Дело № 2-87/2024 (2-3923/2023)
УИД 59RS0007-01-2023-001198-09
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре Костаревой А.А.,
с участием истца Камченкова В.В., его представителя – адвоката Сараева И.Р.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю Лаврушиной Ю.Е.,
представителя Филиала Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» Даевой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Камченкова В. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, Филиалу Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Камченков В.В. обратился в суд, указав, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ ОПФР по Пермскому краю с заявлением о корректировке сведений индивидуального персонифицированного учета и внесением изменений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в корректировке лицевого счета в связи с отсутствием справки, уточняющей условия работы в качестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в индивидуальном лицевом счете за указанный период отсутствуют данные о работе, дающей право на досрочное назначение пенсии за указанный период. Истец с данным решением не согласен, указывает, что после службы в армии был принят на работу, не предполагающую особые условия труда, но с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ прошел курсы повышения квалификации, получил профессию <данные изъяты> С ДД.ММ.ГГГГ все работы и трудовая деятельность осуществлялась в тяжелых условиях по списку № в должности <данные изъяты>, дающей право на досрочное назначение пенсии. Указывает, что он работал <данные изъяты> с доплатой за тяжелые условия труда, работал непрерывно, при этом с ДД.ММ.ГГГГ работодателем в индивидуальный лицевой счет сведения поданы с кодом льготы, поэтому избирательность включения только части стажа является незаконной. У него отсутствовала стационарное рабочее место виду разъездного характера работы, а именно он работал за пределами территории ремонтной базы <адрес> электрических сетей.
Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ судом в качестве третьего лица, не заявляющего требования относительно предмета спора, привлечен Филиал Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго».
Истцом неоднократно уточнялись исковые требования, по ходатайству истца при принятии к производству судом уточнённого искового заявления протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ Филиал Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» привлечен в качестве соответчика.
В редакции уточненного искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ истец просит:
- возложить на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю принять сведения, уточняющие особый характер работы или условия труда, за периоды, указанные в справке № от ДД.ММ.ГГГГ и справке № от ДД.ММ.ГГГГ, для корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет;
- обязать ответчиков внести уточнения, изменения и корректировки в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Камченкова В. В. согласно подраздела <данные изъяты> Списка №, раздела XXVII Постановления Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- возложить на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю обязанность по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного учета) и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в части продолжительности периодов специального стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>
Истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Его представитель требования искового заявления поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебном заседании в удовлетворении исковых требований к данному ответчику просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Филиал Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» просила в иске в части требования к указанному ответчику отказать, полагает, что требование о корректировке индивидуального лицевого счета Камченкова В.В. подлежит удовлетворению к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 12.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 12.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г. (мужчины 60 лет и женщины 55 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665).
Подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- до 1 января 1992 - Список № 2 производств, профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, а также Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет»:
- после 1 января 1992 - Список № 2, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516.
Разделом XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций» Списка № 2 от 22.08.1956г. предусмотрены профессии «монтеры и электромонтеры – линейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети».
Разделом XXVIII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов» Списка № 2 от 26.01.1991г. предусмотрены «электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров» (позиция 2290000а-19855).
Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников (абзац пятнадцатый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральными законами (абзац пятнадцатый части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»).
Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании (часть 3 статьи 1 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (абзац первый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения.
Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования или в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
В числе видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию - пенсия по старости (подпункт 2 пункта 2 статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Страхователи обязаны уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы (подпункт 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») предоставлять страховщику и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета уплаченных страховых взносов (обязательных платежей) (подпункт 3 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования») вести учет начислений страховых взносов и представлять страховщику и (или) налоговому органу в установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования отчетность по установленной форме (подпункт 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования»).
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В статье 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» приведены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в их числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 названного Федерального закона).
Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Из приведенного правового регулирования следует, что конституционное право на социальное обеспечение включает право лиц, работавших и работающих по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, на получение мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения их материального и (или) социального положения, предоставляемых в рамках системы обязательного социального страхования. Право на обязательное социальное страхование относится к числу основных прав работников, которому корреспондирует обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников. Такую обязанность работодатель должен исполнять с момента заключения с работником трудового договора, договора гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг.
Одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пенсия по старости, предоставляемая в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, далее также - Фонд). При этом на страхователей (работодателей) законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, предоставлять пенсионному органу и (или) налоговому органу сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении каждого работника. От надлежащего исполнения работодателем этой обязанности зависит право работника на получение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Закона № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Закона № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, принимает меры по обеспечению полноты и достоверности сведений о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, а также иных периодах, засчитываемых в страховой стаж, величине индивидуального пенсионного коэффициента, учтенных в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в целях информирования застрахованного лица о предполагаемом размере страховой пенсии по старости, а также назначения страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», введена Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ).
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015.
Подпунктом «а» пункта 2 Правил предусмотрено, что в страховой стаж включаются засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - застрахованные лица), при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - страховые взносы).
Пунктом 43 Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (далее - Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи предоставляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (с 1 января 2023 г. - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации) по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ указано, что работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Приказом Минтруда России от 03.04.2023 № 256н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах.
Согласно пункту 43 указанной инструкции за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о зарегистрированных лицах, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при самостоятельном выявлении ошибок в ранее представленных и принятых территориальным органом Фонда индивидуальных сведениях в отношении зарегистрированного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Фонда представить в территориальный орган Фонда уточненные (исправленные) сведения о данном зарегистрированном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются. В таком случае финансовые санкции к страхователю не применяются.
Судом установлено, что как следует из трудовой книжки истца, ДД.ММ.ГГГГ он принят в <данные изъяты>
<данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ переведен в <данные изъяты>
- ДД.ММ.ГГГГ переведен в <данные изъяты>
Работает по настоящее время (л.д.11-13 т.1).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в сведения о состоянии индивидуального лицевого счета Камченкова В.В. Центральными электрическими сетями периоды его работы до ДД.ММ.ГГГГ поданы работодателем без указания стажа для досрочного назначения пенсии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «МРСК Урала» в лице филиала ОАО «МРСК Урала – «ПЕРМЭНЕРГО» поданы с указанием на условия работы по Списку № продолжительностью <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подано работодателем с указанием на специальный стаж по Списку № с непродолжительными исключениями (л.д. 31-34 т.1).Аналогичная информация содержится в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета Камченкова В.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35-38 т.1).
ДД.ММ.ГГГГ Камченков В.В. обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с заявлением о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 14-15 т.1).
К заявлению истцом была приложена Справка от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 39-41 т.1), в которой были указаны периоды работы истца (сведения о приеме на работу и перемещениях по должности). Также ы данной справке указано, что трудовые обязанности Камченкова В.В. предусмотрены ЕТКС, с ДД.ММ.ГГГГ профессиональным стандартом 20.031 Техническое обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи, код А, уровень квалификации 3. В справке указано, что у Камченкова В.В. отсутствовало стационарное рабочее мести в виду разъездного характера работ. Работа <данные изъяты> Камченкова В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. содержала особые условия труда, в том числе, электрическое и магнитное поле от ЛЭП 35-500 кВ, повышенная и пониженная температура воздуха рабочей среды, недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенный уровень шума от инструмента, техники приспособлений, работы на высоте, верхолазные работы свыше 5 метров (работы с конструкцией опор ЛЭП 35-500 кВ на высоте до 105 метров), физические перегрузки, и др. Работа Камченкова В.В. была связана с ремонтом линий электропередачи 35-500 кВ с подъемом до верха опоры, разборкой конструктивных элементов, ремонтом токоведущих частей оборудования, заменой изоляторов и арматуры, проводов и тросов, строительством, реконструкцией, техническим перевооружением ЛЭП 35-500кВ. Перечисленные работы он выполнял на высоте свыше 5 метров. Высота опор 35-500кВ составляла от 22 до 105 метров.
Работа электромонтера Камченкова В.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ. по настоящее время содержит особые условия труда, в том числе, электрическое и магнитное поле от <данные изъяты> кВ, повышенная и пониженная температура воздуха рабочей среды, недостаточная освещенность рабочей зоны, повышенный уровень шума от инструмента, техники приспособлений, работы на высоте, верхолазные работы свыше 5 метров (работы с конструкцией опор <данные изъяты> кВ на высоте до <данные изъяты> метров), физические перегрузки, и др. Перечисленные работы он выполнял на высоте свыше <данные изъяты>. Высота опор 35-100кВ составляла от 22 до 42метров.
При этом, в данной справке не указаны периоды работы в специальных условиях, периоды и причины отвлечений, сведения о которых имелись в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю Камченкову В.В. отказано в корректировке ИЛС ввиду «необходимости представления дополнительных документов. Заявитель не представил справку, уточняющую условия работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>» (л.д. 16-17 т.1).
Из трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ №, изменений к трудовому договору, (л.д.42-47, 110-116 т.1) следует, что работодатель характеризует условия труда Камченкова В.В. как тяжелые и вредные, предоставляет льготы и компенсации (дополнительный отпуск, доплату за тяжелые и вредные условия труда).
Как следует из приказа филиала ОАО МРСК Урала-Пермэнерго №к от <адрес> условия труда Камченкова В.В. признаны тяжелыми и вредными, установлена надбавка в размере <данные изъяты>% за тяжелые условия труда (л.д 108 т.1).
С ДД.ММ.ГГГГ надбавка составила <данные изъяты>% (л.д. 109 т.1). Начисление указанной надбавки подтверждается расчетными листками (л.д. 4-50 т.2).
В личных карточках Камченкова В.В. за спорные периоды имеются отметки о доплате за вредные условия труда (л.д. 137-140 т.1).
Данные обстоятельства также подтверждены картами аттестации рабочего места (л.д. 51-64, 123-130 т.2), инструкцией по сборке и установке металлических и железобетонных опор и сооружению фундаментов на линиях электоропередачи 35-500 кВ (т.2, л.д10-54), инструкции по охране труда электромонтера по ремонту и тех.обслуживанию ВЛ 35-220 кВ (т.1, л.д. 117-118, т. 2 л.д.245-249, т.3 л.д. 1-6) инструкции по охране труда электромонтера по ремонту ВЛ 35-110кВ, с которыми Камченков В.В. был ознакомлен (т.1, л.д.118-136, т. 3 л.д. 7-16), паспортами воздушных линий (л.д. 131-241 т.2), регламентациями работ (л.д. 242-244 т.2).
Работа истца в течение всего рабочего дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается табелями учета рабочего времени (л.д. 142-237 т.1, л.д. 1-3 т. 2).
Из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-77 т.1), по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 95-101 т.1), следует, что периоды работы Камченкова В.В. по ДД.ММ.ГГГГ включительно поданы ответчиком Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» без указания кода льготного характера работ, с ДД.ММ.ГГГГ – с указанием кода льготы «27-2, 2290000А-19855», соответствующей позиции 2290000а-19855 раздела XXVII Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.
В пункте 5 Разъяснения Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 № 29, указано, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.
На запрос суда Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № №л.д.89-90, 103-105 т. 1) представил информацию о характере работ истца, аналогично указанной в Справке от ДД.ММ.ГГГГ № №
При этом, в указанном ответе дополнительно указано, что истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Данным ответом ответчиком Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» подтверждена занятость истца на должности <данные изъяты>
Принимая во внимание характеристику работ электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач 4, 5 разряда (Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих электроэнергетики», утвержденный Постановлением Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №), суд приходит к выводу о доказанности выполнения истцом работы, предусмотренной списком, на условиях полной занятости, поскольку он занимал должность электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач, в должные обязанности которого входило выполнение работ на высоте свыше 5 метров, что полностью соответствует наименованию должности, предусмотренной списком, сведения о выполнении работ на условиях неполной занятости отсутствуют, за исключением сведений о нахождении в отпусках без содержания ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Иные отвлечения, указанные в данном ответе (периоды нахождения на курсах повышения квалификации, периоды временной нетрудоспособности, периоды дополнительных учебных отпусков), не подлежат исключению из специального стажа, так как в указанные периоды за работником сохранялось рабочее место и средняя заработная плата.
Доводы ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о том, что в данном случае необходимо установление факта выполнения работ на высоте в течение всего рабочего дня несостоятельны, поскольку противоречат буквальному наименованию должности в списке, а также установленным ЕКТС должностным обязанностям электромонтера по ремонту воздушных линий электропередач, не предусматривающим для таких работников выполнение работ исключительно на высоте, а также пункту 5 разъяснений Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В рассматриваемом случае правовое значение имеет лишь то обстоятельство, что выполнение работ на высоте свыше 5 метров входило в должностные обязанности истца и данные работы им выполнялись.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что следующие периоды работы истца:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
подлежат отражению на индивидуальном лицевом счете истца с указанием кода льготы «27-2, 2290000А-19855», соответствующую позиции 2290000а-19855 раздела XXVII Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №.
При этом обязанность по внесению соответствующих корректировочных сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Камченкова В.В. лежит именно на работодателе - ответчике Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» в силу вышеуказанного правового регулирования, так как при одинаковых условиях работы истца данным ответчиком в сведения индивидуального персонифицированного учета поданы с указанием разных условий труда: до ДД.ММ.ГГГГ без кода льготы, с ДД.ММ.ГГГГ – с кодом льготы.
Ответчиком Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» истцу была представлена справка, уточняющая особый характер или условия труда от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 78-81 т.2), в которой содержится информация, аналогичная указанной в Справке от ДД.ММ.ГГГГ №. При этом, в указанной справке дополнительно указаны основания (код льготы) для досрочного назначения пенсии, а также сведения о продолжительности и основаниях отвлечений от работы, в том числе, о периодах повышения квалификации, на которые истец направлялся работодателем, о периодах нетрудоспособности, оплачиваемых учебных отпусках, дополнительных выходных днях без оплаты, указано, что истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная справка истцом ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю не передавалась, данным ответчиком не оценивалась, получена истцом от ответчика Филиала Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» в процессе рассмотрения настоящего дела.
При этом убедительных доводов о невозможности внесения уточняющих (корректировочных) сведений в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица согласно выданной истцу справке, уточняющей особый характер или условия труда от ДД.ММ.ГГГГ №, ответчиком Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» суду не представлено, как не представлено и доказательств отказа ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в принятии таких корректирующих сведений.
Таким образом, требование истца о возложении на ответчика Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» обязанности подать уточняющие (корректирующие) сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Камченкова В. В. с указанием кода льготы «27-2, 2290000А-19855», в отношении указанных выше периодов работы Камченкова В.В. подлежит удовлетворению.
Суд считает заявление данного требования к указанному ответчику надлежащим способом защиты нарушенного права.
Возложить обязанность на ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> произвести корректировку таких сведений исключительно на основании сведений, изложенных в справке № от ДД.ММ.ГГГГ и справке № от ДД.ММ.ГГГГ, суд не считает возможным, так как,
- во-первых, работодатель истца – ответчик Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» является действующей организацией и именно на нем лежит ответственность за достоверность поданных в ИЛС сведений о работнике, обязанность по подаче корректирующих сведений при выявлении ошибки;
во-вторых, справка № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит необходимых сведений для корректировки ИЛС (сведений о периодах отвлечений), а справка № № от ДД.ММ.ГГГГ была выдана истцу при рассмотрении настоящего дела, ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю истцом не передавалась, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю не оценивалась, и не имеется в распоряжении данного ответчика.
Истцом требования об установлении общей продолжительности периодов его специального стажа с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ( в том числе, в части неспорых периодов) не заявлено.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю общая продолжительность специального стажа истца с учетом спорных и не спорных периодов для целей назначения досрочной пенсии истцу не определялась в силу того, что истцом заявления о назначении досрочной пенсии не подавалось.
Соответственно, в целях восстановления нарушенного права истца, суд считает необходимым и достаточным возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю принять для целей корректировки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Камченкова В.В. и к учету при исчислении продолжительности специального стажа Камченкова В.В. уточняющие (корректирующие) сведения, поданные Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» при исполнении настоящего решения.
В связи с изложенным, исковые требования Камченкова В.В. подлежат частичному удовлетворению.
Истцом уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты>. как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 9), исковые требования неимущественного характера удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчиков в равных долях.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Камченкова В. В., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС № к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200), Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» (ОГРН 1056604000970) удовлетворить частично.
Обязать Филиал Публичного акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» подать уточняющие (корректирующие) сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица Камченкова В. В. с указанием кода льготы «27-2, 2290000А-19855», соответствующую позиции 2290000а-19855 раздела XXVII Списка № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ №, в отношении следующих периодов работы Камченкова В. В.:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю принять для целей корректировки индивидуального лицевого счета застрахованного лица Камченкова В. В. и к учету при исчислении продолжительности специального стажа Камченкова В. В. такие уточняющие (корректирующие) сведения, поданные Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго».
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, Ф. П. акционерного общества «Россети Урал» - «Пермэнерго» в пользу Камченкова В. В. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. с каждого.
В удовлетворении остальной части исковых требований Камченкову В. В. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 27 апреля 2024 года.
Судья: О.П. Берсенёва