Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 июля 2015 года <адрес>
Фрунзенский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бескровной О.А. при секретаре ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению <адрес> транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») - в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой», (третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Находкинская таможня <адрес> таможенное управление ФТС России, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), Пограничное управление ФСБ России по <адрес>, Управление Россельхознадзора по <адрес> и <адрес>, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>) о понуждении организации государственной охраны объекта пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») - в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой» о понуждении организации государственной охраны объекта пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, указав в обоснование исковых требований, что <адрес> транспортной прокуратурой проверено соблюдение ответчиком требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации, оснащении и обслуживании зданий, помещений и сооружений, используемых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу <адрес> Проверкой установлено, что ответчиком не обеспечена организация эксплуатации зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в том числе путем заключения государственного контракта с организацией, уполномоченной осуществлять государственную охрану в пунктах пропуска. Поскольку допущенные ответчиком нарушения требований действующего законодательства по обустройству и функционированию пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в части не обеспечения государственной охраной зданиий, помещений, сооружений пунктов пропуска <адрес>, противоречат интересам Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов, расположенных в пунктах пропуска и защите указанных объектов, просит суд обязать ФГКУ «Росгранстрой» в лице Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг организовать государственную охрану участков: площадью 9419 кв.м., расположенного по адресу: ориентир здание, адрес ориентира <адрес>, участок находится примерно в 85 м. по направлению на юг ориентира, расположенного за пределами участка; площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <...> участок находится примерно в 247 м. от ориентира по направлению на Северо-запад, почтовый адрес: <адрес>; площадью 9599,68 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дворовый фасад жилого дома. Участок находится примерно в 25 м. от ориентира по направлению на <адрес>. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, - на которых располагаются здания, сооружения для осуществления деятельности контролирующих органов России, в течение трех месяцев после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник <адрес> транспортного прокурора ФИО6 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, указанным в иске.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») - в лице Владивостокского филиала ФГКУ «Росгранстрой» по доверенности ФИО7 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в представленных письменных возражениях.
Представитель пограничного управления ФСБ по <адрес> по доверенности ФИО8 просил исковые требования удовлетворить.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель Управления Россельхознадзора по <адрес> и <адрес> по доверенности ФИО9 направил письменные пояснения, где просил исковые требования прокурора удовлетворить по доводам, изложенным в пояснении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что в результате проверки <адрес> транспортной прокуратуры на предмет соблюдения ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой» требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации, оснащении и обслуживании зданий, помещений и сооружений, используемых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <адрес> выявлены нарушения ответчиком действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от дата N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране, в число которых входят здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Полномочия по осуществлению деятельности, связанной с пропуском через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, на основании ст. 28 Закона РФ от дата №, возложены на федеральные органы исполнительной власти, в том числе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области иностранных дел, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности, федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на Государственной границе таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.
Положениями статьи 9 Закона Российской Федерации от дата N4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» предусмотрено, что под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Пунктом 2 Правил определения пределов пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 253, предусмотрено, что под пределами пункта пропуска понимаются границы территории (акватории) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного (озерного) порта, аэропорта (аэродрома), военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также специально выделенного в непосредственной близости от государственной границы участка местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В пределы пункта пропуска включаются специально оборудованные участки территории, здания, сооружения и отдельные помещения (часть помещений), а в морских, речных (озерных) портах также акватории, необходимые для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля (пункт 4 названных Правил).
В соответствии со ст. 22 Закона РФ от дата № установлено, что режим в пунктах пропуска через Государственную границу осуществляется исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
При этом, режим в пунктах пропуска включает в себя правила въезда, пребывания и выезда из указанных пунктов лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных и не регулирует вопросы охраны зданий, помещений, сооружений и территорий, на которых размещены федеральные органы исполнительной власти.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Постановлением Правительства РФ от дата № «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» в соответствии с Законом РФ от дата № и международными договорами Российской Федерации.
Судом установлено, что здания, помещения, сооружения в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <адрес> и земельные участки, на которых расположены здания, помещения и сооружения пунктов пропуска, являются федеральной собственностью, кроме того, в них размещаются таможенные и пограничные органы, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти - Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности, и иные федеральные органы исполнительной власти, что подтверждается материалами дела.
Из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиком, что в нарушение требований п. 1 Перечня объектов, подлежащих государственной охране, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», здания, помещения и сооружения, используемые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <адрес>, не обеспечены государственной охраной.
В соответствии с абзацем 5 раздела 1 Устава ФГКУ Росгранстрой, утвержденного приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 № 6 (далее - Устав), полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного ФГКУ «Росгранстрой» на праве оперативного управления, осуществляют в установленном порядке Росграница и Росимущество.
В соответствии с пунктом 6.1 Устава имущество ФГКУ «Росгранстрой» является федеральным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ФГКУ «Росгранстрой» на основании п. 1.2 Устава является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации.
В целях реализации предмета деятельности ФГКУ «Росгранстрой», в соответствии с п. 3.2.8 Устава, за счет средств федерального бюджета выполняет организацию охраны закрепленных в оперативном управлении зданий и сооружений. Согласно п. 4.1 Устава в права и обязанности ФГКУ «Росгранстрой» входит, в том числе, использование имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, в соответствии с целями своей деятельности, а также заключение с юридическими и физическими лицами договоров, соответствующих целям деятельности и Уставу.
Филиал является обособленным структурным подразделением, осуществляющим свою деятельность от имени ФГКУ «Росгранстрой» на основании Положения о филиале федерального государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» в <адрес> (новая редакция)», утвержденного приказом ФГКУ «Росгранстрой» от дата №.
Согласно п.2.1 Положения, целями и предметом деятельности филиала является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений и территорий, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, мест пересечения государственной границы Российской Федерации, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, в пределах территориальной сферы деятельности Филиала.
Зона ответственности <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой», расположенного по адресу: <адрес> и <адрес>, в которые входят морские пункты пропуска через государственную границу <адрес>
Из положений п. дата Положения следует, что в пределах утвержденной бюджетной сметы в целях реализации предмета деятельности в функции филиала включена эксплуатация объектов государственной границы и организация за счет средств федерального бюджета охраны закрепленных в оперативном управлении или безвозмездном пользовании ФГКУ «Росгранстрой» зданий, помещений, сооружений и земельных участков.
При этом ФГКУ «Росгранстрой» в лице Филиала, использующее федеральное имущество на праве оперативного управления - здания, помещения, сооружения необходимых для организации пограничного таможенного и иных видов контроля, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации, не предприняло необходимых мер к использованию закрепленного за ним имущества в соответствии с целями своей деятельности.
Поскольку допущенные нарушения ФГКУ «Росгранстрой» в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой» требований, выразившиеся в не обеспечении государственной охраны здания, помещений, сооружений в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации <адрес>, противоречат интересам Российской Федерации в части обеспечения безопасности объектов, расположенных в пунктах пропуска и защите указанных объектов, выполняемых в целях безопасного и беспрепятственного осуществления федеральными органами исполнительной власти на принципах законности, непрерывности, системности и комплексности соответствующих видов контроля в отношении лиц, транспортных средств и животных, пересекающих Государственную границу через указанные пункты пропуска Российской Федерации, суд полагает исковые требования <адрес> транспортного прокурора законными и обоснованными, в связи с чем, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») - в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой», о понуждении организации государственной охраны объекта пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ «Росгранстрой») - в лице <адрес> филиала ФГКУ «Росгранстрой» путем заключения государственного контракта на оказание соответствующего вида услуг организовать государственную охрану участков: площадью 9419 кв.м., расположенного по адресу: ориентир здание, адрес ориентира <адрес> по направлению на юг ориентира, расположенного за пределами участка; площадью 315 кв.м., расположенного по адресу: относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир <адрес> участок находится примерно в 247 м. от ориентира по направлению на Северо-запад, почтовый адрес: <адрес>; площадью 9599,68 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дворовый фасад жилого дома. Участок находится примерно в 25 м. от ориентира по направлению на Восток. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, - на которых располагаются здания, сооружения для осуществления деятельности контролирующих органов России, в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме - дата.
Судья О.А. Бескровная