ФИО6 РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ | № |
город Севастополь
ФИО6 районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи ФИО8
секретарь судебного заседания ФИО2,
при участии: представителя истца – ФИО3,
представителей ответчика: ФИО5, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ФИО9 в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО10 о признании незаконным бездействия, понуждении к совершению определенных действий и о запрете эксплуатации помещений,
у с т а н о в и л:
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФИО10 с требованием: признать незаконным бездействие ФИО10 в части необеспечения условий для охраны здоровья обучающихся, соблюдения государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов; обязать ФИО10 привести наполняемость классов в соответствие с требованиями п.10.1 Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях №.ДД.ММ.ГГГГ – 10, запретить эксплуатацию трех помещений, оборудованных в нарушение требований проектной документации в зоне рекреаций при одностороннем расположении классов на первом и втором этажах начальной школы здания ФИО10 расположенном по ФИО16 до подтверждения возможности эксплуатации указанных помещений.
Обращение прокурора в суд вызвано защитой прав и законных интересов неопределенного круга лиц, количество которых постоянно меняется в течение осуществления образовательного процесса, в том числе обучающихся в настоящее время и тех лиц, у которых в будущем возникает право на обучение, чьи права и законные интересы на образование и безопасные условия жизнедеятельности, гарантированные Конституцией Российской Федерации, нарушены.
Прокурор в судебном заседании заявление поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчика возражали против удовлетворения иска. Пояснили, что выполнение требований прокурора может привести к иным нарушениям прав обучающихся.
Заслушав доводы лиц участвующих в деле, установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ФИО9 по вопросам исполнения требований федерального и регионального законодательства проведена проверка деятельности ФИО10 (далее ФИО10»).
По результатам указанной проверки установлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в необеспечении безопасности обучающихся во время их пребывания в ФИО10 создании ненадлежащих условий для их физического и интеллектуального развития.
Согласно ст. 28 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 26.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся, кроме иного, включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ч.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N189 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях №2.4.2.2821-10 (далее СанПиН №2.4.2.2821-10).
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях, устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к: зданию общеобразовательной организации; оборудованию помещений общеобразовательной организации; санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации; соблюдению санитарных правил.
Положения СанПиН №2.4.2.2821-10 распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования и являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.
Пунктом 10.1 СанПиН №2.4.2.2821-10 к режиму образовательного процесса установлены гигиенические требования, согласно которых наполняемость классов не должна превышать 25 человек.
При проведении проверки прокуратурой установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ФИО10 числится <данные изъяты> учащихся в <данные изъяты> классах: общеобразовательных классов <данные изъяты>
При формировании классов допустимая наполняемость нарушена в: <данные изъяты>
В ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки проведенной прокуратурой района совместно со специалистами ФИО22 в ФИО10 выявлялись аналогичные нарушения (наполняемость классов составляла от 27 до 31 учащегося).
С целью устранения выявленных нарушений ФИО9 в адрес ФИО10 в порядке ст.24 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» вносилось представление.
Кроме того, директор школы ФИО5 привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа, дано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
До настоящего времени нарушения не устранены, наполняемость классов не приведена в соответствие с требованиями п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.
Кроме того, в разделе IV СанПиН 2.4.2.2821-10 содержатся требования к зданиям и сооружениям общеобразовательных организаций, согласно которых архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать: расположение рекреационных помещений в непосредственной близости к учебным помещениям; исключение вредного воздействия факторов среды обитания в общеобразовательной организации на жизнь и здоровье обучающихся.
Здания общеобразовательных организаций должны эксплуатироваться в соответствии с проектом.
Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4,0 м, при двустороннем расположении классов - не менее 6,0 м.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона Российской Федерации от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту Закон), безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.
В статье 2 Закона содержится определение понятия помещение, под которым подразумевается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
Согласно ст. 10 Закона проектная документация, в объеме, необходимом для обеспечения безопасности здания или сооружения, доступность элементов строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения предусматривает фактические значения параметров и других характеристик, а также параметров материалов, изделий и устройств, влияющих на безопасность здания или сооружения, в процессе его строительства и эксплуатации.
В проектной документации предусматривается: возможность безопасной эксплуатации проектируемого здания или сооружения и требования к способам проведения мероприятий по техническому обслуживанию, при проведении которых отсутствует угроза нарушения безопасности строительных конструкций, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения или недопустимого ухудшения параметров среды обитания людей; минимальная периодичность осуществления проверок, осмотров и освидетельствований состояния строительных конструкций, основания, сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и (или) необходимость проведения мониторинга компонентов окружающей среды, состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения; сведения для пользователей и эксплуатационных служб о значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения, которые недопустимо превышать в процессе эксплуатации здания или сооружения; сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, повреждение которых может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.
Проектная документация здания или сооружения используется в качестве основного документа при принятии решений об обеспечении безопасности здания или сооружения на всех последующих этапах жизненного цикла здания или сооружения (статья 15 Закона).
В соответствии со ст. 36 Закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям проектной документации для подтверждения возможности эксплуатации здания или сооружения, ст.ст. 38, 41 Закона установлены Правила обязательной и добровольной оценки соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов эксплуатации и утилизации (сноса).
При этом, оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки и утилизации (сноса) осуществляется в форме заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации, заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения (ст.39).
Обязательная оценка соответствия зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов строительства, монтажа, наладки осуществляется лицом, осуществившим строительство (лицом, осуществившим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства на основании договора), путем подписания документа, подтверждающего соответствие построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации.
Как установлено в ходе проведенной проверки, администрацией школы в зоне рекреаций при одностороннем расположении классов на первом и втором этажах начальной школы возведено три помещения, эксплуатирующиеся в качестве учебных кабинетов (каб.№
При этом, нарушена ширина рекреаций, требования проектной документации на здание ФИО10 а также отсутствуют какие-либо сведения о техническом состоянии основных конструктивных элементов указанных помещений, обеспечивающих строительную и эксплуатационную надежность и безопасность, соответствия выполненных конструктивных элементов нормативным документам, о соблюдении строительных технологий, прочности, устойчивости и надежности основных конструктивных элементов и узлов.
По результатам проведённой в ДД.ММ.ГГГГ в ФИО10 проверки, на указанные нарушения ФИО10 указывалось, с целью устранения указанных нарушений, прокуратурой района в порядке ст.24 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» вносилось представление.
Также установлено, что директор школы ФИО5 привлекалась к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа, дано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
При этом, согласно информации ФИО10, к началу ДД.ММ.ГГГГ учебного года данные помещения подлежали демонтажу.
Акт готовности ФИО10 к ДД.ММ.ГГГГ учебному году специалистами ФИО31 в связи с наличием указанных нарушений, не согласован.
Объективно при эксплуатации данных помещений во время образовательного процесса подвергается опасности жизнь и здоровья обучающихся.
Несмотря на тот факт, что прокуратурой района в полной мере использованы предоставленные законом полномочия, нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности ФИО10 до настоящего времени не устранены, эксплуатация трех учебных помещений при одностороннем расположении классов на первом и втором этажах начальной школы в зоне рекреаций не приостановлена, нарушения ширины рекреаций не устранены, мероприятия по подтверждению возможности эксплуатации указанных помещений не предприняты.
Подобного рода нарушения существенным образом ущемляют права и законные интересы обучающихся ФИО10 и оказывают негативное воздействие на их физическое и интеллектуальное развитие, могут причинить ущерб их жизни и здоровью.
Бездействие администрации ФИО10 угрожает безопасности жизни и здоровью неопределённого круга лиц, которые могут находиться в образовательном учреждении.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194, 196, 197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ФИО10» в части необеспечения условий для охраны здоровья обучающихся, соблюдения государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Обязать ФИО10 привести наполняемость классов в соответствие с требованиями п. 10.1 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях №
Запретить ФИО10 эксплуатацию трех помещений, оборудованных в нарушение требований проектной документации в зоне рекреаций при одностороннем расположении классов на первом и втором этажах начальной школы здания ФИО10 расположенном по <адрес> до подтверждения возможности эксплуатации указанных помещений.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья | (подпись) | ФИО8 |
Мотивированное решение составлено
ДД.ММ.ГГГГ
Копия верна
Судья ФИО8