисполкома от <дата> <номер> и от <дата> <номер>, Решения Раменского городского совета народных депутатов от <дата> <номер> Быковскому авиаремонтному заводу <номер> выделены земли для коллективного садоводства (<...>).

В 1988 году был организован садоводческий коллектив «Дубрава», который в последующем реорганизован в СНТ «Дубрава».

Согласно свидетельству о праве собственности на землю от <дата> <номер> Постановлением Главы администрации Раменского района ФИО1 был предоставлен земельный участок общей площадью 600 кв.м. (<...>).

Свидетельством о праве на наследство по закону от <дата>, а также выпиской из ЕГРН подтверждается факт владения ФИО3 земельным участком, общей площадью 600 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>» (<...>).

Истец является членом СНТ «Дубрава», что подтверждается копией членской книжки и копиями квитанций об оплате взносов (<...>).

Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о ранее учтенных участках лесного фонда и лесных участках в составе земель лесного фонда с учетом установленного законодательством о государственном кадастре недвижимости состава сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости переносятся в соответствующие разделы этого кадастра в сроки и в порядке, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются согласно ч. 2.1 ст. 91 на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11ноября 2013 года № 496 утверждены перечень, форма и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на лесной участок осуществляется на основании проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, если образование земельных участков осуществлено в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, несмотря на отсутствие сведений в ЕГРН о праве федеральной собственности на лесной участок, данное право является возникшим в силу закона.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 218-ФЗ в государственном реестре недвижимости содержится информация о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

Исходя из положений ст. ст. 5, 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земельных участков из одной категории в другую и отнесение земельных участков к определенной категории завершаются государственным кадастровым учетом изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Пунктами 1 и 4 части 1 статьи 68 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство включает в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков, таксацию лесов.

В соответствии с п. 1 ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и п. 58 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 года № 516, таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

Согласно п. 92 Лесоустроительной инструкции каждый лесотаксационный выдел характеризуется его таксационным описанием и изображается на лесоустроительном планшете, плане лесонасаждений участкового лесничества.

В силу п. 191 Лесоустроительной инструкции таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.

На основании ст. 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации и ч. VI Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <дата> <номер>, под таксацией лесов понимаются работы по выявлению, учету и оценке количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков, осуществляется установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.

Как следует из пункта 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года) при проведении таксации не определяются границы лесничеств либо лесных участков, материалы таксации лесов основаниями для определения и изменения соответствующих границ не являются. При таких обстоятельствах таксационное описание не является лесоустроительными документами, а относится к таксационным материалам, носящий технический характер.

Согласно ст. 7 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», п. 5 ст. 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Согласно п. 7 ст. 62.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», п.п. 3 п. 6, п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии со статьями 6, 7 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. При этом лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса.

Сведения об уникальных характеристиках спорного объекта (земель лесного фонда) частично внесены ошибочно и без устранения противоречий в сведений ЕГРН о координатах характерных точек земельного участка невозможна реализация законных прав владельцев земельных участков и расположенных на них жилых строений.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Исходя из смысла ст. 305 ГК РФ указанное право принадлежит также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельный участок – это часть поверхности земли, границы которой должны быть описаны и удостоверены в установленном законом порядке.

В силу ст. 36 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

На основании ст. 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права. При этом лицо, считающее себя собственником спорного имущества, должно доказать законность оснований возникновения права собственности на недвижимость.

В пункте 59 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Федеральный закон № 66-ФЗ) членами садоводческого некоммерческого товарищества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет и имеющие земельные участки в границах такого товарищества. Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 21 указанного Закона к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого некоммерческого объединения относятся вопросы приема в члены такого объединения и исключения из его членов.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 66-ФЗ предусмотрено, что только член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеет право распоряжаться своим земельным участком и иным имуществом в случаях, если они на основании закона не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Порядок предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям определен ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ, согласно п. 4 которого, в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.

В силу ч. 2 ст. 8, ч. 1 ст. 131 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него; право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.

В соответствии со ст. ст. 64, 11.1, п. 1 ст. 69 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 9 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» земли СНТ «Дубрава» к лесному фонду не относятся, в другую категорию земель не переведены и собственностью Российской Федерации не являются.

В соответствии с ч. 9.1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру, что в силу положений ст. 32 настоящего Закона относится к компетенции районной администрации, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются такие участки в собственность.

Для подтверждения доводов истца, определением Раменского городского суда Московской области от <дата> по данному гражданскому делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО «Группа компаний «Эксперт».

Экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования со ссылкой на специальные нормативы. Заключение отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, так как выводы эксперта не носят характера вероятности либо условности, согласуются с действительными обстоятельствами по делу, и в совокупности с материалами дела позволяют установить фактические обстоятельства дела.

Эксперт ответил на вопросы, поставленные судом, проведя обследование спорных земельных участков и суд считает, что при рассмотрении спора следует, руководствоваться указанным экспертным заключением, не доверять представленному экспертному заключению у суда оснований не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, при этом имеет образование высшее, а также стаж работы, включая экспертную деятельность.

Спорный земельный участок, в соответствии с положениями Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» не может быть отнесен к землям лесного фонда.

Кроме того, как видно из правоустанавливающих документов ФИО3 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 600 кв.м., что на 142 кв.м. меньше уточняемой площади по заключению эксперта.

С учетом того, что данное изменение площади на основании ч. 32 п. 1 ст. 26 Федерального закона № 218-ФЗ допустимо, как следует из справок СНТ «Дубрава» фактическая площадь участка истца с 1993 года составляет 800 кв.м. <...>), суд не соглашается с доводом ответчика относительно того, что запользование земельного участка большей площади не ведет к возникновению права собственности на эту площадь.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 к Федеральному агентству лесного хозяйства об устранении противоречий в сведениях ЕГРН, установлении границ земельного участка, внесении изменений в сведения ЕГРН - удовлетворить.

Устранить противоречия между сведениями ЕГРН в части пересечения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли лесного фонда, и земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства.

Исключить координаты характерных точек земельного участка с кадастровым номером <номер>, категория земель: земли лесного фонда в части наложения площадью пересечения 741 кв.м. на земельный участок с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес> <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером <номер>, расположенного в <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для садоводства, площадью 742 кв.м. по заключению эксперта ООО ГК «Эксперт» ФИО7 в следующих координатах:

Обозначение точки

Координата X

Координата Y

Линейный размер

Дирекционный угол

1

460236.07

2237445.78

35.3

125°31.4&apos;

2

460215.56

2237474.51

12.12

214°0.3&apos;

3

460205.51

2237467.73

8.51

214°4.2&apos;

н4

460198.46

2237462.96

0.21

303°55.4&apos;

н5

460198.58

2237462.78

34.72

303°55.4&apos;

н6

460217.95

2237433.98

21.63

33°4.8&apos;

1

460236.07

2237445.78

Площадь: 742 кв.м

Решение является основанием для внесения изменений в сведения в ЕГРН.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Раменский городской суд Московской области.

Федеральный судья                            Е.В. Кочеткова

Мотивированный текст решения изготовлен 23 сентября 2020 года

2-4453/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Петрашов Андрей Юрьевич
Ответчики
ФА Лесного Хозяйства
Другие
СНТ "Дубрава"
Администрация Раменского городского округа Московской области
Суд
Раменский городской суд Московской области
Судья
Кочеткова Е.В.
Дело на странице суда
ramenskoe.mo.sudrf.ru
09.07.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2020Передача материалов судье
10.07.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Производство по делу возобновлено
09.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее